Завтра открываетя XXIV Минский международный кинофестиваль “Лiстапад”

Глаза разбегаются

Любой кинофестиваль — событие всегда ожидаемое и всегда непредсказуемое. “Лiстапад” — не исключение. Какие только фильмы ни “кружили” над Минском почти четверть века! Вот и программа нынешнего форума, который начинается сегодня и завершится 10 ноября, даже опытных киноманов ставит перед непростым выбором. Ведь посмотреть все картины, представленные в конкурсных и специальных секциях, за фестивальную неделю нереально. Выступить в качестве гида мы попросили директора программ игрового кино Игоря Сукманова


Основной конкурс

— Взглянув на список лент игрового конкурса, я прихожу к выводу, что “Лiстапад” продолжает свою миссию показывать кино бывших социалистических стран. Эти картины в широкий прокат, как правило, не выходят, и наш фестиваль остается уникальной площадкой, где можно узнать о том, как развивается кинематограф на близких нам по духу территориях.

— Вообще, ситуация сложилась парадоксальная: сегодня мы в мельчайших подробностях знаем обо всех девушках голливудского продюсера Харви Вайнштейна, их биография у нас отлетает от зубов, а вот что под боком в кино происходит, даже в нашей собственной стране или в соседних регионах, — для нас терра инкогнита. “Лiстапад” будет по-прежнему с этим бороться и открывать зрителям новые имена и фильмы, оказывающие сильное влияние на процессы, которые происходят в современном мире кино. Все конкурсные ленты достойны вашего самого пристального внимания.

Фото Владимира ШЛАПАКА

У фестиваля за долгие годы, естественно, сложился свой круг любимых авторов — это и Борис Хлебников. Его “Аритмия” станет фильмом открытия сегодня вечером в кинотеатре “Москва”. Именно продюсеры Хлебникова настояли на том, чтобы “Лiстапад” стал первой фестивальной площадкой, где презентуют картину, что нам польстило невероятно. Нет смысла представлять зрителям и Сергея Лозницу, в этом году в конкурсе его новая лента “Кроткая” (7 ноября, 21.30, кинотеатр “Центральный”). Скорее, хочется назвать режиссеров-конкурсантов, имена которых не на слуху. Перечислю несколько картин, показы которых тоже состоятся в кинотеатре “Центральный”:

Ильгар Наджаф. “Гранатовый сад”. Азербайджан (6 ноября, 18.30). Фильм говорит нам об обществе, которое не вышло из феодального поля, и это связано во многом с тем, что роль мужчины в таком обществе сакральна, каждый мужской поступок имеет свое оправдание. Фильм интересен прежде всего тем, что у режиссера очень жесткий, честный, правдивый и талантливый взгляд на эту проблему.


Джонни Хендрикс Инестроса. “Канделярия”. Куба (9 ноября, 21.30). Одна из самых человечных картин конкурса. Я вот сейчас ее вспоминаю и у меня комок к горлу подступает. История пожилой кубинской пары разворачивается на фоне 1990-х. Куба после развала СССР перестала получать финансовую помощь и переживала сильнейший экономический спад. Жизнь стариков в это время обесценилась донельзя. Но любовь спасает все в этой жизни. Из кинотеатра выйдете со слезами счастья на глазах, гарантирую.


Валеска Гризебах. “Вестерн”. Германия (7 ноября, 19.00). Справедливо можете возмутиться: какое отношение имеет к фильмам бывшего соцлагеря эта картина из Германии успешного продюсера Марен Аде (ее фильм “Тонни Эрдман” был заслуженным триумфатором последних Канн). Да, с одной стороны, картина “Вестерн” о немцах. Однако проблематика этой ленты наша. Немцы здесь живут на территории Болгарии и испытывают некоторые трудности коммуникации с коренными жителями. Их чувственность, человечность, отсутствие прагматического подхода к жизни несколько сбивают с толку наших героев. Но под влиянием этой стихии они тоже меняются и становятся более открытыми, так что присутствие “Вестерна” в конкурсе считаю вполне оправданным.


Райнер Сарнет. “Ноябрь”. Эстония (6 ноября, 20.50). Этот фильм из разряда тех, где эстетика превалирует над чувствами. Картинка здесь столь фантастически красивая и изобретательная по своей стилистике, что даже если не входишь в историю с головой, оторваться от экрана не можешь. Мы часто задаемся вопросами национальной идентификации: кто такие белорусы, русские, литовцы, поляки? Так вот картина на вопрос, кто такие эстонцы, на мой взгляд, отвечает исчерпывающе.


Молодость на марше

В конкурсе “Молодость на марше” встречаем имя режиссера из Туниса Каутер Бен Ханья с картиной “Красавица и свора” (6 ноября, 14.00, к-р “Центральный”). Ее лента “Орудующие бритвой” пару лет назад была тепло принята на “Лiстападзе”. А с фильмом нынешнего года режиссер Ханья уже блистала в Каннах. Эволюция восточной кинематографистки происходит на наших глазах, что снова приятно отметить.

Среди безусловных хитов программы можно назвать “Чарльстон” Андрея Крэцулеску (9 ноября, 16.30, к-р “Центральный”). Румынский режиссер сам представит зрителям картину. “Как только вы сядете в кресло и пройдут первые минуты фильма, вы поймете, что это ваше кино”, — интригует Игорь Сукманов. Все стереотипы румынского кино Крэцулеску преподносит с новой, более эффектной и зрелищной, стороны.


Ломая стереотипы

Есть ли добрые, семейные и теплые картины на фестивале? Да! Это вся программа конкурса фильмов для детской и юношеской аудитории “Лiстападзiк”. Детские писатели Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский на своих страницах в соцсетях разработали целый план мероприятий — рекомендую ознакомиться. Там вы узнаете, как правильно детям и взрослым готовиться к сеансам в кинотеатре “Пионер”, о чем говорить друг с другом до и после просмотра каждой конкурсной картины. Словом, профессионально разобрали программу “Лiстападзiка”, сломав стереотип о том, что кино в этой секции исключительно детское и для взрослых не обязательное. Отнюдь. Достаточно сказать, что фильм “Дуновение жизни” (6 ноября, 17.00, к-р “Пионер”) Иран в этом году выдвигает на “Оскар”. Так что взрослые получат от детской программы форума не меньшее удовольствие.


Познакомиться с полным расписанием фестивальных сеансов можно на сайте kinominska.by

Впервые

Наряду с уже устоявшимися фестивальными традициями появляются и нововведения.

Новация этого года — абонементы на конкурсные и внеконкурсные показы. Так, в кинотеатре “Центральный” предложили единый билет на все 11 сеансов основного конкурса игрового кино по цене 49,50 рубля. Абонемент программы “Молодость на марше”, в которую также вошло 11 картин, стоит 27,50. В кинотеатре “Пионер” состоятся вечерние сеансы 14 внеконкурсных картин, уже титулованных на фестивалях в Каннах, Берлине и Венеции. На них тоже можно купить абонемент, как и на программу документального кино, которая прижилась в кинотеатре “Мир”. Стоимость же одного билета на фестивальные показы не будет превышать 5 рублей, заверили организаторы.

Помимо традиционных площадок, сеансы “Лiстапада”, в том числе для зрителей-полуночников, впервые будут проходить в частном кинотеатре Фэлкон Клаб Бутик Кино. К примеру, в фестивальной программе “Цвет ночи” представлен израильско-немецкий фильм “Кондитер”. В этой же секции для взрослых — “Двуличный любовник” Франсуа Озона и иранский ужастик “Зар (злой дух)”.

Свершилось!

В конкурсной программе “Молодость на марше” впервые появилась белорусская картина — “Завтра” Юлии Шатун.  9 ноября в 14.30 она сама представит свой фильм зрителям в кинотеатре “Центральный”.

Кстати, программного директора “Лiстапада” Игоря Сукманова часто обвиняли в нелюбви к отечественному кинематографу, но он до сих пор ложные обвинения отвергает:

— Я с очень большим вниманием и любовью отношусь к нашим кинематографистам, однако фильмы отбираю с не-меньшей тщательностью. Всегда мечтал, чтобы в наш конкурс попадали белорусские ленты не только потому, что они наши. Хотелось бы, чтобы эти картины представляли собой талантливое художественное высказывание и у них был бы шанс попасть к зрителю не только нашего фестиваля. На мой взгляд, лента “Завтра” Юлии Шатун в этом смысле состоялась.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter