Предприниматель Валерий Колдачев разработал интернет-площадку более чем для 1500 ремесленников со всей Беларуси, где они могут размещать на определенных условиях свои товары.
Идея всегда рядомВ 2014 году, будучи программистом, Валерий разрабатывал сайты для их дальнейшей продажи. Так как жена занималась хенд мейдом, попросила сделать сайт для интернет-магазина. В то время у ремесленников не было права выставлять свои работы на продажу в интернете, поэтому сайт пришлось делать с учетом тогдашних реалий: ремесленник мог предоставить свой товар только в качестве поставщика. Созданием сайта Валерий не ограничился, идея затянула, рынок был довольно интересным и перспективным. Поэтому начал делать наценку и продавать подарки конечному клиенту.
Вообще, сайт создавался и наполнялся около года — поиск ремесленников, перенос их товаров на сайт. Еще через год получилось выйти в ноль, а когда пошла стабильная прибыль, предприниматель заметил тенденцию: клиентам подарки нужны по принципу «здесь и сейчас». Изготовление по заказу, пересылки почтой в другие города как услуги пользовались меньшей популярность. И в 2017 году открылся первый магазин.
Так как с миром аренды предприниматель ни разу не сталкивался, помещение изначально выбирал небольшое — 20 квадратных метров в торговом центре недалеко от ЦУМа.
— Магазин сразу начал себя оправдывать. Благодаря ему в два раза удалось увеличить объем продаж. Около года бизнес развивался в таком темпе, а в сентябре прошлого года я решил открыть второй магазин на проспекте Победителей. Приглянулась арендная плата — 40 рублей за квадратный метр. И тут попал в ловушку… Надеялся, что сработает узнаваемость, а также планировали добавить в тот магазин ассортимент, который не получалось ранее, — интерьерные габаритные вещи. После сезона — новогодняя пора — продажи очень резко упали и магазин пришлось закрывать, — рассказывает Валерий.
К счастью, в торговом центре, где располагался первый магазин, освободилось помещение на этаж пониже и с большей площадью — 60 квадратных метров. Хотя предприниматель и рассчитывал всего на 40… Но аренду решил отбивать мастер-классами по лепке, шитью, проведение которых планирует вскоре начать.
Тем более два года назад предприниматель открыл удачное направление — продажа материалов для хенд мейда, которые закупает в России. Клиентам на мастер-классах можно будет сразу и предлагать всевозможные материалы.
Помимо этого, Валерий хотел проводить выставки. Но сейчас их в Минске очень много. И финансово они даже в перспективе себя не оправдают.
Ремесленники порой тратят на изготовление подарка несколько месяцев.
Треугольник: мастер, продавец, клиентВ конце 2016 — начале 2017-го продажи резко упали, сайт был на грани закрытия. Ситуация исправилась после того, как ремесленникам законодательно разрешили выкладывать свои товары в интернете. Предприниматель не остался в стороне и два года в Министерстве экономики отстаивал права ремесленников. В частности, чтобы расширить список работ. «На то же мыло ручной работы требовался сертификат, но как физическому лицу ремесленнику его никто не делал. Спорная ситуация была с блокнотами. Легальность их изготовления была под вопросом, поскольку они не были прописаны в списке разрешенных видов деятельности, хотя была аналогичная продукция. Сейчас же ремесленник сам отвечает за безопасность материалов, используемых в изготовлении товаров», — объясняет Валерий.
Хотя насчет экологичности товаров клиенты не заморачиваются. Больше ценится их эстетичность и функциональность.
Отдельным блоком на сайте интернет-магазина предприниматель разместил «Законодательство о ремесленниках», где можно найти полезную информацию о разрешенных видах деятельности, разъяснения юристов и налоговой и другое.
Еще при создании интернет-магазина Валерий искал ремесленников через социальные сети, предлагал быть посредником между ними и клиентами. Тем более для удобства создан специальный скрипт, облегчающий перенос товаров со страницы в социальной сети на сайт. Ремесленнику оставалось лишь проставить цены.
Кстати, они на изделия ручной работы почти не изменились за последние пять лет. Абсолютное большинство — около 80 процентов — товаров продаются через магазин. Это удобно клиенту, быстро и надежно. Остальная доля продаж — товары под заказ у определенного мастера. «Здесь я являюсь как бы проводником между клиентом и мастером. Клиент оплачивает товар через меня. К тому же ему легче забрать товар в магазине», — объясняет Валерий.
Какие-то популярные на все времена товары выделить сложно. Все скорее зависит от сезонности. Банально от праздников — 14 и 23 февраля, 8 Марта. К примеру, близится свадебная пора, поэтому на прилавках особое место уделено коробочкам для колец, декорированным бокалам, бутоньеркам и так далее.
Пик развития
Большинство клиентов — женщины. «Любители прекрасного и ценители красивого. Плюс ко всему играет роль особенность ассортимента — бижутерия, аксессуары, игрушки и другие товары для детей, предметы декора», — отмечает Валерий. Кстати, средний чек в магазине — 20—30 рублей. Одни из самых дорогих товаров — куклы ростом до полуметра, с большим количеством декора. Стоят они 700—1400 рублей, но продаются медленно.
— На дорогих товарах наценка небольшая. Вообще, считается она автоматически. Когда мастер добавляет свой товар на сайт, в зависимости от его цены выставляется шкала наценки — от 30 до 100 процентов. Грубо говоря, чем дешевле товар, тем больше его наценка.
Из 1500 зарегистрированных на сайте ремесленников активно продают свои товары около 300. Связано это с тем, что на сайте Валерий ввел инструмент абонентской платы, обеспечив тем самым улучшенное качество работ и стабильный приток товаров. Мастер за размещение на сайте должен оплатить 10 рублей в месяц. А если точнее — эта сумма списывается с продаж его работ.
В магазине предпринимателя количество товаров даже визуально оценить сложно — декорированные кружки, изделия из керамики, деревянные блокноты и альбомы, открытки, кошельки, обложки, вязаные игрушки, брелоки, свечи…
На ум приходит поговорка: на каждый товар свой купец найдется. Или нет? Как объясняет Валерий, те товары, которые продолжительное время не продаются в магазине, возвращаются мастеру.
Недавно даже поставил специальный фильтр. Мастер, прежде чем регистрироваться на сайте, должен договориться об этом с администратором магазина, чтобы тот смог заранее оценить товар, его качество и шансы продаваемости.
Расширение предприниматель не планирует: «Есть ощущение, что в Минске я достиг потолка рынка хенд мейда. Печальный опыт со вторым физическим магазином дал понять, что достаточно и одного. К тому же, я опробовал множество каналов рекламы, которые сработали и принесли максимальный доход. Развивать бизнес определенно стоит. Но не количеством, а качеством. И с помощью добавления новых направлений — мастер-классов и так далее. Можно также попробовать наладить экспорт».
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
• средняя прибыль 1500 рублей в месяц
• среднее количество заказов в месяц 750
• средняя стоимость подарков 20—30 рублей
• аренда помещения 2400 рублей в месяц
• закупка материалов для хенд мейда 4500 рублей в месяц
• НДС 400 рублей
malyshchyts@sb.by