На какие проблемы обратил внимание Лукашенко на совещании по вопросам совершенствования работы с кадрами

Главный критерий в оценке кадров — результат

Кадровая политика в стране, система закрепления специалистов и согласование кадровых перемещений, дисциплина и пагубный либерализм. Подробности совещания у Президента

Кадры решают все. Эта крылатая фраза не теряет актуальности почти 90 лет. Особенно сегодня, когда, как часто повторяет Глава государства, каждый должен заниматься своим делом. А потому и на пятничном совещании во Дворце Независимости по вопросам совершенствования работы с кадрами Президент обозначил: данная тема — наиважнейшая. Да, в стране накоплен уникальный опыт с советских времен, выстроена четкая система госуправления, однако к работе с кадрами есть определенные замечания. Александр  Лукашенко обозначил свое принципиальное требование:
— Если бы вы у меня спросили, удовлетворен ли я работой, удовлетворен ли я выстроенной системой функционирования кадров, сразу скажу: нет… Главное в оценке кадров — результат. И по этому критерию будем оценивать все кадры.

«На вертикали власти лежит ответственность»

В белом зале Дворца Независимости — руководители Администрации Президента, Правительства, Парламента, министры, губернаторы и помощники Президента по областям. Александр Лукашенко делает акцент: столь представительный состав абсолютно обоснован. За кадровую политику, подчеркивает Глава государства, отвечают как минимум все здесь присутствующие. Каждый на своем уровне. Кто‑то на республиканском, кто‑то на региональном. Александр Лукашенко заявил:
— Если бы вы у меня спросили, удовлетворен ли я работой, удовлетворен ли я выстроенной системой функционирования кадров, сразу скажу: нет. Мы имеем правовую базу, хороший практический опыт. Но время не стоит на месте, поэтому надо работу совершенствовать, может быть, и систему.

 Тему Глава государства предложил рассмотреть с разных сторон: ответить на вопрос, где недоработали, определиться, в каком направлении двигаться дальше... А совершенствование кадровой работы назвал сложной многоуровневой задачей, которая касается не только производственной, но и социальной сферы:

— Не открою Америку, если подчеркну, что ситуация остается наиболее стабильной в коллективах, где принимаются все возможные меры для закрепления кадров, в том числе молодых специалистов. Как закреплять кадры, я даже не хочу рассказывать. У нас есть колоссальный опыт работы в советский период, да и в наш период неплохие есть подходы, примеры. Мы о них знаем. Но, к сожалению, есть у нас еще и те, кто работает по принципу «латания дыр». Созданием привлекательных социально‑бытовых условий им заниматься недосуг, общаться с коллективом они не умеют, а порой просто и не хотят. В то же время отдельные руководители местной власти не понимают всей глубины вопроса и бездействуют. А на вертикали власти лежит ответственность за кадровую работу в стране! При таком отношении наши даже самые амбициозные экономические планы останутся на бумаге, чего допустить, конечно же, я не могу.

«Система создана, но разворотливости не хватает»

Вопрос, который первым делом обозначает Глава государства, — работа системы согласования кадровых перемещений. Работает она пока не в полную меру. Александр Лукашенко напомнил, что еще в октябре прошлого года заострил внимание на проблеме закрепления кадров и поручил Администрации Президента и Правительству внедрить от облисполкома до самого низового уровня систему согласования кадровых перемещений. А потому прозвучали закономерные вопросы: как она реализуется на местах? Достаточно ли принятых мер? Требуются ли дополнительные решения Президента?


— Как мне докладывают, такая система создана, облисполкомами соответствующие решения приняты. Постепенно к руководителям местных органов и организаций приходит понимание, что спрос с них за результаты работы с кадрами будет только возрастать, — отметил лидер.

Вместе с тем Александр Лукашенко обратил внимание и на определенные недостатки:
— Пока разворотливости явно не хватает. Облисполкомы не работают как следует, не контролируют на должном уровне деятельность районных и городских исполкомов. На местах зачастую мы видим много формализма и элементарное отсутствие исполнительской дисциплины.

Сродни коррупции

Особое недовольство у Александра Лукашенко вызывает практика пересаживания руководства из одного руководящего кресла в другое. Конкретных примеров на руках у Президента предостаточно, в связи с чем он раскритиковал Администрацию Президента, в чьи задачи как раз и входит кадровая работа. Главу государства о подобных фактах проинформировали. «А где решения?» — звучит прямой вопрос.

— Вносите предложения, об этом немало сказано. И тот, кто нерадивых руководителей, провалившихся, пересаживает из одного в другое, — это сродни коррупции. В 2014 году Декретом № 5 введен запрет трудоустройства на руководящие должности лиц, уволенных ранее по дискредитирующим обстоятельствам. Контроль, как мне докладывают, за этой работой налажен. Боюсь, что если я, как по здравоохранению, пройдусь по этому вопросу — с портфелями многие расстанутся. Предупреждаю вас о формализме. Отдельные руководители начинают либеральничать при расставании с неудавшимися управленцами. Мягко говоря. Додумались подменять основания их увольнения. Позволяют горе‑начальникам как ни в чем не бывало опять «всплывать» на ответственных участках работы. Хотят казаться хорошими для всех. Хотя система определена: никто не имеет права без согласия Президента вернуть какого‑то начальника на какую‑то должность… Директиву и законодательные акты подписывал и принимал решение Президент. Поэтому как бы там ни было, вы должны эти вопросы согласовать с Президентом. Таких случаев было немало. И немало согласовано. И вроде бы люди работают неплохо. Но это надо было изучить, чтобы дать оценку тем, кто ходатайствовал. В основном это губернаторы.



Если же мы начинаем заниматься либерализмом, акцентировал внимание Александр Лукашенко, то это уже не государственный подход, а круговая порука:
— Ответственность здесь прямая губернатора и председателя гор‑, райисполкомов. В целях усиления исполнительской дисциплины и ответственности за работу с кадрами мной ставился вопрос о необходимости закрепления уже действующего механизма на законодательном уровне. 
Такое предложение из Администрации Президента поступило в виде проекта решения Главы государства.  Сегодня также его обсудим. Хотел бы услышать и другие рациональные предложения от присутствующих. Они должны касаться также мер стимулирующего характера для привлечения и сохранения кадрового потенциала страны.

«По этому критерию будем оценивать все кадры»

Между тем главный критерий в оценке кадров — это результат. Именно на этом слове Александр Лукашенко несколько раз сделает акцент.

— Это наш, кстати, большой недостаток (и мой тоже). Мы всякую размазню начинаем слушать. Если Администрация где‑то недорабатывает или не работает, то у Правительства появился, с моей точки зрения, крен — красиво рассказать, объяснить, упаковать витиевато и попробовать мне доказать, что это невозможно, — поделился наблюдением Глава государства.



Он привел в пример работу по созданию производства новых боеприпасов. Изначально Александру Лукашенко докладывали, что организовать это будет очень сложно. Однако последовало поручение заняться вопросом вплотную, в итоге все поставленные задачи были выполнены. Белорусский лидер прокомментировал этот случай:
— Вы просто не понимаете, с кем имеете дело. Опыт у меня есть. И критерии мною определены лично. Поэтому не пытайтесь мне тут что‑то доказать. Главное в оценке кадров — результат. Поручено в каждом районе реализовать один инвестиционный проект — реализовывайте. Не реализовали — значит, вам там делать нечего.
При этом, поделился Глава государства, ему иногда начинают рассказывать, мол, «председатель райисполкома не тянет, недотягивает, вот чуть‑чуть, выговор объявим, перевоспитаем»… Его позиция по данному вопросу однозначная:

— Слушайте, вы что? Кого вы перевоспитаете?.. Если он на такой должности, которая на виду у всех (это и губернаторов касается, и членов Правительства — всех должностных лиц), и если он не выдал результат, что вы от него ждете? Чем дальше будет, тем хуже. Поэтому результат!


Еще один пример Александр Лукашенко привел с сельским хозяйством, где результаты некоторых работ на одинаковых территориях и в одинаковых условиях разнятся в два раза:

— Вы чего медлите? Мне нужен результат, особенно в критической ситуации. В сельском хозяйстве ситуация пусть не критическая, но очень серьезная. Но это мы на следующей неделе послушаем Правительство, как оно думает из этой ситуации выходить.

Президент пояснил, почему он приводит такие примеры:
— Чтобы вы понимали, что, глядя на страну, я оцениваю работу кадров и думаю: а почему нет в этом направлении движения, вы чего ждете? Поэтому никаких размазываний, разговоров и бойких докладов не надо. Нужен результат. И по этому критерию будем оценивать все кадры.

«Никаких отсылочных поручений!»

С докладом на совещании выступил Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко. Он отметил, что сегодня в стране выстроена многоуровневая система работы с кадрами, охватывающая фактически все вопросы комплектования государственных органов и организаций. Имеется необходимая законодательная основа, регламентирующая деятельность всех субъектов этой сферы отношений. Приняты 10 актов Главы государства, ряд постановлений Правительства, локальных документов министерств, облисполкомов.


Александр Лукашенко обратил внимание докладчика на такой момент:

— Если мы совершенствуем что‑то, всякие акты Правительства по этим вопросам нужно убрать, это не их дело. Они пускай согласовывают (мы же без них не принимаем решение), пусть вносят хоть десяток кандидатур вам. Вы анализируете — вносите Президенту.

Глава государства пояснил свое требование:

— Мы умеем любой вопрос размазать по столу или по всей стране. Зачем? Есть орган, который будет заниматься кадровой политикой. Зачем еще в развитие решений Президента какие‑то постановления Правительства?


Президент подчеркнул, что не должно быть никаких лишних отсылочных документов, в случае сомнений все должно быть отдано на откуп тем, кто принимает решения, — местным органам власти:
— Не надо это все размазывать, нужно собирать в какие‑то нормативно‑правовые акты, кодексы, чтобы человек понимал: вот принято решение по кадрам, оно исчерпывающее. Никаких отсылочных поручений.
АКЦЕНТЫ

Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко рассказал о системе работы с руководящими кадрами

Работа с руководящими кадрами всех уровней в стране обеспечивается через формирование и ведение кадровых реестров. В феврале 2022 года был расширен перечень госорганов, формирующих кадровые реестры вплоть до горисполкомов. Сейчас кадровые реестры включают более 19 тысяч должностей руководителей, в том числе 15 тысяч — руководителей местных органов. Логичным дополнением к системе работы с руководящими кадрами, отметил Игорь Сергеенко в беседе с журналистами, стало установление механизма контроля над наиболее востребованными специалистами и работниками:


— Администрацией Президента совместно с Правительством в октябре прошлого года разработаны и доведены на места необходимые требования и критерии. Облисполкомами, Минским горисполкомом приняты соответствующие решения. В конкретных организациях определены перечни работников, досрочное увольнение которых предписано согласовывать с председателями рай‑, горисполкомов и главами местных администраций.

Глава Администрации Президента добавил, что ответственность за выполнение решений возложена непосредственно на председателей рай‑, горисполкомов. Кроме того, в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении» местные органы всех уровней осуществляют согласование, освобождение широкого круга руководителей организаций, расположенных на их территориях. Сейчас подготовлено дополнение в закон в части расширения категорий этих руководителей.

По словам Игоря Сергеенко, в целях объективной оценки выполнения данных поручений на местах Администрацией Президента совместно с Правительством и органами государственного контроля и прокуратуры в мае 2023 года был проведен мониторинг:

— Проверено 93 рай‑, горисполкома и 217 организаций, что с учетом предыдущих аналогичных мероприятий с января 2023-го. позволило охватить все административные единицы страны. Мониторинги показали, что система контроля пока работает недостаточно эффективно.

Комментируя итоги совещания, Глава Администрации Президента в беседе с журналистами также отметил, что на мероприятии уделили пристальное внимание широкому спектру вопросов кадровой политики. Речь шла о том, как в современных условиях актуализировать созданную программу кадровой работы в стране. Нормативная база, рассказал Игорь Сергеенко, для этого создана:
— Это объемное и содержательное направление деятельности всех госорганов и организаций: начиная с подготовки специалистов, направления на работу, работы в коллективах, закрепления кадров и до последующей работы с кадрами на различных направлениях их деятельности. Подходы необходимо постоянно совершенствовать. Сегодня много внимания уделяется инструментам, которые способствуют закреплению молодых кадров в регионах, созданию новых рабочих мест.
Он также добавил, что по итогам совещания поручено проработать обсуждаемые подходы с регионами и со специалистами и актуализировать их. В случае необходимости такие предложения могут быть обобщены в итоговый комплексный документ.

konoga@sb.by

deu@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter