Незрячий учитель удивил коллег своей авторской методикой

Главное – виден результат

Незрячий учитель из Брестского района удивил коллег своей образовательной методикой
В деревне Медно Брестского района работает необычный учитель. Николай Апанович преподает обществоведение, ведет факультатив по праву, учит ребят играть на гитаре и тренирует команду «Что? Где? Когда?». Лучшую, кстати,  в районе. Школьники 33-летнего наставника обожают, и он отвечает им взаим-ностью. Хотя своих учеников Николай Васильевич никогда не видел. Он потерял зрение 18 лет назад. 

О сделанном 10 лет назад выборе незрячий учитель не пожалел ни разу.
Кажется, он вполне счастливый человек

Корреспондент «Р» отправился в обычную сельскую школу и познакомился с удивительным педагогом, который смотрит на мир не глазами, а сердцем.

На часах начало первого. В 10-м классе только-только начался урок обществоведения. Николай Апанович, опершись о подоконник, слушает сочинения ребят. Школьники рассуждают о деньгах. 

Мальчишка с четвертной парты к уроку подготовился. Говорит, из денежных знаков нельзя делать культ — в погоне за благосостоянием люди зачастую теряют лучшие человеческие качества. Учитель улыбается:

— Дима, все хорошо. Только не будь таким эгоистом — у тебя в каждом предложении проскакивает местоимение «я». 

Дима обещает в следующий раз быть скромнее. 

— Хорошо иметь много денег, но не они делают человека счастливым. За них не купишь любовь или дружбу. Так почему эти бумажки обладают такой силой? — задает риторический вопрос девочка с первой парты.  

— Ангелина, скажи честно, кто помогал? — Николай Васильевич все так же добродушно улыбается. Ангелина признается:

— Конечно, мама!

— Ну тогда маме в конце урока я и поставлю оценку, договорились?

Ребята продолжают интеллектуальный марафон. «Деньги порождают зло, жадность, эгоизм». «Прожить без денег сложно, но они не должны быть самоцелью». «Важно найти работу, которая обеспечит достойный заработок». Учитель внимательно слушает, комментирует каждую работу:

— С тобой, Женя, не совсем согласен. Мне кажется, важнее найти не высокую зарплату, а дело, которое будет приносить максимум удовольствия. Ведь даже получая немалые деньги, можно ходить на работу как на каторгу. Такой человек вряд ли будет счастливым.

Женя соглашается. Николай Васильевич хвалит учеников:

— Молодцы, ребята. Хотя без посторонней помощи обошлись не все. Кому-то мама помогла, кому-то Гугл Сергеевич. Правда, Влад? Я специально перед уроком прочел несколько сочинений в интернете. Кое-что из прочитанного услышал сегодня. Но все равно молодцы, поработали. И, надеюсь, что-то запомнили.

Новая тема — типы экономических систем. Ученикам отвлекаться некогда. Николай Васильевич не просто рассказывает об особенностях традиционной, плановой или рыночной экономики, он постоянно и непринужденно беседует с ребятами:

— Подумайте и приведите примеры стран с плановой экономикой. Влад, давай, отдувайся за прошлый раз.

Влад задумался. Класс думает вместе с ним. Тем, что учитель не видит, никто даже не собирается воспользоваться. Учебники закрыты. Наставник дает подсказку: «Я родился в стране с плановой экономикой». Ребята выдыхают: «Советский Союз!»

В конце урока староста читает фамилии одноклассников по журналу. Николай Васильевич называет оценки. Девочка выводит цифры, а затем помогает учителю найти нужные клеточки в школьных дневниках. С документами, как правило, педагог работает самостоятельно. Планы уроков и необходимые отчеты готовит в электронном виде, заполнять журналы помогает коллега.

На перемене ребята шумной гурьбой высыпают в коридор. Наставник учениками доволен. И, кажется, гордится ими. Хотя у него не меньше поводов гордиться собой.

Николай лишился зрения, когда учился в 9-м классе. Отслоение сетчатки, катаракта. А потом мир стал черным. Два года мальчишка провел дома. Это было самое сложное время: «Конечно, морально было тяжело. Но долго я не «загонялся». Отец погиб, в семье остались пятеро детей. Пришлось взять себя в руки. Да и мама, к счастью, не акцентировала внимание на моей болезни. Я мог убрать в доме и даже порубить дрова. Вместе с младшей сестрой осваивал школьную программу за 10-й класс. В общем, постепенно приспосабливался к новой реальности».

Занятия с сестрой оказались настолько успешными, что Коля экстерном сдал экзамены за 10-й класс и перешел в 11-й. Школу окончил на отлично. Поступил на дневное отделение исторического факультета Брестского государственного университета:

— Когда пришел подавать документы, в вузе не знали, как быть. Звонили в Минобразования, консультировались. Там меня поддержали: раз человек хочет учиться, ему нельзя отказывать. Несмотря на отсутствие зрения. А на 4-м курсе решил получить еще одно высшее образование — стал студентом факультета бизнеса и права БГУ. 

Лекции Апанович записывал на диктофон, письменные работы делал на компьютере. Жил в обычном общежитии. Дежурил по комнате наравне с остальными, готовил обеды: «Хорошее было время. Мы даже девчонок-соседок подкармливали, хотя обычно бывает наоборот».

Преподаватели незрячего студента поддерживали, но знания оценивали по всей строгости. Без скидок. Однажды лектор, заметив, что Николай не ведет конспект, хотела выставить его из аудитории. Разобравшись, в чем дело, извинилась. 

— Тогда еще не было аудио­книг, смартфонов, поэтому приходилось непросто. Зато сейчас я со спокойной совестью советую незрячим знакомым — идите учиться! Современные технологии нашу жизнь облегчили невероятно! Все компьютерные программы — оболочки смартфонов, многие приложения давно озвучены и адаптированы для незрячих пользователей.

Педагог и сам увлекается программированием. Но его главные хобби — история и психология. Он достает смартфон: «В кармане я ношу целую библиотеку: примерно девять тысяч книг по истории и психологии. Многое хранится в «облаке». Раньше о таких возможностях нельзя было даже мечтать». 

p.losich@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter