Главный критерий — объективность и беспристрастность

Иной подход к оценке выборов дискредитирует сам институт наблюдателей, считает заместитель министра иностранных дел России Предстоящие выборы президента в Беларуси вызывают живой интерес во всем мире. В стране присутствуют сотни зарубежных наблюдателей, которые пристально следят за демократичностью и прозрачностью избирательного процесса. Однако в оценках происходящего они нередко полярно расходятся. В то время как наблюдатели от СНГ и Парламентского собрания Союзного государства говорят о том, что предвыборная обстановка в Беларуси располагает к проведению нормальных выборов, соответствующих всем принципам демократии, эксперты с Запада заранее склонны думать несколько иначе. Откуда такое “разночтение” одного и того же наблюдаемого процесса? Чем руководствуются наблюдатели, делая те или иные выводы? Свою точку зрения на это в интервью агентству РИА “Новости” высказал статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.
— Россия неоднократно выступала с критикой позиций ОБСЕ при мониторинге за выборами на постсоветском пространстве. Делала ли Россия конкретные предложения ОБСЕ договориться о единых критериях оценки мониторинга за выборами? Почему не удается выработать такие совместные критерии?
— Тема корректировки нынешней, вызывающей массу нареканий практики и методологии Бюро по демократическим институтам и правам человека в сфере наблюдения за выборами (БДИПЧ/ОБСЕ) постоянно находится в фокусе нашего внимания. Мы действительно неоднократно ставили вопрос о том, что мониторинговая деятельность Бюро не обеспечивает объективность оценок, транспарентность формирования наблюдательных миссий не гарантирует политической беспристрастности и имеет явный “географический дисбаланс”.
По нашей инициативе 22—23 ноября прошлого года в Москве на базе Центризбиркома России во взаимодействии с БДИПЧ было проведено международное совещание экспертов по совершенствованию методологии мониторинга и оценки выборов. Это мероприятие дало возможность сопоставить различные подходы к организации наблюдения за выборами.
Нелишне вспомнить, что решением Люблянского Совета министров иностранных дел (5—6 декабря 2005 года) “О повышении эффективности ОБСЕ” Бюро предписано представить отчет к следующему министерскому заседанию в Брюсселе, в который должны быть включены положения по изменению практики наблюдения за выборами. Отчет должен готовиться в тесных консультациях с государствами — участниками ОБСЕ.
Мы готовим и в ближайшее время распространим в ОБСЕ вопросник к БДИПЧ, в котором будут изложены не только наши озабоченности, но также сформулированы рекомендации по выправлению известных изъянов в работе Бюро.
Ключ к решению всех этих проблем нам видится в переводе работы ОБСЕ по наблюдению за выборами на внятную и объективно обоснованную базу в виде единого свода критериев. Причем он должен быть коллективно согласован.
Замечу, кстати, что в отличие от БДИПЧ, которое действует по внутренним инструкциям собственного изготовления, в СНГ имеется Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод. Делу могло бы помочь принятие по линии Совета Европы Конвенции о стандартах выборов, избирательных правах и свободах. Такое предложение Россия уже внесла.
Вместе с тем мы видим, что некоторые партнеры по ОБСЕ явно не горят желанием что-либо серьезно менять в мониторинговой работе БДИПЧ. За этим просматривается стремление оставить возможность использования Бюро в качестве инструмента политических манипуляций.
Будем продолжать целенаправленный и настойчивый диалог с тем, чтобы наши доводы были все же должным образом приняты в расчет. Такая позиция правомерна и логична.
— Означает ли это, что предстоящие в марте президентские выборы в Беларуси и парламентские на Украине будут оцениваться наблюдателями от ОБСЕ и стран СНГ по своим критериям? Направит ли Россия наблюдателей в Беларусь и на Украину?
— Увы, подготовка к наблюдению по линии БДИПЧ ведется по прежнему порочному алгоритму. Так, например, побывавшая в Беларуси “Миссия по оценке потребностей”, техническая по своему предназначению, сочла себя вправе дать оценку текущей политической ситуации и сделать далеко идущие негативные выводы относительно условий проведения там демократических выборов.
Вновь, как и ранее, создается так называемая “Международная миссия по наблюдению за выборами”, в которую помимо БДИПЧ войдут наблюдатели от ряда других многосторонних структур, в частности Парламентских ассамблей НАТО и Совета Европы, а также Европарламента, участником которых Беларусь не является. Эту миссию наделяют правом делать предварительное заключение по итогам голосования чуть ли не от имени всего мирового сообщества. Показательно, что в эту “коалицию” не приглашены наблюдатели от СНГ.
Имеются опасения, что вердикты по итогам голосования по линии БДИПЧ снова будут выкрашены в идеологические тона.
В том, что касается российского участия. В состав мониторинговых миссий БДИПЧ в Беларусь и на Украину будут направлены наблюдатели от России. Проследим, насколько их выводы будут учтены в оценках глав миссий БДИПЧ. Мы, естественно, за честные и прозрачные выборы, будь то президентские в Беларуси или парламентские на Украине. Главным критерием здесь остается объективность и беспристрастность оценок подготовки и хода голосования. Иной подход дискредитирует сам институт наблюдателей.
В наблюдении за президентскими выборами в Беларуси примет участие большая группа наблюдателей от СНГ, ЦИК России и представителей регионов, а также Парламентского собрания Союза России и Беларуси.
Российские наблюдатели от Федерального собрания, Центризбиркома, некоторых регионов и члены Межпарламентской ассамблеи СНГ будут участвовать и в мониторинге выборов в Верховную раду Украины.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter