Ирина Ромбальская – о силиконе, стереотипах и работах, которые украсят любой инстаграм

Главного глазами не увидишь

Одна из самых ярких отечественных телеведущих, умница и красавица Ирина Ромбальская продолжает играть в искусство. Но если раньше ее скульптурные композиции оседали в основном в домах известных белорусов, то сейчас увидеть новые работы Ромбальской можно в столичном Дворце искусства, где в эти дни проходит второй Международный фестиваль «Арт–Минск–2019». А неделю назад несколько кукол ведущей украсили собой пространство крупной галереи в солнечной Барселоне. На очереди — показы в Эстонии, Франции и Америке, где бренд IRRA ждут с особым нетерпением. Почему — расскажем чуть ниже.

фото александра кушнера.

— В этом году на «Арт‑Минск» поступило более 800 заявок от художников из десятка стран. Твои работы — в числе лучших на центральной площадке форума. Как ты вообще оказалась среди участников фестиваля?

— Как и все: заполнила заявку на сайте «Арт‑Минска» и отправила организаторам примеры своих работ. Оценила, как прошел предыдущий фестиваль, и примерно тогда же подумала: наверное, неплохо было бы поучаствовать в следующий раз. Критерии отбора оказались жесткими: три этапа, голосование членов национального жюри. Работы выбирали, исходя из их творческого потенциала, не обращая внимания на степень медийности художника, его звания или регалий. Так что никакого блата или моего мифического флера медийности: кураторам просто понравились мои скульптуры.

— Пока ты позировала фотографу, настойчивый молодой человек пытался узнать стоимость одной из работ. Переадресую вопрос тебе: почем ныне скульптура авторства Ирины Ромбальской?

— Самое интересное, что именно эти куклы не продаются. Одна из них будет частью новой серии, которую я планирую закончить к осени. Конечно, как художнику мне хотелось бы, чтобы работы активно раскупались, но когда появляются конкретные предложения от покупателей, я почему‑то все время жалею и не продаю. Даже за очень хорошие деньги. Вот сейчас, например, есть просьбы отлить несколько работ в бронзе для зарубежного рынка.

— И все же, какова цена вопроса?

— Я лучше расскажу, сколько стоит сделать одну скульптуру. Для одного из важнейших этапов — отливки — нужны силиконовые формы. Их я умею делать сама. Но хорошая силиконовая форма, в которую можно отливать бронзу, обойдется примерно в 400 долларов. Бронза (в зависимости от вариаций разливки) потянет еще на 40 долларов за килограмм. Это минимум. А нужно 10 — 15 кг. То есть продавать скульптуру меньше чем за тысячу долларов нет никакого смысла, это работа себе в минус. Безумных денег стоит доставка. Иногда реально дешевле взять билет на самолет и самой привезти скульптуру по месту назначения. Так, например, получилось с галереей в Барселоне, куда я недавно сама доставила работы.

— Давай вернемся пока к Беларуси. Здесь есть покупатели, готовые выложить минимум 2 тысячи белорусских рублей за твою работу?

— Да, и таких хватает. Раньше я лепила на заказ очень много портретных вариантов. Сейчас обороты чуть сбавила. Хочу уйти в арт, оставить что‑то после себя, как бы наивно и банально это ни звучало. Такие работы сейчас очень интересны Европе и Штатам, но это менее продаваемый вариант, чем те же портреты.

— Видела куклу твоего авторства у Анжелины Микульской — директора продюсерского центра «СПАМАШ» и одной из наиболее опытных режиссеров и продюсеров Беларуси. Поразилась портретному сходству — очень тонкая работа. У кого еще из отечественных медийных лиц есть свои бронзовые мини‑копии?

— Например, у художника Андрея Смоляка, певицы и бизнес‑леди Ирины Итейры, шоумена Саши Ярославцева, ведущей СТВ Натальи Надольской. Интересно, что Наташа тогда была беременна двойней, но не побоялась суеверий и согласилась на эксперимент: я сделала кукле прозрачный живот, в котором «жили» две ее девочки. С такими, как Наташа, работать всегда в кайф, но сейчас меня как художника больше тянет в авторскую скульптуру.

Вообще, я долгое время находилась в некоем зазеркалье, старалась особо не показываться и не высовываться, хотя работ делала очень много. И в какой‑то момент решила: все, хватит сидеть в своей ракушке. Как раз в это время появилось много предложений о сотрудничестве. О Барселоне я уже рассказала. Чуть позже, в сентябре, поеду выставляться в галерею в Канны. Затем будет Таллин, а после него — Нью‑Йорк. Интересно, что американские галерейщики сами вышли на меня. Сейчас мы ведем переговоры и подписываем эксклюзивные права на территории Соединенных Штатов. Есть еще вариант с Дели, но для меня он пока под вопросом. Кроме того, недавно мне предложили сделать статуэтку для «Мисс Европа» и на ближайшем конкурсе ее же вручить победительнице. Что касается Европы и Америки, то мне, конечно, очень приятно, что мое творчество там оценили. Здесь с этим чуть сложнее: от злых языков, увы, никуда не деться. А там, где никто не знает, кто такая Ира Ромбальская, я начинаю все с чистого листа. В Европе меня судят по работам, а не по внешности.

— Стереотипы об эффектных, но глупых красотках по‑прежнему мешают жить и работать?

— Не столько мешают, сколько раздражают. Но только в этом году я впервые смирилась с тем, что мне, как бы я ни старалась, никогда не удастся изменить эту историю. На ОНТ я занимаюсь огромной закадровой работой, монтажом, пишу сценарии к серьезным программам и телепроектам. Но для многих по‑прежнему остаюсь всего лишь «блондинкой из телевизора». Конечно, это не мой образ. Но десять лет назад, когда пришла на телевидение, я приняла такие условия игры. Иногда даже находила в них плюс: когда люди думали, что в голове у меня один гламур и опилки, но потом узнавали ближе и у них разрывались шаблоны. Лет пять назад перекрасилась в брюнетку — не помогло. И только сейчас пришла к тому, что эту ситуацию нужно отпустить и никому ничего не доказывать. Если человек не может или не хочет отойти от шаблонов и перестать мыслить стереотипами, то я буду работать для тех, кто знает, что из себя представляет настоящая Ирина Ромбальская.

— Слышала, ты еще и песни писать начала.

— Ну, поэтом‑песенником мне пока называться рано. Просто в тот момент все сложилось: Женя Чалышев написал музыку, я текст — так получилась композиция «Возвращаюсь», которую сейчас исполняет Алена Ланская. А недавно одну из наших с Женей песен очень хотела купить Анне Вески. Но не сошлись в цене.

— А еще немногие знают, что, помимо ведения «Метеогида» на ОНТ, ты еще и продюсер программы «Марков. Ничего личного» и идейный вдохновитель мультимедийной акции «Гимн 2.0».

— Что касается акции «Гимн 2.0», то я, скорее, соавтор идеи. А идея родилась не случайно. Все мы знаем, что в этом году Беларусь отмечает сразу несколько значимых дат — четвертьвековой юбилей Конституции, 25‑летие института президентства и 75 лет со дня освобождения Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков. Государственный гимн — то, что в равной степени объединяет не только три эти даты, но и всех белорусов. И нам захотелось вовлечь в акцию каждого, кто хранит в сердце любовь к своей Родине. Ведь чтобы петь гимн, не обязательно обладать потрясающими вокальными данными, главное, делать это искренне и от души. Что мы и доказываем каждый год 3 июля во время акции «Споем гимн вместе». А в этом году всенародный хор увидит вся Беларусь. Уже сейчас посмотреть и послушать участников акции можно на сайте телеканала ОНТ, а 3 июля, в День Независимости, во время праздничного концерта у стелы «Минск  — город‑герой» в эфире телеканала ОНТ получившийся ролик продолжительностью чуть более 3 минут — ровно столько, сколько длится гимн, — увидит вся страна.

— Означает ли твоя нынешняя занятость на ОНТ, что в проектах развлекательного плана мы тебя уже не увидим?

— Необязательно. Если проект будет связан со сферой искусства, то я с удовольствием в нем поучаствую. Таких на телевидении лично мне не хватает. Хотя все мы прекрасно понимаем, что рейтинги такие программы не формируют. И все же пусть зрителей у передач подобного плана будет немного, зато это будут те, кто умеет слышать и видеть главное.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter