Главные задачи завтрашнего дня

Традиция принимать главные экономические документы загодя уже укоренилась прочно...

Традиция принимать главные экономические документы загодя уже укоренилась прочно. Нынче даже и не верится, что в былые времена бюджет, основные направления социально–экономического развития и денежно–кредитной политики едва успевали подготовить к новому году. А порой и начинали год, все еще шлифуя и обсуждая параметры, по которым уже, по большому счету, следовало жить и работать. Дело прошлое. Даже неэкономисту ясно, что каждый новый период следует начинать с ясного представления о позициях, на которых стоишь, и ориентиров, к которым стремишься. Для этого и было созвано совещание у Президента. Правительство доложило о работе экономики за прошедшие месяцы 2012 года. Была дана предварительная оценка итогов года в целом, обсуждены планы на 2013–й.


Президент сразу призвал собравшихся к принципиальности:


— Все планы должны иметь под собой реальную основу.


Главная стратегическая линия — выйти в 2013 году на траекторию выполнения показателей всей пятилетки. Александр Лукашенко уточнил:


— Выйти на динамику роста качества и уровня жизни наших граждан, которые мы определили ранее. Это важнейшая цель. В этом суть и смысл дальнейшего развития как реального сектора, так и социальной сферы.


Президент отметил нынешнюю стабильность макроэкономических показателей. Растет выпуск продукции в промышленности — темп почти 109 процентов. На селе — более 107. Бюджет бездефицитный. Достаточны золотовалютные резервы — чуть более 8 млрд. долларов. Вполне приемлема динамика доходов населения. Средняя зарплата приблизилась к 4 млн. рублей. Чуть больше 470 долларов. Президент убежден:


— К концу года мы гарантированно выйдем в среднем на 500 долларов. При этом реальные денежные доходы населения возрастут на 17,5 процента, а реальная заработная плата — на 21,5 процента.


Однако здесь следует важное уточнение. Рост заработной платы в увязке с производительностью труда остается неизменным важнейшим принципом работы:


— Мы должны дать возможность людям зарабатывать деньги.


Этот нюанс стал одним из главных лейтмотивов совещания. Так или иначе, разговор к нему возвращался не единожды.


Это, так сказать, светлая сторона. Которая, понятно, не может служить поводом для самоуспокоенности. Президент указал и на недостатки:


— Следует прямо сказать, что сегодня эти результаты нас уже не удовлетворяют. Потому что не решен ряд проблем, существенно сдерживающих динамичное развитие страны. 4 из 12 важнейших показателей прогноза на 2012 год пока не выполняются. В том числе главный — по ВВП. Мы не дотягиваем 2 — 2,5 процента.


Кроме того, обратил внимание Александр Лукашенко, население по–прежнему волнует рост цен. Настораживает замедление темпов роста экспорта ряда важнейших товаров. Многие отрасли по–прежнему сталкиваются с проблемой затоваренности складов. Есть вопросы к организации расчетов в экономике. В том числе с ближайшими партнерами. Главными должниками наших предприятий остаются российские субъекты хозяйствования. Есть и некоторые другие проблемы, на необходимость решения которых Президент обратил внимание участников совещания:


— Хочу предупредить каждого члена Правительства и губернатора: задачи текущего года и задел на следующий должны быть обеспечены безоговорочно. На всех уровнях государственной «вертикали» следует ввести тотальную мобилизацию кадров для решения обозначенных вопросов.


Обозримое будущее для Правительства легким быть не обещает. Здесь нужны разворотливость и мобильность. Президент обратил особое внимание:


— Вступление России в ВТО делает рынки ЕЭП ареной жесткой конкурентной борьбы. Европейские и американские производители, а также азиатские компании активно осваивают рынки Казахстана и России. В целом ситуация в мировой экономике усложняется.


Что можно противопоставить этим процессам? Одно из направлений работы Александр Лукашенко обозначил: до конца года необходимо закончить все организационные вопросы по модернизации государственных предприятий. Проще говоря, у каждого директора должен быть конкретный план развития. А главный ориентир — не традиционный вал, а совсем новый параметр. К 2015 году достичь выручки в среднем на одного занятого не менее 60 тысяч долларов. Здесь, как говорится, не припишешь, не отнимешь.


Слово взял Премьер–министр Михаил Мясникович. Основные ориентиры, которые ставит перед собой Правительство, видны из таблицы (см. графику. — Прим. авт.). Интерес вызывают некоторые инструменты, которые помогут их достичь. По всему видно, что государство планомерно уходит от прямой финансовой поддержки субъектов хозяйствования. Ставка делается на коммерческие схемы банковского кредитования. А помощь будет оказываться в виде частичной компенсации процентов бюджетными средствами. Соответствующие ассигнования предусмотрены.


Определены и некоторые дополнительные финансовые источники. Например, до 20 процентов прибыли госпредприятий будет изыматься и направляться на создание новых производств. Справедливо. Любой собственник вправе рассчитывать на то, что его активы приносят доход, который направляется на развитие бизнеса. По крайней мере, в деловом мире — это обычная практика. Почему бы ее и не распространить на государственный сектор.


Главная особенность развития в том, что весь прирост экономики должен быть экспортно ориентированным. Экспорт, на этом Президент сделал особое смысловое ударение, по–прежнему остается в числе важнейших приоритетов.


Не удержался Михаил Мясникович и от некоторых просьб. Например, увеличить финансирование закупок оборудования для молочнотоварных ферм. На условиях семилетнего лизинга. Президент предложение отверг. По нынешним временам подобные проекты весьма расточительны.


Однако в целом предложенный Правительством прогноз достаточно сбалансированный. Как и проекты бюджета (о нем докладывал министр финансов Андрей Харковец) и основных направлений денежно–кредитной политики (докладчик — Председатель Правления Нацбанка Надежда Ермакова). Хотя, слушая выступающих, Президент сделал несколько принципиальных замечаний.


Так, прозвучала информация, что в системе льготного кредитования жилья по–прежнему остаются некоторые лазейки. Ими пользуются те, кто права на льготы не имеет. Последовало поручение: до апреля еще раз перепроверить все списки и окончательно все привести в порядок.


В какой–то момент Премьер–министр посетовал, что наметился разрыв между темпами роста зарплат и производительности труда. Президент отреагировал принципиально:


— Вы заплатили незаработанные деньги? Деньги должны быть заработаны!


Возник вопрос о распределении средств, собранных в региональные бюджеты сверх плана. Председатели облисполкомов недовольны, что каждую копейку приходится согласовывать с Правительством. Президент рассудил: нужно определить приоритетные направления для финансирования, и в этих пределах главы регионов должны иметь полную самостоятельность.


Когда речь зашла о денежной политике, Александр Лукашенко задал Надежде Ермаковой прямой вопрос:


— Не кажется ли вам, что нынешняя процентная политика губит экономику?


Последовал ответ: если резко снизить ставки, то можно лишиться такого важного ресурса, как сбережения граждан в банках. Депозиты потеряют привлекательность... Но Президент уточнил: надо подумать о предприятиях, которые выполняют государственные задачи. И это предмет для серьезных размышлений.


И еще одна тема, которая незримо витает всякий раз, когда речь заходит о деньгах. Даже когда нет видимых причин. Александр Лукашенко сам ее затронул, видимо, дабы не оставлять недосказанностей:


— Идут разговоры, не знаю от кого, по поводу девальвации, деноминации... В самом проекте бюджета, вы видите, мы не предусматриваем никакой девальвации и деноминации. Так объясните людям! Что мы не пойдем ни на какую девальвацию. Нет никакой необходимости девальвировать сегодня национальную валюту. И если где–то идут какие–то шараханья, это от наших «свядомых». Которые начинают запугивать людей... Никаких девальваций и деноминаций! Процессов таких не планируется.


На окончательную доработку трех главных экономических документов на будущий год отведена еще неделя. Затем они будут переданы в Парламент. А общее требование к исполнителям планов лаконичное:


— Жаловаться на жесткость заданий запрещено! Иначе все превратится в говорильню.


Задавать и обсуждать можно любые рабочие вопросы. Но напряженность планов — табу. Если такая тема возникнет, то чиновникам рекомендация Президента: задавая такие вопросы, сразу предлагать кандидатуры тех, кто вместо них сможет поставленные задачи решить.


Жестко?


Cправедливо!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
АЮВ
Я же говорил, что мой комментарий до редакции "не дойдет". Главное, как говорил, знаете. Может Админ попросит повторить? Я с удовольствием. Но, думаю, не дождусь.
Admin
Повторите. Но - перечитайте. Вы же приличный и воспитанный человек. А еще - простите забыл подчеркнуть - умный. Вас всегда интересно читать. Так что давайте без мешающих нервозностей - согласны, сэр?
Андрей
Как все просто в белорусской экономической модели: возникла проблема - подготовили указ, назначили ответственных и - все готово! Зачем проводить экономический анализ, разбираться в сути проблем. Только вот почему-то указы эти не выполняются, а программы тормозятся. И заканчивается все банальными приписками и манипуляциами с цифрами.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости