Обзор телепередач за неделю

Глазами клоуна

«Юра, я здесь!» — Совы — не то, чем они кажутся — Осень патриарха Александра Збруева

Городок Демидов расположен в бассейне Западной Двины, в Смоленской области, граничащей с Витебщиной. Так что уж простите такую вольность, гениального клоуна и всеми любимого артиста Юрия Никулина, умевшего с непроницаемым лицом смешить всех до икоты, можем считать своим земляком. И пусть завистники шипят вслед: вы так и Дольфа Лундгрена в земляки запишете. И запишем! Если обнаружим его следы где–нибудь в полоцком архиве.

95–летие актера Юрия Никулина отпраздновали показом картины «Ко мне, Мухтар!», очерком «Больше, чем любовь» и документальным фильмом «Юрий Никулин. Великий смешной». Именно в цирк на Цветном бульваре пришел после войны 25–летний фронтовик поступать в студию клоунады. И его с радостью взяли. До этого он несколько месяцев пытал счастья во всех творческих вузах Москвы, но не проходил. Никулин был из творческой семьи: мама — бывшая актриса, отец писал репризы для артистов эстрады и даже в армию присылал сыну шутки, которые тот использовал в своих выступлениях перед солдатами.

Кинематографическая слава пришла к Никулину сразу же после первых короткометражек Леонида Гайдая. Зрители полюбили аляповатую троицу — Труса, Балбеса и Бывалого. «Играл пьяниц и полужуликов, — вспоминал позже актер. — Роли в основном алкогольного характера, и на что больше всего обижалась моя мама: «Юра, почему они не пригласят настоящих пьяниц?» Уже на съемках «Кавказской пленницы» из всей троицы режиссер Гайдай стал выделять Никулина за его бесконечные и точные импровизации. 

Новое здание цирка на Цветном бульваре за 4 года построили финские строители благодаря помощи тогдашнего председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, который тепло относился к артисту. Стоила стройка 25 миллионов долларов. Сегодня в директорском кресле сын Никулина Максим, а внуки Максим и Юрий руководят гастрольной деятельностью и работой с прессой в коллективе.

О телевизионной кухне проекта «Что? Где? Когда?» и непростом характере его создателя Владимира Ворошилова поведала программа «Вся жизнь — игра». Продумывать каждую мелочь Ворошилова научила работа в театре. Он много лет работал художником–постановщиком на различных ведущих московских сценах. Для одного из спектаклей в Театре им. Ленинского комсомола придумал помост, который вел в зрительный зал, а чтобы его осветить, разобрал крышу теперешнего «Ленкома» и установил на ней осветительные приборы. Декорации смотрелись потрясающе. Но дыра в крыше привела в ужас администрацию театра, да еще во время спектакля пошел дождь. Зрители промокли, и премьера обернулась провалом. Со скандалом Ворошилов ушел из театра, чтобы посвятить себя телевидению, чьим фанатом был десятилетия.

У Владимира Яковлевича было своеобразное чувство юмора: свою мать Веру Борисовну он называл акулой империализма. Но, получая «ТЭФИ», обратился к ней со сцены, покачивая бронзовой статуэткой работы Эрнста Неизвестного: «Мама, теперь ты довольна?»

Еще при жизни Ворошилов предлагал сесть в кресло ведущего сыну Стеценко Борису Крюку, но тот отказывался. Ворошилов очень обижался: «Я предлагаю тебе не программу, а свою жизнь». В итоге передача, вышедшая впервые в эфир в сентябре 1975 года, является одной из самых рейтинговых и сегодня.

Фундамент этого успеха заложил Ворошилов. Его указания должны были выполняться безоговорочно. Он дрессировал всех и кричал на людей. Но ему прощали все, потому что понимали: по–другому он работать не умеет, а работает он на результат. Его команда умела мириться с его тяжелым характером. В тесном кругу у Ворошилова было прозвище Сова. Он действительно вел преимущественно вечерний и ночной образ жизни. Даже обои в его квартире были черного цвета. Наверное, именно поэтому сова и стала многолетним талисманом проекта.

Удивительно, у каждого творческого человека своя золотая пора. Гость программы «На ночь глядя» Александр Збруев в свои 76 лет играет шесть спектаклей в театре, крышу которого разбирал в свое время Владимир Ворошилов. И нет у него ни замены, ни дублеров. Правда, теперь спектаклей уже пять. Марк Захаров принял решение снять с репертуара скандальный спектакль Константина Богомолова «Князь», на который не пошел зритель. Незаметно арбатский хулиган, лоботряс Григорий Ганжа из «Большой перемены» стал классиком подмостков. А все потому, что смотрел на этот мир с улыбкой и камня за пазухой не держал. Даже сегодня все свои цветы кладет в гримерке на опустевший столик Олега Янковского.


Советская Белоруссия № 247 (25129). Пятница, 23 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter