О создании зоны свободной торговли между США и Евросоюзом

Глобальная конкуренция обостряется

Ситуация в Сирии затмила все другие темы, обсуждаемые на саммите глав стран «большой восьмерки»...

Ситуация в Сирии затмила все другие темы, обсуждаемые на саммите глав стран «большой восьмерки». Между тем не меньшее значение для безопасности, теперь уже экономической, имеет еще один обсуждаемый в эти дни в местечке Лох–Эрн вопрос — о создании зоны свободной торговли между США и Евросоюзом.


Многие наблюдатели уже оценили трансатлантическое соглашение о свободной торговле — в случае, если оно будет заключено, — как консолидацию Запада перед лицом мирового кризиса и усиливающейся международной конкуренции. Не случайно Барак Обама заявил, что хочет создать «союз такой же мощный, каким являются наши союзы в сфере дипломатии и безопасности». Параллель с НАТО вполне прозрачна.


Как всегда, в рядах первых, кто поддержал Обаму, оказался верный британский союзник. «Мы говорим о самой крупной двусторонней сделке в истории, — с энтузиазмом заявил премьер–министр Великобритании Дэвид Кэмерон. — Она принесет 100 миллиардов фунтов Евросоюзу, 80 миллиардов — США и 85 миллиардов — остальному миру».


Но действительно ли сегодня можно говорить о прорыве в трансатлантических отношениях? Прежде всего следует отметить, что, несмотря на нынешние заявления президента Обамы, идея создания единого торгового пространства США и ЕС все–таки имеет европейское происхождение. Еще в 2007 году такое предложение высказала федеральный канцлер Германии Ангела Меркель. Она представила пакет инициатив по гармонизации законодательства ЕС и США в экономической и торговой областях с перспективой создания зоны свободной торговли.


Но тогда как раз американская сторона не проявляла стремления связывать себя конкретными обязательствами. И во многом такую сдержанность диктовали правительству транснациональные корпорации, привыкшие преследовать собственные финансовые цели. Самый яркий пример непримиримой борьбы американских и европейских компаний — соперничество «Боинга» и «Аэробуса».


Однако мировой финансовый кризис заставляет западные страны консолидироваться. Сегодня, по мнению многих исследователей, имеет место поворотный момент в истории, в процессе которого влияние Запада снижается, а стран с переходной экономикой — усиливается. В итоге произойдет фундаментальный сдвиг в балансе сил в мире, чего США не собираются допустить.


Создать трансатлантическую зону свободной торговли, в которую вошли бы США и Евросоюз, предложил вице–президент США Джо Байден на Мюнхенской конференции по безопасности еще в феврале нынешнего года. Идею одобрила канцлер Германии Ангела Меркель. Категорически против было руководство Франции. Париж не поддержал условий доступа госзаказов из США на европейский рынок и высказал обеспокоенность за судьбу некоторых собственных брэндов, например игристого вина из Шампани. Власти Франции также опасались, что от создания зоны свободной торговли и последующего наплыва американских фильмов и музыки пострадает местная кино–, теле– и музыкальная индустрия.


Представители ЕС признают, что переговоры не будут простыми. Ведь новое трансатлантическое соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и иных барьеров для промышленных и сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли услугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами–участницами.


Как видим, речь идет о длительном и сложном процессе сближения и унификации торгово–экономической теории и практики. По сути, об избавлении от торгового эгоизма — и похоже, это будет выгодно обеим сторонам.


На сегодняшний день на долю США и Евросоюз приходится около 47% мирового ВВП и 30% всех мировых денежных потоков. При таком взаимодействии будущая зона свободной торговли обещает стать самым крупным рынком в мире, где ежедневно реализуется товаров и услуг на сумму 2,7 миллиарда долларов. Совокупные инвестиции между экономиками этих двух субъектов составляют более 3,7 триллиона долларов.


Таким образом, подчеркивают наблюдатели, речь идет о создании глобального экономического образования, которое можно назвать одним словом — «Запад». Очевидно, что его главной целью должно стать создание условий для успешного противостояния старого мира бурно растущим Китаю, Индии, Бразилии и другим развивающимся странам. Тем более что США уже имеют опыт и соответствующее соглашение с Южной Кореей — одним из продвинутых азиатских рынков. А в 1994 году была создана Североамериканская зона свободной торговли с участием США, Канады и Мексики.


На этом фоне особое значение для нас имеют перспективы Евразийского союза. Чтобы выжить в современном мире, надо конкурировать. А глобальная конкуренция из военной окончательно переместилась в экономическую сферу. Где, в свою очередь, и происходит сегодня накопление производительных сил.

 

Советская Белоруссия №111 (24248). Среда, 19 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter