Минск
+16 oC
USD: 2.05
EUR: 2.26

Выгодно ли открывать бизнес по продаже подарков ручной работы

Глаза боятся — руки делают

Вспомним извечную народную мудрость: лучший подарок тот, что сделан вручную. А еще лучше, когда он сделан руками, но чужими. Речь, как вы поняли, о хенд мейде — вещах с исключительной индивидуальностью и в небольшом количестве. Ремесленникам, которые занимаются изготовлением такой продукции, бывает нелегко самостоятельно найти покупателя. Но выход, как говорится, есть всегда. Предприниматель Валерий Колдачев разработал интернет-площадку более чем для 1500 ремесленников со всей Беларуси, где они могут размещать на определенных условиях свои товары. И в 2017-м открыл собственный магазин подарков ручной работы.

Предприниматель Валерий Колдачев разработал интернет-площадку более чем для 1500 ремесленников со всей Беларуси, где они могут размещать на определенных условиях свои товары.

Идея всегда рядом

В 2014 году, будучи программистом, Валерий разрабатывал сайты для их дальнейшей продажи. Так как жена занималась хенд мейдом, попросила сделать сайт для интернет-магазина. В то время у ремесленников не было права выставлять свои работы на продажу в интернете, поэтому сайт пришлось делать с учетом тогдашних реалий: ремесленник мог предоставить свой товар только в качестве поставщика. Созданием сайта Валерий не ограничился, идея затянула, рынок был довольно интересным и перспективным. Поэтому начал делать наценку и продавать подарки конечному клиенту.

Вообще, сайт создавался и наполнялся около года — поиск ремесленников, перенос их товаров на сайт. Еще через год получилось выйти в ноль, а когда пошла стабильная прибыль, предприниматель заметил тенденцию: клиентам подарки нужны по принципу «здесь и сейчас». Изготовление по заказу, пересылки почтой в другие города как услуги пользовались меньшей популярность. И в 2017 году открылся первый магазин.

Так как с миром аренды предприниматель ни разу не сталкивался, помещение изначально выбирал небольшое — 20 квадратных метров в торговом центре недалеко от ЦУМа.

— Магазин сразу начал себя оправдывать. Благодаря ему в два раза удалось увеличить объем продаж. Около года бизнес развивался в таком темпе, а в сентябре прошлого года я решил открыть второй магазин на проспекте Победителей. Приглянулась арендная плата — 40 рублей за квадратный метр. И тут попал в ловушку… Надеялся, что сработает узнаваемость, а также планировали добавить в тот магазин ассортимент, который не получалось ранее, — интерьерные габаритные вещи. После сезона — новогодняя пора — продажи очень резко упали и магазин пришлось закрывать, — рассказывает Валерий.

К счастью, в торговом центре, где располагался первый магазин, освободилось помещение на этаж пониже и с большей площадью — 60 квадратных метров. Хотя предприниматель и рассчитывал всего на 40… Но аренду решил отбивать мастер-классами по лепке, шитью, проведение которых планирует вскоре начать.

Тем более два года назад предприниматель открыл удачное направление — продажа материалов для хенд мейда, которые закупает в России. Клиентам на мастер-классах можно будет сразу и предлагать всевозможные материалы.

Помимо этого, Валерий хотел проводить выставки. Но сейчас их в Минске очень много. И финансово они даже в перспективе себя не оправдают.

Ремесленники порой тратят на изготовление подарка несколько месяцев.

Треугольник: мастер, продавец, клиент

В конце 2016 — начале 2017-го продажи резко упали, сайт был на грани закрытия. Ситуация исправилась после того, как ремесленникам законодательно разрешили выкладывать свои товары в интернете. Предприниматель не остался в стороне и два года в Министерстве экономики отстаивал права ремесленников. В частности, чтобы расширить список работ. «На то же мыло ручной работы требовался сертификат, но как физическому лицу ремесленнику его никто не делал. Спорная ситуация была с блокнотами. Легальность их изготовления была под вопросом, поскольку они не были прописаны в списке разрешенных видов деятельности, хотя была аналогичная продукция. Сейчас же ремесленник сам отвечает за безопасность материалов, используемых в изготовлении товаров», — объясняет Валерий.

Хотя насчет экологичности товаров клиенты не заморачиваются. Больше ценится их эстетичность и функциональность.

Отдельным блоком на сайте интернет-магазина предприниматель разместил «Законодательство о ремесленниках», где можно найти полезную информацию о разрешенных видах деятельности, разъяснения юристов и налоговой и другое.

Еще при создании интернет-магазина Валерий искал ремесленников через социальные сети, предлагал быть посредником между ними и клиентами. Тем более для удобства создан специальный скрипт, облегчающий перенос товаров со страницы в социальной сети на сайт. Ремесленнику оставалось лишь проставить цены.

Кстати, они на изделия ручной работы почти не изменились за последние пять лет. Абсолютное большинство — около 80 процентов — товаров продаются через магазин. Это удобно клиенту, быстро и надежно. Остальная доля продаж — товары под заказ у определенного мастера. «Здесь я являюсь как бы проводником между клиентом и мастером. Клиент оплачивает товар через меня. К тому же ему легче забрать товар в магазине», — объясняет Валерий.

Какие-то популярные на все времена товары выделить сложно. Все скорее зависит от сезонности. Банально от праздников — 14 и 23 февраля, 8 Марта. К примеру, близится свадебная пора, поэтому на прилавках особое место уделено коробочкам для колец, декорированным бокалам, бутоньеркам и так далее.

Пик развития

Большинство клиентов — женщины. «Любители прекрасного и ценители красивого. Плюс ко всему играет роль особенность ассортимента — бижутерия, аксессуары, игрушки и другие товары для детей, предметы декора», — отмечает Валерий. Кстати, средний чек в магазине — 20—30 рублей. Одни из самых дорогих товаров — куклы ростом до полуметра, с большим количеством декора. Стоят они 700—1400 рублей, но продаются медленно.

— На дорогих товарах наценка небольшая. Вообще, считается она автоматически. Когда мастер добавляет свой товар на сайт, в зависимости от его цены выставляется шкала наценки — от 30 до 100 процентов. Грубо говоря, чем дешевле товар, тем больше его наценка. 

Из 1500 зарегистрированных на сайте ремесленников активно продают свои товары около 300. Связано это с тем, что на сайте Валерий ввел инструмент абонентской платы, обеспечив тем самым улучшенное качество работ и стабильный приток товаров. Мастер за размещение на сайте должен оплатить 10 рублей в месяц. А если точнее — эта сумма списывается с продаж его работ.

В магазине предпринимателя количество товаров даже визуально оценить сложно — декорированные кружки, изделия из керамики, деревянные блокноты и альбомы, открытки, кошельки, обложки, вязаные игрушки, брелоки, свечи…

На ум приходит поговорка: на каждый товар свой купец найдется. Или нет? Как объясняет Валерий, те товары, которые продолжительное время не продаются в магазине, возвращаются мастеру.

Недавно даже поставил специальный фильтр. Мастер, прежде чем регистрироваться на сайте, должен договориться об этом с администратором магазина, чтобы тот смог заранее оценить товар, его качество и шансы продаваемости.

Расширение предприниматель не планирует: «Есть ощущение, что в Минске я достиг потолка рынка хенд мейда. Печальный опыт со вторым физическим магазином дал понять, что достаточно и одного. К тому же, я опробовал множество каналов рекламы, которые сработали и принесли максимальный доход. Развивать бизнес определенно стоит. Но не количеством, а качеством. И с помощью добавления новых направлений — мастер-классов и так далее. Можно также попробовать наладить экспорт».

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

• средняя прибыль 1500 рублей в месяц

• среднее количество заказов в месяц 750

• средняя стоимость подарков 20—30 рублей

• аренда помещения 2400 рублей в месяц

• закупка материалов для хенд мейда 4500 рублей в месяц

• НДС 400 рублей

malyshchyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУШНЕР
Загрузка...