Источник: Знамя юности
Знамя юности

Олимпийский чемпион Геннадий Авдеенко о жизни под Лидой и перспективах наших спортсменов в Токио

Главное в спорте – искренность

Во время спортивно-культурного фестиваля «Вытокі», прошедшего на прошлой неделе в Лиде, в толпе людей не заметить олимпийского чемпиона в прыжках в высоту Геннадия Авдеенко было трудно. 204-сантиметровый спортсмен, переехавший в Беларусь в начале 1990-х годов и четыре года назад обосновавшийся неподалеку от Лиды в Березовке, среди обступившей его ребятни выглядел настоящим добродушным великаном. После успешной карьеры, в годы которой Геннадий Авсеенко завоевывал золотые медали и на Олимпийских играх, и на чемпионате мира, он не стал тренером таких же чемпионов. Предпочел работать с детьми: «У них куда больше искренности». 


– Идея проведения фестиваля «Вытокі» очень хорошая, – начал беседу Геннадий Валенти­нович. – Атмосфера приятная, а дети узнают, что такое спорт. Только представьте, из всех детей, которые ко мне подходили, никто не знал, что такое фосбери-флоп! Рассказываю им об этом, о нашем виде спорта в целом. Это ведь отличная возможность популяризировать спорт, а ребятам выбрать, в какие секции пойти. 

Геннадий Авсеенко сейчас – тренер-преподаватель в местной СДЮШОР № 2 Правда, специализируется не только в прыжках в высоту: помогает ребятам совершенствоваться в прыжках в длину, тройном, спринте… 

– Веду легкоатлетические кружки, спорткласс в Березовке и специализированную секцию, кружки по баскетболу и волейболу. Талантливые ребята есть. Прыгун в длину, «средневичок», который первый раз в жизни бежал на соревнованиях 800 мет­ров, занял третье место в области. Высотники тоже поначалу были, но сейчас почти не попадаются. Все же очень специфический это вид…

За прыжками в высоту Геннадий Авдеенко следит внимательно. Хотя так было не всегда. Когда ушел из спорта, соревнования совсем не смотрел. Поясняет: просто не хотелось. Возможно, потому, что в свое время «наелся». Теперь же все иначе. Выступает судь­ей на республиканских стартах, следит за успехами наших ребят на мировой арене. О, пожалуй, самом ярком прыгуне в высоту нашей страны прямо сейчас – Максиме Недосекове – говорит так:

– Суперпарень! Два или три года назад на рождественском турнире по прыжкам в высоту так ему и сказал: «Будешь прыгать хорошо». Он не такой высокий, как я, но в нашем виде необязательно быть два метра ростом. У Максима хорошая голова: в экстремальных ситуациях может собраться и показать результат. Вспомните хотя бы недавний чемпионат Европы, где он в последней попытке взял золото! Для чемпиона такие качества важны. Мне нравится и то, как он делает шоу во время выступлений. Я, к примеру, так не мог: концентрировался, мне нужны были тишина, спокойствие. Даже не могу сказать, кого из прыгунов моего времени он напоминает. Тогда, наверное, только афроамериканцы могли танцевать в секторе. 

На Играх в Токио, уверен Геннадий Авдеенко, Максим Недосеков способен бороться за медали
european-athletics.com

Сейчас, продолжает Геннадий Авдеенко, конкуренцию в мужских прыжках в высоту сложно назвать высокой. В его времена все было иначе. На Олимпийские игры 1988 года норматив составлял 2,36 метра – его выполнили четыре человека. Теперь же рекорд страны в помещении нена­много выше: он составляет 2,37 метра и принадлежит Максиму Недосекову. 

– Думаю, Максим сможет не просто конкурировать на Олимпиаде, а бороться там за медали, в том числе за золото. Не думаю, что кто-то прыгнет выше, чем 2,40 метра. Если говорить о фаворитах соревнований, не знаю, будет ли выступать Мутаз Баршим, но для меня это идеальный прыгун. Техника, результаты – все супер. И хотя он уже на закате карьеры, на домашнем чемпионате мира в 2019 году «достал» из себя все и взял золото. Олимпиада в Токио может преподнести много сюрпризов, поскольку долгое время соревнований не было – результаты могут быть очень низкими, но при этом кто-то может выстрелить. 

В женских прыжках в высоту в нашей стране конкуренцию Карине Демидик составить пока, увы, некому. Геннадий Авдеенко говорит: этот вид легкоатлетической программы настолько непредсказуем, что для достижения результата в нем должны сложиться многие обстоятельства. 

– Можно ведь быть хорош­о готовым физически, но психологически сломаться. Девочкам сейчас явно не хватает конкуренции. В прошлом году на чемпионате Беларуси ведь как было: есть результат Демидик, а дальше все – юниор­ского уровня… Еще в советские времена такое тоже бывало. После московской Олим­пиады наступил спад. Позже пришло мое поколение, и конкуренция снов­а стала огромной. Рудольф Повар­ницын брал 2,40 метра, Игорь Паклин – 2,41. У меня же олимпийский рекорд был 2,38. За год до Олимпиады в Сеуле на летнем и зимнем чемпионатах мира показывал такой же результат и был только вторым…

Желающих сделать фото на память или взять автограф у олимпийского чемпиона было немало

Пока мы говорили, ребятня вокруг Геннадия Авдеенко не расходилась. Кто-то просил автограф, кто-то – поставить отметку за выполнение испытания олимпийского квеста, приготовленного организаторами «Вытокаў». Геннадий Валентинович не отказывал никому. А на вопрос о том, комфортно ли ему живется, ответил:

– Мне везде нормально. Главное ведь, чтобы душе было комфортно да работа радовала. Я никогда не хотел лезть в большой спорт. Там много нюансов – допинг тот же. Нет той чистоты, что в детском спорте. Ко мне приходят мальчики и девочки, а у них глаза горят. Говорю, например, ребенку, который прыгает с места 160 сантиметров, что через три месяца улетит на два метра. Он не верит. А видели бы вы его лицо, когда так и происходит, – искренние эмоции! Нравится и детям, и мне. Так что получаю удовольствие и от жизни, и от работы.

past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter