В Краснопольском районе возрождают традиционное белорусское ремесло

Глина, круг и немного солнца

В Краснополье стараниями энтузиастов и при финансовой поддержке программы развития ООН возрождают традиционное белорусское ремесло — гончарство. Под мастерскую переоборудовали старый деревянный дом, который еще недавно собирались снести, купили 2 печи, 3 гончарных круга. Теперь дают мастер-классы всем, кто хочет научиться работать с глиной.


За столом — с десяток рукодельниц лепят свистульки и рыбок, расписывают уже готовых, обожженных в печи петушков. Еще две на гончарных кругах центруют глину, изготавливая из нее вазы и горшки. Работать с гончарным кругом нелегко. Краснопольчанка Вероника Юркина, которая приходит на занятия несколько раз в неделю, признается:

— Я раз 20 за круг вставала, чтобы сделать правильную посуду.

Гончарство вообще ремесло непростое. Глину добыть надо, обработать, придать ей форму, обжечь в печи, обварить или покрыть глазурью...

Ремесленник–гончар Александра Черткова объясняет:

— Мы работаем с глиной из Радошковичей, но хотим освоить свою, краснопольскую. В районе ее много — и красной, и голубой. Правда, процесс добычи и заготовки трудоемкий: надо накопать килограммов 50 в карьере, притащить в мастерскую, замочить на неделю в холодной воде, процедить через сито и сушить неделю и больше естественным способом, под открытым небом. Хорошо, что у нас для этого есть все условия — целый участок с постройками, где глину можно очищать, хранить. А еще — проводить экскурсии и праздники. Мечтаем, чтобы гончарство включили в туристический маршрут, чтобы гости могли увидеть весь процесс рождения керамики — от лепки до обжига. И даже поучаствовать в нем.


Краснопольщина гончарами издавна славилась. В районном историко–этнографическом музее есть керамика времен неолита. Как говорят современные гончары, их предки мастерили остродонную посуду, когда еще бегали в шкурах и готовили на кострах. Впрочем, и в бытность Советского Союза в районе было немало ремесленников. Семья Болтиковых из села Загорье добывала глину, на ножном гончарном круге мастерила посуду, обжигала в самодельной печи. Печь жива до сих пор, но последнего гончара — Ивана Болтикова — не стало лет 10 назад. С ним исчезло и местечковое гончарство, поскольку учеников он не оставил. Но в районе решили возродить ремесло.

Наталья Козенцева.
Среди тех, кто приходит в мастерскую, — мастер–ремесленник Наталья Козенцева. У нее — пятеро детей, и все с удовольствием возятся с глиной. На маленький горшочек ее уходит около 150 граммов, на большой — почти килограмм. У Натальи есть идея — делать из глины посуду и из нее потчевать туристов:

— У нас дома русская печь, я в глиняном горшке пшенную кашу готовлю. Очень вкусно выходит, на плите такой не сваришь. Опять же пшенка — не простая каша, а обрядовая, ее на крестины готовят, так что глиняную посуду и угощенье можно «завязать» на местном колорите, истории.

Мастер–классы гончары проводят регулярно: для взрослых, школьников, детсадовцев. За гончарный круг 5–летних, понятное дело, не пускают, но они увлеченно мастерят из глины игрушки. Уроки пока бесплатные. Но когда гончарство раскрутится и станет своеобразным брендом Краснопольщины, свистульки и кувшины станут продавать: и местным, и туристам.

Не боги горшки обжигают

В Краснопольской мастерской — 2 печи. В традиционную дровяного обжига одновременно помещается до 30 крупных горшков, где они обжигаются 6 — 7 часов при температуре около 800 градусов. Чтобы туда не попал кислород, печь в определенный момент «запечатывают» — замазывают глиной все окошки, включая смотровое. В ней после обжига изделия остаются до полного остывания — почти сутки. Есть печь электрическая, где керамику покрывают глазурью. А еще краснопольчане делают обвар глиняных изделий: окунают их в болтушку — огуречный рассол с ржаной мукой. Когда горшочек достают, на нем проявляется рисунок. Всегда разный и загадочный. Местные мастера даже называют свои горшочки «медитативными».

КОМПЕТЕНТНО

Елена Романенко, начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Краснопольского райисполкома:

— Идею возродить гончарное ремесло мы вынашивали 9 лет. Но на открытие мастерской, оборудование нужно было около 21 тысячи евро. Благодаря проекту ПРООН, который финансируется Евросоюзом, мастерская появилась. В ней обучают гончарству всех желающих, подвигая их к самозанятости. Одними сувенирами наши мастера не ограничатся, планируют выпускать посуду и облицовочную плитку для каминов и печей. Надеемся, все это будет пользоваться спросом и гончарство поспособствует повышению туристического потенциала района.

kislyak@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter