Источник: Знамя юности
Знамя юности

Повар, врач, турагент. Какие профессии выбирают школьники с инвалидностью

«Главное – не занижать планку»

Многие старшеклассники хотят иметь перечень профессий, которые подходят именно им, с учетом физических данных и психологических особенностей. Это позволяет не метаться от специальности к специальности, а целенаправленно готовиться к поступлению в конкретный вуз или колледж. Такой список особенно нужен подросткам с инвалидностью, чьи мечты должны соотноситься с их реальными возможностями. За последние годы более 160 выпускников Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов, подведомственного учреждения Министерства труда и соцзащиты, уже получили подобный документ.

Максим Алехнович мечтает стать айтишником, а учитель-дефектолог Лидия Шнып знает, как ему в этом помочь

Пять лет назад реабилитационный центр заключил соглашение с Республиканским научно-практическим центром медицинской экспертизы и реабилитации – это позволило направлять сюда учеников девятых и одиннадцатых классов на лабораторную диагностику по профессиональным навыкам. Исследование занимает несколько часов, вводит в курс дела учитель-дефектолог Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов Лидия Шнып:

– У подростков оценивают память, скорость реакции, они заполняют множество психологических и профориентационных опросников. Затем специалисты запрашивают документы с места жительства детей, чтобы максимально учесть все нюансы, ведь, например, у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата может быть еще и плохое зрение – а значит, список подходящих профессий сужается. Через пару месяцев подросток получает заключение с перечнем подходящих специальностей, а также учебных заведений с организованной безбарьерной средой, где их можно получить. В этом же документе содержатся рекомендации для колледжа или вуза, куда потенциальный учащийся или студент в итоге принесет свои документы. Там прописано, нуждается ли он в особых условиях или дополнительной педагогической помощи, есть ли у него ограничения по режиму труда.

Заключение действительно год и имеет большую юридическую силу: если специальность есть в списке, то отказаться принимать у абитуриента документы, ссылаясь на его состояние здоровья, вуз или колледж не могут. А это значит, что время и силы, которые раньше тратились на борьбу и доказывание, что ребенок в состоянии потянуть выбранную профессию, можно направить на подготовку к экзаменам.


За прошлые годы лабораторную диагностику прошли более 160 подростков. 53 из них поступили в высшие учебные заведения, 47 – в средние специальные. Профессии, которые выбрали ребята, самые разные: повар, врач, учитель музыки, турагент, специалист по математическому моделированию, перечисляет Лидия Леонардовна:

– Если говорить о девятиклассниках, более половины из них получают рекомендацию продолжить обучение в школе. Это значит, специалисты пришли к выводу, что ребенок пока не готов к освоению спецдисциплин и пойти в десятый класс – лучший вариант для него.

А вообще, профориентация – это процесс длительный и сложный, акцентирует внимание директор Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов Людмила Кондрашова:

– Это многолетняя совместная работа многих специалистов: учителей, педагогов-дефектологов, социальных педагогов и, конечно, родителей. Дети склонны выбирать профессию из тех, о которых имеют представление. Поэтому, пока они находятся на реабилитации в нашем центре, мы стараемся показать им как можно больше. У нас есть кулинарный класс, солнечная панель, учебная метеостанция, так что школьники могут попробовать себя в роли поваров, экологов, метеорологов. Кроме того, наши выпускники и волонтеры регулярно организуют мастер-классы: например, недавно волонтер провел для детей занятие по фотографии, а снимки, которые сделали ребята, стали основой для фотовыставки. На мастер-классе от РУП «Фармация» специалисты дали возможность школьникам почувствовать себя фармакологами: они вместе взвешивали, дозировали вещества, формовали порошки.


Выпускники реабилитационного центра часто возвращаются в родные стены, чтобы рассказать другим ребятам об учебе или полученной специальности. Директор рада за подопечных:

– Когда мамы с малышами, которые впервые приехали к нам на реабилитацию, видят, какие классные парни и девушки к нам приходят, умные, активные, самодостаточные, это вселяет в них надежду. Они начинают верить в то, что у их детей, несмотря на диагнозы, большие перспективы. Главное – работать, стараться и не занижать планку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Яна Олехнович, 25 лет, Минск:

– С будущей профессией определилась еще в подростковом возрасте, когда приезжала в Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов и наблюдала за работой воспитателей. Замечая мой интерес, они не раз поручали мне проводить для малышей занятия и мастер-классы: мы вместе колдовали над поделками, рисовали, собирали мозаику. После школы поступила на факультет дошкольного образования БГПУ имени Максима Танка. Никаких поблажек из-за состояния здоровья (у меня ДЦП) в вузе не делали, разве что разрешили не заниматься ритмикой и физкультурой. Вместо того чтобы сдавать нормативы, я писала рефераты. В итоге окончила университет с красным дипломом, затем – магистратуру. С третьего курса работаю в детском саду: дети из моей группы уже пошли в первый класс, сейчас снова взяла малышей. Всегда стараюсь дать что-то сверх программы: так, недавно разработала интерактивную игру «Моя Беларусь» – микс тестов, адаптированных под детское восприятие, и онлайн-викторины. Благодаря игре родители могут вспомнить, а дети – узнать больше о нашей стране, ее музеях, именитых спортсменах. Что же касается особенностей здоровья, в работе они мне не мешают. А где-то даже помогают быть более мягкой и чуткой по отношению к малышам, учитывать их индивидуальные особенности и находить подход к каждому ребенку.


Богдан Адамович, 21 год, Поставы:

– В детском саду мальчик ударил меня по коленной чашечке, и она «рассыпалась». Так что все свое детство я, по сути, пролежал. Прошел через костыли, коляску, а когда наконец снова получил возможность двигаться, стал суперактивным – пытался наверстать то, чего так долго был лишен. Я окончил Поставский государственный колледж, затем – Витебский государственный индустриальный колледж, получив красный диплом и специальность повара. Сейчас поступил на заочное обучение в Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий. Последние три с половиной года работаю в сфере общественного питания. Сейчас я сушеф в одном из минских ресторанов: ставлю задачи поварам, контролирую качество блюд, принимаю продукты, отвечаю за заготовки. Хотелось бы добавить в свою жизнь немного соцнагрузки – думаю о том, чтобы начать вести кружок кулинарии в Республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов, где провел школьные годы. Надо только найти «окошко» в своем плотном графике.

krupenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter