Глазу – ново, уму – старо

В Манеже четыре дня экспонировались работы студентов и педагогов Академии Ильи Глазунова Действительный член Российской академии художеств, профессор, народный художник СССР, почетный член Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалер «Золотой медали Пикассо» – награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, лауреат премии Джавахарлала Неру, лауреат Государственной премии Российской Федерации Илья Глазунов во все времена являлся фигурой в высшей степени неординарной. Яростный фрондер и непримиримый противник официального искусства в советские годы, в то же время он получил такое количество государственных наград и заказов, зарубежных командировок, а также прочих знаков отличия, включая легендарные персональные выставки в Манеже, что сравнить его не с кем.

В переходный период Глазунову выпала честь возглавить специально созданную под него Академию. По прошествии двадцати лет ее отец-основатель и бессменный ректор, а также 474 педагога, выпускника и студента демонстрируют свои достижения в области живописи, ваяния и зодчества в залах все того же Манежа. Странно, но реклама почти отсутствовала, и длилась выставка всего четыре дня – с 6 по 9 марта. То ли устроители попытались войти в реку дважды и воссоздать атмосферу тех лет, когда на глазуновские выставки стояли многокилометровые очереди, то ли решали  свои практические задачи, далекие от интересов любителей живописи…  
Юбилейная экспозиция  поражала масштабами: более тысячи работ, и, к чести маститых членов Академии, следует отметить, что свыше семисот из них принадлежат студентам. Выставочное пространство организовано обстоятельно. Вот «зальчик» архитектурных проектов, а за ним – прямо-таки дышащие тщанием и старанием копии картин великих мастеров. Тут – наброски с обнаженной натуры, очень академичные, а там – набившие оскомину капители. В чем-чем, а в невладении классическим рисунком выпускников Академии не упрекнешь, руку студентам здесь ставят отменно, что по нынешним временам редкость.
Выбор тем и героев свидетельствует об определенной позиции, с известными оговорками вполне укладывающейся в приснопамятную уваровскую формулу: «Православие, самодержавие, народность». Достаточно перечислить названия живописных работ, особо выделенных и на официальном сайте Академии, – «Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова перед казнью» В.Глазуновой, «После битвы на Калке» П.Рыженко, «Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским» С.Чикуньчикова, «Призвание на царство М.Ф.Романова» И.Кузнецова, «Буря. Апостолы в лодке» О.Супереко – как многое станет ясно. Ректор Глазунов справедливо называет эти дипломы «последними учебными работами и первыми творческими».  Скажете, своего рода эскапизм (от англ. еscape – бежать, желание спрятаться от пугающей действительности в некоем вымышленном мире)? Пожалуй, не без этого…
В том же русле мыслят и молодые ваятели: Евпатий Коловрат и адмирал Ушаков, Иван Поддубный и Петр Столыпин, граф Орлов-Чесменский – среди их героев. Баснописец Эзоп и Сократ, изображенные на холсте, и прилежные копии с работ Рубенса, Рембрандта и Веласкеса, размещенные здесь же, очевидно, должны «отвечать» за первые два «Рима» и тем самым подчеркивать непреходящее и все крепнущее величие «Рима третьего». Впрочем, чего еще ожидать от школы Мастера, натуры столь яркой, своеобычной и харизматичной, что тень его художественной ауры в какой-то мере поневоле ложится на каждого его ученика.
На выставке в Манеже можно было узреть много четких линий и тщательно наложенных мазков, впечатлиться сюжетами и патриотическими настроениями, но свежести мышления и неожиданности пластических и цветовых решений на удивление мало. Среди приятных исключений – «Вокзал» М.Алдошина, «Икар» Е.Лобановой, «Свадьба городская» А.Аверина… Хотя, казалось бы, от кого, как не от молодых выпускников, ждать дерзновенности, радикализма, попыток постижения пульсирующей современности? Нет слов, Академия делает много полезного. Взять хотя бы  проект воссоздания храма во имя святых Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах или Детский центр Милосердия, или ознакомиться с результатами трудов факультета реставрации, которые тоже были представлены на выставке. Но прекраснодушного полета в чистые горние выси Искусства как общего умостроя глазуновской Академии тоже не скроешь.
И хотя на факультете искусствоведения имеется кафедра основ гражданственности, такие работы,  как «Беслан. Списки надежды» (автор А.Боганис), являются  исключением.
Впрочем, нельзя не признать, что сам факт существования подобного института, с его выраженным эскапизмом, вызывающей аконцептуальностью и установкой на классическую традицию и «торжество реализма», есть необходимый противовес тому бесшабашному, а порой бессмысленному и беспощадному разгулу арт-хулиганства, которое то и дело подают нам как «актуальное современное искусство». И в этом смысле хронологическое совпадение отчетной выставки Академии с проведением второй Московской биеннале выглядит жестом  высшей справедливости. Несмотря на то, что посетителей здесь было в разы меньше, нежели на многочисленных биеннальных «пиршествах».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter