«Главное в жизни – это искренность»

Актриса и певица Вера Полякова о себе, семье и «высшем пилотаже» на сцене

Актриса и певица Вера Полякова о себе, семье и «высшем пилотаже» на сцене

Талант, которым обладает Вера Полякова, певица, известная артистка театра и кино и жена министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея, дан не многим. И речь даже не о ее успехах в кино, театре или на эстраде, хотя актрисе впору заводить отдельную копилку для многочисленных призов и наград. А о ее способности располагать к себе и зажигать людей вокруг своими обаянием, позитивом, искренностью. Ее любят слушатели, театралы с удовольствием ходят на ее спектакли в Театр-студию киноактера, зрители пересматривают «На спине у черного кота», «Ой, ма-моч-ки!» и другие фильмы с ее участием. Студенты Академии искусств с нетерпением ждут ее занятий по сценическому движению и фехтованию, а представители дипломатических миссий с радостью общаются с ней в формальной и неформальной обстановке. Как удается этой обаятельной женщине всегда оставаться позитивной, что помогает ей справляться с непредвиденными ситуациями, как актриса научилась контролировать эмоции и кем она видит в будущем своих сыновей, Вера поделилась с читателями «НГ».

— О чем вы мечтали в детстве, Вера? Вертелись ли перед зеркалом в маминых бусах, представляя себя актрисой?

— Признаться, с детства хотела быть певицей. Надевала бабушкино свадебное платье, кучерявый парик, брала в руки что-то наподобие  микрофона и пела “Миллион алых роз”. В шесть лет попросила родителей купить фортепиано. Танцевала, пела в хоре... В седьмом классе переехали в другой район города, стали искать музыкальную школу. Нашлась, правда, только студия при тонкосуконном комбинате. Зато через сквер была школа с театральным уклоном, она потом стала театральным лицеем. А там ведь можно было не только петь и танцевать! Спела частушки на вступительных экзаменах... и поступила. А потом закрутилось. Ставили спектакли, играли в КВН, и я поняла, что без сцены просто не могу жить.

— Говорят, роли — это как маленькие дети. И невозможно их разделить на любимые и нелюбимые. Но все-таки есть ли у вас самые дорогие сердцу актерские работы?

— Я люблю все свои роли. В том случае, если мне что-то не нравится, я в этом просто не участвую. Если еще во время репетиции чувствую, что рулим не в ту сторону, что мне будет стыдно выходить на сцену, я просто аккуратно ухожу. Так же в кино. Снимаюсь и играю очень выборочно. Спасибо  сложившейся ситуации, когда у меня есть право выбора и я не должна хвататься за любую работу, чтобы хоть как-то прокормить детей. У меня много работы. Но вся работа доставляет мне удовольствие. Веду очень активную жизнь. Иногда настолько активную, что прямо с ног падаю, не помню, когда засыпаю и просыпаюсь. Вся моя жизнь четко расписана по минутам. Этого везу туда, этого — туда. Приготовить, постирать, убрать. В театре я отдыхаю. Поэтому мне важно, чтобы то, что я делаю на сцене, доставляло мне удовольствие.

— Признаться, диву даешься, глядя на то, как вы все успеваете. Что помогает вдохновляться и всегда находить в себе энергию?

— Зрители. Если спектакль проходит удачно, подзаряжаешься просто невероятной энергией. Как правило, если ты что-то отдал, ты что-то  получишь обратно. Очень важно, чтобы этот обмен происходил. Если этого не происходит, тогда  я не понимаю, зачем вообще играть в спектакле. Финансово это никак не стимулирует. Все знают, что зарплаты в театре небольшие. Наверное, ради цветов и аплодисментов артисты и идут на сцену, я так думаю (улыбается).

— Наверняка на съемках, на сцене случаются казусы. Что помогает выйти из непредвиденных ситуаций?

— Думаю, своеобразная техника. Я очень быстро успеваю сообразить, что происходит, и моментально реагирую на ситуацию. А случается всякое.  Может что-то рухнуть, упасть, разбиться. В спектакле “№ 13” у нас постоянно что-то ломается. Наверное, слишком темпераментно играем (улыбается). Так вот, однажды у нас отломалась половина шкафа. Прямо во время спектакля. Что делать? Артисты просто по очереди держали шкаф, причем  настолько слаженно сменяли друг друга, что зрители подумали, будто этот ход со шкафом был специально придуман. 

— Помимо театра, кино вы преподаете в Академии искусств. Причем что —  сценический бой и фехтование!

— На самом деле у меня целая династия фехтовальщиков. По маминой линии все спортсмены. Одна я артистка. Правда, вслед за мной в творчество ушел племянник, он учится на режиссуре телевидения. Вероятно, и в детях есть  творческие задатки. Старший Дима, ему сейчас четырнадцать лет, у меня очень красивый. И ему все дано, чтобы заниматься актерской профессией, но он, слава Богу, не сильно этого хочет. Надеюсь, и не изменит желание. Пока мечтает стать врачом. Зато младший Артем и поет, и танцует. Он вообще очень развит в свои четыре года. Все знает, мгновенно соображает и все время мечтает... спасать мир, став героем или суперменом.

— Доводилось слышать от некоторых актеров, что жизнь на сцене для них реальнее, чем жизнь за стенами театра. А как по вашему мнению?

— Я очень хорошо разделяю, где театр, где жизнь. И обижаюсь, когда мне кто-то говорит: “Ты сейчас прямо как в театре играешь”. Я проживаю в театре многие моменты — и плачу, и смеюсь. Но как можно жить такой реальностью? В последнем спектакле “На том же месте в будущем году”, который мы поставили с единомышленниками из Театра киноактера на сцене КЗ “Минск”, я играю в шести сценах, в каждой из которой “старею” на пять лет. В первой — смеюсь, во второй — рыдаю, в третьей уже беременная. На переодевание — полторы минуты. Если бы это была реальная жизнь, можно было бы просто свихнуться. Даже на сцене артисту сложно играть. Быстро менять эмоции. Перелистывать за одним листом другой. Это высший пилотаж. Но если тебе удается убедить зрителя, что ты за эти полторы минуты постарел, стал другим и твоя жизнь кардинально изменилась, значит, ты что-то в профессии понимаешь. Эта пьеса — подарок артисту. Давно хотели ее  поставить, долго выкупали авторские права. И вот получилось. Вскоре уезжаем с этим спектаклем в Финляндию на Дни культуры.

— А вообще вы строгая мама?

— Я вас умоляю... Они из меня веревки вьют. Случается, бегаю с шашкой по квартире (улыбается), когда просто сил нет терпеть. А так три мужчины дома — сильно не забалуешь. Они полностью распоряжаются мною в своих корыстных целях. Если вижу, что есть какие-то проблемы с учебой или дисциплиной, включаю так называемый административный ресурс — могу лишить телефона, компьютера. Но тут муж помогает. Он у нас самый строгий в семье. За ним последнее слово.

— Вера, насколько сложно вам совмещать семью и работу?

— Я считаю, вообще жить нелегко. Мне кажется, если человек хочет жить полноценной жизнью, чтобы у него и в семье, и на работе все было хорошо, он должен тратить много сил и энергии.  Иногда у меня происходят срывы, когда ни играть, ни репетировать не могу. Периодически творческие люди впадают в депрессию, когда неоткуда брать эмоции, неоткуда зажигаться. Тогда забираю детей и уезжаю. Могу и надолго.  Прошлым летом, когда  поняла, что начинаю срываться на семье, на коллегах, собралась и уехала с детьми... в санаторий “Озерный” под Гродно. На 21 день! Очень люблю это место. Мне необходимо было отключиться, чтобы кто-то вместо меня готовил, стирал, убирал, а я спокойно побыла с детьми.

— Случалось совершать в жизни необдуманные поступки?

— Ситуация, в которой живу вот уже восемь лет, научила думать, прежде чем что-то делать. Раньше это была просто беда. Могла сделать, потом подумать. Понимаю, что я уже не принадлежу себе. На меня смотрят не как на актрису, а  как на жену ответственного человека. Появилась очередная “должность” — это дипломатическая работа, МИД. Супруг представляет нашу страну в глазах дипломатов. А я его боевая подруга. По нам у людей складывается представление о белорусах, о стране. Поэтому думаю, что говорю, как одеваюсь, что делаю, как общаюсь. И в то же время стараюсь оставаться самой собой. Ведь главное в жизни — это искренность. Но себя и эмоции я наконец-то научилась контролировать.

— Насчет “научиться”... Однажды вы признались, что по жизни вы вечный ученик. Чему бы вам хотелось еще научиться?

— Английскому языку. Пообещала супруге временного поверенного США, что в следующем году, когда увидимся, буду говорить на английском. Мне нужен язык. Он бы и в профессии мне пригодился, возможно, открыл бы новые горизонты. Но сейчас так занята детьми и их обучением (целый день развожу их на всякие курсы и занятия), что на себя пока просто не нахожу времени. А еще сейчас спектакль новый начинаем репетировать: “Легкой жизни никто не обещал”. Кажется, он про меня (улыбается). Легкая французская комедия положения. Думаю, спектакль получится взрывным.

— Вера, у ваших поклонников складывается ощущение, что вы всегда улыбаетесь. Как вам это удается?

— Я на самом деле человек очень  веселый и шумный. Соседи говорят, когда семья Поляковых — Макей выходит на улицу, слышно сразу. Я шумная, мои дети шумные. Единственный тихий человек в семье — муж. Но иногда, кажется, и он подключается ко всеобщему шуму. Как и все люди, я плачу, переживаю, впадаю в уныние. Хотя считаю, что с этим надо бороться. По-этому и уезжаю в такие моменты, чтобы никто меня такой не видел. Пусть у людей создается впечатление, что я всегда веселая.

 Кулинарные секреты от Веры Поляковой

Салат из черемши

— Рецепт подсказали на Комаровском рынке. Режете черемшу, свежий огурец, измельчаете укроп,  добавляете отварные яйца (куриные или перепелиные) и заправляете сметаной. Салат получается вкусным и витаминным. Вы будете в восторге!

Аппетитный дуэт

— Рецепт простой как три копейки. Режете небольшими кусками телятину (диаметром сантиметров пять) и молодую картошку, кладете в емкость, туда же добавляете две столовые ложки майонеза, две столовые ложки соевого соуса, нарезанный кольцами лук, все перемешиваете и ставите на час в холодильник. После этого телятину вместе с картошкой закладываете в рукав и запекаете в духовке около часа при температуре 200—220 градусов. Шашлык!  А какая вкусная картошка получается! И что самое главное, в одной порции с телятиной — всего 72 калории.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter