Главное — процесс

На темы морали

На темы морали


Это в мире капитала люди приноровились подавать в суд на Бога, белочек, инопланетян, инквизицию. Особый шик — попытаться взыскать сколько–нибудь миллионов долларов с самого себя. Наши истцы куда тверже стоят ногами на земле. Но бывает тоже «радуют» творческим подходом к составлению исков.


Одно дело, когда люди с особым психическим складом письменно повелевают районному суду раздать бедным «золото третьего рейха», обнародовать «тайну происхождения Христа» и признать их изобретателями интернета. Перечисленные случаи, кстати, вполне реальны, однако желания веселиться тут не возникает. Но бывает, что обычные обыватели под влиянием обстоятельств порой вполне успешно пересекают границы здравого смысла.


...Судья одного из судов Гомеля, поднатужась, вываливает на стол кучу папок: вот, мол, типичный случай, когда судебная активность двоих конкретных граждан превратилась в своего рода хобби, спорт. Без малого 10 лет серьезные с виду мужики, некогда занимавшие руководящие должности, обвиняют друг друга в различных злодеяниях — мелких и крупных. Один суровую жалобу напишет. Другой с готовностью придерется к слову, выдвинет встречный иск («оклеветали, опорочили»). Поочередно возмещают друг другу моральный вред, оплачивают судебные издержки. Изводят друг друга и домашних, забавляют окружающих. Похоже, оба уже начали получать от всего этого удовольствие. В судебных канцеляриях растет стопка порождаемых сторонами бессмысленных бумажек — по высоте уже сантиметров 40. Это не считая того, что накопилось в других организациях. Но, похоже, «соревнование» близится к завершению. В суде радуются: вроде бы удалось привести стороны к мировому соглашению. Только бы не передумали, не заскучали друг без друга...


В суде Железнодорожного района Гомеля надолго запомнили «историю о пропавшей собаке». Дама потребовала «вернуть ее имущество из чужого незаконного пользования». Выяснилось, что имуществом является шотландская овчарка, которая, как считалось, умерла. Собственно, «считалось» так всеми, кроме хозяйки, которая не смогла смириться с потерей. В трупе, некогда предъявленном ей, свою любимицу признать отказалась. Можно понять — человек в шоке... Дальше — больше. Как–то на улице увидела мужчину с колли на поводке. Сразу определила для себя: это — ее собака, так сердце подсказывает. Ничего, что цвет другой («перекрасил и подстриг, пол ведь совпадает»). Пригласили эксперта–кинолога, он сверил спорную собаку со старыми снимками — никак не сходится. «Эксперт некомпетентен», — отрезала истица. Хозяин колли, на которого внезапно свалилась эта головная боль, в полной мере прочувствовал тогда курьезность ситуации. Но ему было не до смеха. Ошеломленный напором, ходил на судебные заседания, всерьез что–то объяснял... В результате собака осталась у хозяина. Но убедить истицу в том, что она обозналась, похоже, так и не удалось.


Тему домашних питомцев продолжила гомельчанка, которая интересовалась в суде Советского района, как вернуть или обменять «товар ненадлежащего качества». Оказывается, купила на рынке попугайчика. По уверениям продавца — говорящего. «Потребительские свойства» птицы, однако, оказались недостаточно хороши. Несколько месяцев хозяйка ждала, когда пернатое создание произнесет что–нибудь членораздельное. Птица угрюмо молчала, пожирая льняное семя. «Да скорее я сама зачирикаю, чем он слово скажет!.. — возмутилась обладательница бракованного попугая. — Пусть продавец вернет деньги!» До суда, впрочем, не дошло: дело застопорилось на уплате пошлины.


Именно судебная пошлина удерживает многих от слишком залихватских исков. В том же суде Советского района припомнили, как за советом к ним приходил парень. Разузнавал о механизме подачи иска, все подробно конспектировал. Выяснилось, что знакомая девушка проспорила ему бутылку шампанского — и не отдает! Ясно, что без судьи в мантии тут не обойтись. О чем было пари, так и осталось загадкой. Когда выяснилось, что надо платить процент от стоимости иска, парнишка потерял интерес и к девушке, и к шампанскому.


...Это с виду формулировки судебных протоколов скучные. На самом деле за ними иногда кипят такие страсти — перехлестывают через край! Судьям эмоции не положены по должности, но иным истцам даже их удается удивлять нестандартным взглядом на мир. У кого–то пылесос «слишком сильно сосет», где–то бывшие супруги принимаются делить умерших аквариумных рыбок, кто–то идет на судебные издержки, многократно превышающие стоимость спорных джинсов, а кто–то требует от работодателя космических сумм в возмещение морального урона, поскольку окружающие видели, как он работал дворником, и «утратили к нему доверие»...


Здравый смысл в такие моменты, похоже, полностью отсутствует. Порой люди сами потом удивляются, как позволили втянуть себя в эту тяжбу...

 

Коллаж  АлексеЯ Кононова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter