Главное ремесло

На модное некогда вопрошение: физик или лирик? — он однозначно называл себя лириком. А как иначе, если в любимых школьных предметах — литература, история, география, обществоведение!..
На модное некогда вопрошение: физик или лирик? — он однозначно называл себя лириком. А как иначе, если в любимых школьных предметах — литература, история, география, обществоведение!.. И кто знает, как сложилась бы судьба, имей тогда выпускник Григорий Чуйко возможность выбирать. Но в далекой от столицы деревне Ивашня, на границе Оршанского и Сенненского районов, на слуху и в почете был один вуз — сельхозакадемия в Горках. Правда, чуть было не подался в военные — всегда нравились военная форма и дисциплина... Сегодня, спустя десятилетия, опытный управленец и руководитель известного на всю страну многоотраслевого аграрного хозяйства убежден: дорога все равно непременно привела бы в село. В любой профессии.

Член Совета Республики Национального собрания страны, кавалер ордена «Знак Почета», обладатель титула «Человек года» в Минской области. Это заслуженные делом звания. (Кстати, это дело во многом позволяет минчанам и жителям столичной области круглый год быть с овощами, молоком, сыром, хлебом.) Генеральный директор агрокомбината «Ждановичи» Григорий Петрович Чуйко, по сути, представляет тот новый в нашем обществе тип руководителя, который, не жалея себя, живет во имя процветания своего дела и страны в целом.

— Григорий Петрович, вам в ваших «Ждановичах» гости не надоели? Наверняка желающих поглядеть на передовое хозяйство всегда хватало, а уж теперь, после принятия указа Президента, связанного с развитием в стране тепличного хозяйства, от гостей и вовсе отбоя не будет. Справитесь? Может, пора должность штатного инженера–«экскурсовода» заводить?

— Коллегам, которые приезжают к нам за знаниями, всегда рады. Кто–то интересуется производством молока и зерна, кто–то — выращиванием племенного скота. Ну а что касается нашей витаминной продукции, то сегодня, когда есть такое серьезное высокое решение о строительстве по всей стране энергосберегающих теплиц, наш опыт, наверное, особенно важен. Сумеем правильно распорядиться предусмотренными льготными кредитами на развитие тепличного хозяйства — значит, уже завтра не только минчане и жители крупных городов будут с помидорами, огурцами, другими овощами, но и все белорусы. Причем по значительно сниженной себестоимости. Задача, на мой взгляд, поставлена стратегическая, ведь речь идет о здоровье людей.

А ваше предложение по поводу «экскурсовода» в хозяйстве заслуживает внимания. Порой ведь многих своих специалистов приходится от дела отрывать для передачи опыта...

— У вас сейчас, кажется, самый творческий для руководителя возраст. В 46 можно еще и смело мечтать, и уже воплощать свои идеи в жизнь. А вообще, вы творчеством свой труд считаете?

— Не считал бы — не работал и, думаю, не имел бы тех результатов, из–за которых устроиться на работу в «Ждановичи» сегодня считается престижным. Конечно, можно назвать творчеством все, что связано с развитием хозяйства. Специфика работы любого руководителя, тем более солидного хозяйства, заставляет заглядывать вперед. А это значит — все новое, передовое надо «тащить» к себе. И «домашние» научные разработки, и достижения западные. Поэтому и я, и мои специалисты сами бываем частыми гостями крупных белорусских хозяйств и западных агрофирм...

И все–таки главным творчеством я бы назвал отношения с людьми. Уверен, любой успех любого дела начинается с любви к людям, с которыми ты работаешь. Нет этой любви — никакие самые распрекрасные деловые качества не сделают тебя руководителем! Безусловно, надо видеть недостатки в себе и других, но творчество заключается в том, чтобы подчеркивать и растить в человеке все то доброе и светлое, что в нем есть, подавляя тем самым негативное в характере.

Оглядываясь на прожитые годы, думаю о том, что все ошибки поправимы, кроме тех, которые были допущены в отношениях с людьми. Делаю выводы. Если случится кого–то незаслуженно обидеть — непременно извинюсь. И не один на один, а при людях.

— Знаю, сами себя вы называете не иначе как «организатор производства». Что требуется от организатора в первую очередь?

— Умение найти разумный компромисс между молотом и наковальней. Наковальня, образно говоря, — это твой коллектив, молот — вертикаль власти. В итоге результатами работы должны быть довольны и люди, и руководство.

— С кем сложнее договориться, Григорий Петрович?

— Не только мне, любому руководителю сложнее с людьми, с которыми ты в одной упряжке и которыми ты же управляешь. Во–первых, начальства намного меньше. А потом, если с начальством можно где–то чуточку схитрить, то со своими — не слукавишь. Всегда получишь свою реальную оценку, подчас очень жесткую.

— Вы уже начинали говорить о развитии, которое необходимо для каждого, даже самого отлаженного, хозяйства. Спрошу уже не как у директора, а сенатора — каким видите будущее сельского хозяйства в целом?

— Самое важное — это то, что мы в стране имеем программу развития села до 2010 года, где определены и просчитаны все основные направления. Остается дело за творческим воплощением программы в жизнь, хотя есть моменты, о которых стоит сказать особо.

На мой взгляд, пришло время перевернуть отношения науки и сельского хозяйства. То есть ученые в своих научных разработках должны отвечать за итоговые результаты, как отвечаем мы, производственники. При этом ученым, безусловно, надо дать право административного воздействия на технологов в плане безукоризненного выполнения их рекомендаций.

В существенных переменах нуждается и система подготовки кадров для работы в агропромышленном комплексе. Учебный процесс в училищах, колледжах, вузах должен быть максимально связан с производством и обучать главному — ремеслу. Раньше, когда на селе народу жило побольше, в этом отношении было проще: родители сами обучали своих детей, еще школьников, ремеслу на ферме, на комбайне, в поле... Убежден, что нужно так выстроить систему подготовки студентов, чтобы все свои практики они проходили в конкретных хозяйствах. Причем для этого надо предусмотреть специальные штатные единицы и платить студентам — к стипендии — еще и зарплату! Может быть, стоит и время обучения сократить — за счет неких не совсем нужных предметов...

Вы знаете, мне очень по душе идея создания агрогородков. Может быть, эта идея, озвученная нашим Президентом, самая перспективная и нужная сегодня стране. И, может быть, будет этих агрогородков не 800. Думаю, Глава государства поставит нам более дерзкие и смелые планы. Главное — создать на селе более привлекательные условия быта и жизни, чем в городе, чтобы люди из городов по конкурсу приезжали, жили и работали в агрогородках. К слову, я убежден, что именно в агрогородках возродится то патриотическое воспитание на селе, о котором мы в какой–то момент подзабыли. В детском садике, в школе детей надо учить простой истине — не только ради собственного благополучия стоит грызть гранит науки и постигать ремесло. А еще и ради страны, которая позволит жить на селе лучше, чем в городе... Не вырастим патриотов — не стоит ждать и заметных результатов.

— А в вашем агрокомбинате все патриоты хозяйства и страны?

— Большинство.

— Сегодня руководители любят говорить о своей «команде». Есть она — есть результаты... Впрочем, кому–то это слово кажется очень агрессивным и носящим временные функции, и потому говорят о «семье»...

— Мы придумали другое слово — «штаб». В нем 12 человек — руководителей разного уровня. Я — тринадцатый.

— Может быть, все–таки первый, Григорий Петрович?

— Нет, все–таки тринадцатый. Мне нравится это число. Мой день рождения состоит из двух цифр 1 и 3... И вообще, человек я не суеверный. Еще студентом на «ни пуха ни пера» всегда отвечал «спасибо».

— От чего сегодня больше всего устает руководитель Чуйко?

— Когда–то уставал от необходимости доставать, а не просто приобретать технику, материалы. Кто думал тогда о деньгах, энергоносителях? Сегодня голова болит по иному поводу: как выполнить поставленные задачи, если на все денег не хватает? И наши планы — мои и штаба — порой несоизмеримы с финансовыми возможностями хозяйства, района, области... А так хочется быстрых перемен! Характер у меня, говорят, неуемный...

И все же шаги, которые мы делаем в расширении своего производства, считаю верными. Планируем выращивать новые виды овощей... Изучаем все самое передовое и интересное, что есть в Беларуси, и заглядываем дальше...

— У вас сегодня достаточно прав, Григорий Петрович?

— У руководителя, если он болеет за дело, за людей, есть только одно, но главное, право работать. Это нормально. И чем выше уровень руководителя, тем больше у него этого права.

— Вы уже можете похвалиться первыми успехами в том отстающем хозяйстве, колхозе имени Калинина, который присоединили к агрокомбинату «Ждановичи» два года назад?

— Значительно выросли надои молока. Отремонтировали два помещения, идет ремонт третьего. А самое главное — люди почувствовали стабильность, в отношении зарплаты прежде всего. Конечно, многое надо сделать в плане социальной сферы, но уже наметили досрочное подведение газа. А еще хочу сказать, что люди там — намного добрее и еще не привыкли, если так можно выразиться, к белому хлебу, не привыкли к тем благам, которые норма для работников агрокомбината. Но, надеюсь, мы создадим такие условия, чтобы на белый хлеб люди в новом хозяйстве зарабатывали. В этом, к слову, и есть суть работы «организатора производства», о которой вы меня спрашивали.

— То, к чему вы стремились в юности и чего достигли, — насколько совпало, Григорий Петрович?

— Живя в колхозе, что могло быть пределом мечтаний? Должность председателя колхоза... Конечно, не думалось о том, что на самой торжественной сцене «Дажынак», вручая диплом и премию, мне будет пожимать руку Президент страны... В какой еще стране мира есть такое уважение к работникам–хлеборобам, когда тебя приветствует 50 тысяч человек, а миллионы смотрят на чествование по телевидению? Я говорю не только о себе, а о каждом отмеченном механизаторе, комбайнере, водителе...

— Думаю, если спрошу, чего вам сегодня не хватает, услышу что–то об «оборотном капитале»... А просто в жизни?

— Силы воли. Она нужна для того, чтобы повышать свой образовательный уровень. Несколько раз брался за иностранный язык, но «набежит» посевная, и конец учебе... Впрочем, сейчас жизнь заставит меньше спать — большие планы у хозяйства, да и самому надо, признаюсь, уже вплотную готовиться к защите кандидатской диссертации.

— Вашему внуку, Григорий Петрович, 8 месяцев. Признайтесь, сколько еще раз дедушкой хотите стать?

— Еще пять. Надо же помочь государству в улучшении демографической ситуации! Поскольку у меня сын и дочь — надеюсь еще на пятерых внуков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter