Главный расчетный информационный центр Белорусской железной дороги отпраздновал сорокалетие

На прошлой неделе Главный расчетный информационный центр Белорусской железной дороги, благодаря которому целая отрасль работает как единый слаженный организм, отпраздновал сорокалетие.

На прошлой неделе Главный расчетный информационный центр Белорусской железной дороги, благодаря которому целая отрасль работает как единый слаженный организм, отпраздновал сорокалетие.


БелЖД. фотоПочему в комнатах, где отдыхают операторы, установили динамики как на станциях скорой помощи? Зачем центральный вычислительный комплекс заключили в изолированный бокс с отдельным кондиционером? И могут ли здесь помочь горе-путешественнику, который ездил поездом в командировку, потерял билет и теперь не знает, что предъявить в бухгалтерию? Обо всем этом «Знаменке» рассказали сотрудники центра.

 

«Наше предприятие – это котел, где варится информация обо всех железнодорожных перевозках»


«Вам купе или плацкарту? Боковые места подойдут или поискать полки друг напротив друга?» – несколько ударов по клавиатуре, и заветный билет перекочевывает из рук кассира в ваш кошелек.
Мы настолько привыкли к тому, что эта операция занимает считанные минуты, что даже не удивляемся, как это сотруднице вокзала удается так быстро найти для нас свободное место и почему она уже знает об отмене поезда, если даже объявление еще не успели повесить на стенд. А между тем за то, чтобы информационная система, связывающая в единое целое сотни станций во всех уголках страны, работала как единый организм, отвечает целое подразделение с пятью сотнями человек в штате – РУП «Главный расчетный информационный центр» Белорусской железной дороги.


«Наше предприятие можно сравнить с котлом, где варится информация обо всех железнодорожных перевозках, как грузовых, так и пассажирских, – рассказывает заместитель начальника по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Павел Семуха. – В нашем центральном вычислительном комплексе обрабатываются все сообщения о том, какие поезда сейчас в движении, не отстают ли они от графика, сколько в составе вагонов и какой в них груз. Эти данные автоматически сравниваются с теми, что хранятся в наших базах и были переданы сотрудниками депо
или станции до того, как они отправили поезд, – и наши специалисты могут легко обнаружить ошибку в виде лишнего вагона или неоплаченного товара. Так что если станции, которые отправляют поезда и формируют из вагонов составы, – это руки БелЖД, а центр управления перевозками – голова, то информационный центр – это его сердце».

 

Кто разгадает секретный шифр?БелЖД. фото


Как в биении сердца не может быть остановок, так и работа в Главном расчетном информационном центре не прекращается ни на минуту. Впрочем, самым напряженным временем суток для операторов – главных «боевых единиц» предприятия – считается вовсе не ночь, а пять часов вечера. Это железнодорожный час пик, когда подводятся предварительные итоги работы за отчетные сутки и на мониторах центра каждую секунду возникает строчка с информацией о новом отправленном или принятом поезде, о погрузке и выгрузке вагонов – многозначный буквенно-цифровой код, который кажется обывателю особым сверхсекретным шифром.


«На самом деле все не так сложно, – улыбается оператор ЭВМ Наталья Байдак, которая умудряется увидеть в этом хитросплетении букв и цифр информацию о том, сколько в составе вагонов, какая у них грузоподъемность и что они перевозят. – К примеру, место отправления поезда наши сотрудники расшифровывают без «шпаргалок» уже через пару недель работы».


Но если операторы в основном только читают информацию, то работа по ее анализу и обнаружению ошибок возложена на супермощный центральный вычислительный комплекс IBM Z800 – полутораметровый черный шкаф, начиненный сверхсложной электроникой. Чтобы аппарат мог, не перегреваясь, находиться в рабочем состоянии 24 часа в сутки, для него отвели специальное помещение, где всегда работает кондиционер, охлаждая температуру воздуха до 20 градусов.


Но если машина может работать бесконечно долго, то операторам тяжело находиться у своих мониторов все 12 часов смены – затекает спина, притупляется взгляд. Поэтому сотрудники центра по очереди каждые два-три часа переводят дух в специальной комнате отдыха, напоминающей отдельную квартиру – с диванами и даже кухней. Интересно, что в этих помещениях – точь-в-точь как на станциях скорой помощи – установлены динамики, которые подадут сигнал, если вдруг компьютер даст сбой, – и тогда оператор, отставив в сторону чашку с чаем, поспешит к своему рабочему месту, чтобы предпринять действия, определенные служебной инструкцией.

 

БелЖД. фотоНужно вернуть потерянный билет? Нет ничего проще!


Кстати, Главный расчетный информационный центр всегда готов помочь не только отдельным станциям и подразделениям, но и конкретным пассажирам. «Бывает, что человек ездил поездом в командировку, а билет потерял и теперь не может отчитаться перед бухгалтерией, – рассказывает об одной из услуг первый заместитель начальника Главного расчетного информационного центра Михаил Величко. – Или, скажем, пенсионер все лето провел у детей в другой стране, но для того чтобы ЖЭС сделал ему перерасчет и снизил стоимость коммуналки, нужно представить документ, который бы подтверждал, что все это время он действительно был в отъезде. А железнодорожным билетом, который мог бы взять на себя эту функцию, он закладывал страницы в книге, да там и оставил. Эта проблема решается очень быстро. Нужно просто прийти в наш центр в переулок Стекольный, 5, написать заявление, предъявить паспорт (услуга предоставляется непосредственно самому владельцу билета), заплатить в кассу 5450 белорусских рублей – и получить заветную копию».


С участием Главного расчетного информационного центра Белорусская железная дорога то и дело радует пассажиров новыми услугами. К примеру, с февраля официальный сайт БелЖД www.rw.by стал продавать билеты через интернет. На страничке можно найти информацию о расписании движения поездов, выбрать себе в вагоне удобное место, оформить интернет-заявку, оплатить билет через банковскую карточку (пока услуга доступна только владельцам кредиток Беларусбанка) и получить 14-значный идентификационный код. Затем вы приходите с паспортом в билетные кассы, озвучиваете свой номер – и получаете свой билет, затратив на всю процедуру гораздо меньше времени, чем это обычно бывает. За эксплуатацию системы отвечает Главный расчетный информационный центр, работники которого готовы ночами напролет дежурить у мониторов, чтобы наши поездки по железной дороге и все процедуры, с ними связанные, были как нельзя более быстрыми и комфортными.

 


Виктория КРУПЕНЬКОВА, фото Виктора ДУБОЙСКОГО, «ЗН», и из архива БелЖД 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter