Пациенты, пережившие трансплантацию органов, сразились с врачами в настольный теннис. Как спортивные состязания помогают восстановиться после сложнейших операций

Главный выигрыш — долголетие

Пациенты, пережившие трансплантацию органов, встретились с врачами не в больнице. Они сразились с ними в настольный теннис. Турнир между врачами и пациентами, объединенными трансплантологией, прошел в Минске в рамках социальной реабилитации, которую проводит международный центр «Донорство. Диализ. Трансплантация». Корреспондент «Р» узнала, как спортивные состязания помогают восстановиться после сложнейших операций.

На пьедестале врачи, но проигравших нет.

Закалка теннисом

Жизнь после трансплантации есть. И это не просто слоган. Люди, пережившие пересадку органов, вопреки распространенным мифам об инвалидизации, обретают полноценную жизнь, которая у них была до болезни. Они работают, создают семьи, рожают детей и разнообразят свой досуг спортивными увлечениями: футболом, бальными танцами, теннисом, скандинавской ходьбой. 

Участник сообщества «Донорство. Диализ. Трансплантация» Александр Кайша отпраздновал десятилетие второй жизни — столько прошло после пересадки печени. Операция позволила вернуться не только к работе, но и к хобби. Более того, Александр инициировал проведение турниров в сообществе. 

— После операции думал, чем занять себя в спортивном плане. Утром делал зарядку, а потом стал понемногу играть в теннис, чтобы быть в форме. Играю в Республиканском центре тенниса постоянно. У нас там четыре лиги. Люблю теннис. Игра подвижная. Хорошо тренирует реакцию, координацию, сердечно-сосудистую систему, иммунную. 

Специалисты считают, что коронавирус для людей после трансплантации особенно опасен, ведь чтобы предупредить отторжение донорского органа, они принимают препараты, снижающие иммунитет. Александр перенес COVID-19 почти незаметно. Он уверен, что во многом благодаря постоянным тренировкам.



— Летом должен был проходить обследование. Подготовился, а тут температура поднялась до 38. Меня на КТ, там двусторонняя пневмония в стадии завершения. Побыл дома десять дней, восстановил легкие. 

Александр уверяет, что даже испугаться не успел. Его силу духа закалили те четыре месяца, когда он в тяжелом состоянии ждал трансплантацию. 

Родную печень у моего собеседника уничтожило аутоиммунное заболевание. 

— Болел хроническим колитом. Воспалялась ободочная кишка. Дало осложнение на печень. Пытались ее спасти, но протоки уже были очень узкие, 3 миллиметра. Оставался один выход — пересадка. Вот уже десять лет живу с донорской печенью. Работаю в архиве на предприятии. Стараюсь быть на позитиве, вести активный образ жизни. Как настроишься, так и будет. Кроме тенниса, играю в боулинг. Люблю бадминтон. Это все развивает устойчивость. 

Турнир во здравие

Медики против пациентов, но только в игре. В центре «Диализ. Донорство. Трансплантация» сложилась добрая традиция: спортивные состязания людей, переживших трансплантацию, и врачей. 

— Мы видим плоды своей работы, — рассказывает о значимости таких встреч  заведующий отделением координации забора органов и тканей для трансплантации Брестской областной клинической больницы Ростислав Лавринюк. — Благодаря труду медиков люди после пересадки живут полноценной жизнью десять и более лет. Они активные, социально адаптированные. Государству не нужно выделять средства, чтобы за ними присматривать. Многие после трансплантации продолжают работать и платить налоги. И наш турнир еще одно тому подтверждение. 

— Почему настольный теннис? — интересуюсь у Ростислава Петровича.

— Он не требует огромных силовых нагрузок. Должны быть ловкость и координация. Этот вид спорта не противопоказан при сердечной недостаточности. Но энергии человек затрачивает здесь немало. 90 процентов наших пациентов получают гормональную терапию. И если не поддерживать физическую активность, вес со временем у них будет увеличиваться. Поэтому мы стараемся в нашем сообществе поддерживать все возможные виды активности. Один из участников ведет кружок скандинавской ходьбы. Организуем велопрогулки, участвуем в благотворительном забеге «Бегом от депрессии». Благодаря этим событиям люди находят друзей, общаются. Так решаются многие проблемы.


Возрождение

Валерию Добринцу из Бреста 73 года, а выглядит он на 60. И это при том, что уже не первый год живет благодаря донорской почке. Частые ангины дали осложнение на орган, очищающий кровь. В 42 года ему поставили диагноз гломерулонефрит. Почки постепенно отказывали. В 57 лет Валерий вышел на инвалидность. Работу адвоката пришлось оставить. Три года отходил на гемодиализ. А в 2009-м дождался донорской почки. Говорит, вернуться к полноценной жизни помогла спортивная подготовка. В молодости увлекался легкой атлетикой. И вообще вел здоровый образ жизни, не выпивал, не курил. А теперь он участник общества «Донорство. Диализ. Трансплантация», которое дает возможности для поддержания хорошей формы: 

— Нашу активность приостановила пандемия. А до этого мы занимались бальными танцами, проводили соревнования по мини-футболу, настольному теннису. Хорошо, что нас объединяет центр во главе с Ростиславом Петровичем. На Рождество ходим к тем, кто еще ждет почку на диализе, поддерживаем. На своем примере показываем, что жизнь после трансплантации возрождается.

Главная награда — жизнь.

К сожалению, убеждение о неполноценности пациентов после пересадки органов все еще живет. С настороженностью к таким людям нередко относятся и медики на местах. 

— Стараемся развенчивать ложные представления, привлекать в наше объединение волонтеров из среды студентов-медиков. Недавно в медицинском колледже Бреста презентовали буклет «Трансплантация — это начало новой жизни», студенты-медики и преподаватели получили информацию о донорстве и трансплантации, — рассказал Ростислав Лавринюк. 

Валерий Добринец всегда думал, что будет бегать до ста лет. Заболевание почек заставило в этом усомниться, но пересадка вернула веру в долголетие. Тем более у него хорошая генетика — 97-летний отец еще в строю: 

— Люблю путешествовать. Однажды мне подарили путевку в Париж, но я был привязан к диализу. А после трансплантации еду, куда хочу. Посетил 15 стран. Каждый раз молюсь за донора, человека, который дал мне жизнь. 

Впервые в нашей стране на днях реципиенты и врачи посадили в Бресте Аллею Памяти в знак благодарности донорам. Такие живые памятники есть в России, Молдове, Украине. 

Организатор первой трансплантации печени заведующий кафедрой трансплантологии БелМАПО Иван Пикиреня на прошлый турнир приезжал с внуком. А теперь играет с сыном, врачом-психиатром, который помогает людям после пересадки преодолеть депрессию. 

— Еще когда учился в мединституте, иногда играл в теннис. У нас дома есть теннисный стол. Выносим летом во двор и играем. Наши пациенты сильные игроки, у них хороший уровень, — делится впечатлениями Иван Иванович. — Участвуют и новички, и опытные, которые заставляют попотеть. Это важное событие объединяет нас. Показывает, что после пересадки органов можно не только жить, но и участвовать в соревнованиях. Мы с нашими пациентами хорошие друзья. Здесь не все спортсмены молодые, и очень приятно, что они поддерживают себя в форме. «Донорство. Диализ. Трансплантация» вносит очень большой вклад в популяризацию трансплантологии, которая зачастую является единственным видом помощи по спасению человека, дает шанс нормально жить и социализироваться.

Трансплантация дает шанс нормально жить и социализироваться.

К врачу-психиатру Владимиру Пикирене часто обращаются люди, пережившие пересадку, с депрессиями, тревожными расстройствами. 

— Такие встречи помогают людям поддерживать социальный статус, чувствовать себя причастными к обществу, быть активными и двигаться дальше. 

Волонтер организации, сын одной из участниц сообщества Людмилы Ильющенко Александр был свидетелем всех непростых этапов лечения мамы. Он тоже участвует в турнире. Александр дал установку маме жить долго в добром здравии. 

Долголетие — то, ради чего и затевается трансплантация.






kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter