На прошлой неделе Главный расчетный информационный центр Белорусской железной дороги, благодаря которому целая отрасль работает как единый слаженный организм, отпраздновал сорокалетие.
Почему в комнатах, где отдыхают операторы, установили динамики как на станциях скорой помощи? Зачем центральный вычислительный комплекс заключили в изолированный бокс с отдельным кондиционером? И могут ли здесь помочь горе-путешественнику, который ездил поездом в командировку, потерял билет и теперь не знает, что предъявить в бухгалтерию? Обо всем этом «Знаменке» рассказали сотрудники центра.
«Наше предприятие – это котел, где варится информация обо всех железнодорожных перевозках»
«Вам купе или плацкарту? Боковые места подойдут или поискать полки друг напротив друга?» – несколько ударов по клавиатуре, и заветный билет перекочевывает из рук кассира в ваш кошелек.
Мы настолько привыкли к тому, что эта операция занимает считанные минуты, что даже не удивляемся, как это сотруднице вокзала удается так быстро найти для нас свободное место и почему она уже знает об отмене поезда, если даже объявление еще не успели повесить на стенд. А между тем за то, чтобы информационная система, связывающая в единое целое сотни станций во всех уголках страны, работала как единый организм, отвечает целое подразделение с пятью сотнями человек в штате – РУП «Главный расчетный информационный центр» Белорусской железной дороги.
«Наше предприятие можно сравнить с котлом, где варится информация обо всех железнодорожных перевозках, как грузовых, так и пассажирских, – рассказывает заместитель начальника по идеологической работе, кадрам и социальным вопросам Павел Семуха. – В нашем центральном вычислительном комплексе обрабатываются все сообщения о том, какие поезда сейчас в движении, не отстают ли они от графика, сколько в составе вагонов и какой в них груз. Эти данные автоматически сравниваются с теми, что хранятся в наших базах и были переданы сотрудниками депо
или станции до того, как они отправили поезд, – и наши специалисты могут легко обнаружить ошибку в виде лишнего вагона или неоплаченного товара. Так что если станции, которые отправляют поезда и формируют из вагонов составы, – это руки БелЖД, а центр управления перевозками – голова, то информационный центр – это его сердце».
Кто разгадает секретный шифр?
Как в биении сердца не может быть остановок, так и работа в Главном расчетном информационном центре не прекращается ни на минуту. Впрочем, самым напряженным временем суток для операторов – главных «боевых единиц» предприятия – считается вовсе не ночь, а пять часов вечера. Это железнодорожный час пик, когда подводятся предварительные итоги работы за отчетные сутки и на мониторах центра каждую секунду возникает строчка с информацией о новом отправленном или принятом поезде, о погрузке и выгрузке вагонов – многозначный буквенно-цифровой код, который кажется обывателю особым сверхсекретным шифром.
«На самом деле все не так сложно, – улыбается оператор ЭВМ Наталья Байдак, которая умудряется увидеть в этом хитросплетении букв и цифр информацию о том, сколько в составе вагонов, какая у них грузоподъемность и что они перевозят. – К примеру, место отправления поезда наши сотрудники расшифровывают без «шпаргалок» уже через пару недель работы».
Но если операторы в основном только читают информацию, то работа по ее анализу и обнаружению ошибок возложена на супермощный центральный вычислительный комплекс IBM Z800 – полутораметровый черный шкаф, начиненный сверхсложной электроникой. Чтобы аппарат мог, не перегреваясь, находиться в рабочем состоянии 24 часа в сутки, для него отвели специальное помещение, где всегда работает кондиционер, охлаждая температуру воздуха до 20 градусов.
Но если машина может работать бесконечно долго, то операторам тяжело находиться у своих мониторов все 12 часов смены – затекает спина, притупляется взгляд. Поэтому сотрудники центра по очереди каждые два-три часа переводят дух в специальной комнате отдыха, напоминающей отдельную квартиру – с диванами и даже кухней. Интересно, что в этих помещениях – точь-в-точь как на станциях скорой помощи – установлены динамики, которые подадут сигнал, если вдруг компьютер даст сбой, – и тогда оператор, отставив в сторону чашку с чаем, поспешит к своему рабочему месту, чтобы предпринять действия, определенные служебной инструкцией.
Нужно вернуть потерянный билет? Нет ничего проще!
Кстати, Главный расчетный информационный центр всегда готов помочь не только отдельным станциям и подразделениям, но и конкретным пассажирам. «Бывает, что человек ездил поездом в командировку, а билет потерял и теперь не может отчитаться перед бухгалтерией, – рассказывает об одной из услуг первый заместитель начальника Главного расчетного информационного центра Михаил Величко. – Или, скажем, пенсионер все лето провел у детей в другой стране, но для того чтобы ЖЭС сделал ему перерасчет и снизил стоимость коммуналки, нужно представить документ, который бы подтверждал, что все это время он действительно был в отъезде. А железнодорожным билетом, который мог бы взять на себя эту функцию, он закладывал страницы в книге, да там и оставил. Эта проблема решается очень быстро. Нужно просто прийти в наш центр в переулок Стекольный, 5, написать заявление, предъявить паспорт (услуга предоставляется непосредственно самому владельцу билета), заплатить в кассу 5450 белорусских рублей – и получить заветную копию».
С участием Главного расчетного информационного центра Белорусская железная дорога то и дело радует пассажиров новыми услугами. К примеру, с февраля официальный сайт БелЖД www.rw.by стал продавать билеты через интернет. На страничке можно найти информацию о расписании движения поездов, выбрать себе в вагоне удобное место, оформить интернет-заявку, оплатить билет через банковскую карточку (пока услуга доступна только владельцам кредиток Беларусбанка) и получить 14-значный идентификационный код. Затем вы приходите с паспортом в билетные кассы, озвучиваете свой номер – и получаете свой билет, затратив на всю процедуру гораздо меньше времени, чем это обычно бывает. За эксплуатацию системы отвечает Главный расчетный информационный центр, работники которого готовы ночами напролет дежурить у мониторов, чтобы наши поездки по железной дороге и все процедуры, с ними связанные, были как нельзя более быстрыми и комфортными.
Виктория КРУПЕНЬКОВА, фото Виктора ДУБОЙСКОГО, «ЗН», и из архива БелЖД