Главное — не таблички, а привычки!

Энергосбережение — это не только технологи-ческий процесс, а образ жизни общества и каждого человекаУчреждения образования Витебской области разработали новые подходы по формированию у подрастающего поколения навыков экономного использования энергии и энергоресурсов. На минувшей неделе в городе на Двине были подведены итоги “Энергомарафона-2008”, который проходил по инициативе общественного объединения “Фонд Экомир” при поддержке Министерства образования Республики Беларусь и Департамента по энергоэффективности.

На уроке по основам энергоэффективности учитель физики средней школы № 23 города Витебска Лариса Савлукова обсуждает с ребятами возможные пути снижения степени загрязнения атмосферы при использовании различных видов топлива. Ученики делают вывод, что главная энергетическая проблема в том, что такие природные топливные ресурсы, как те же газ и нефть, не возобновляются, а значит, дополнительный источник энергии надо искать в ее экономии.
— Сегодня без организации школьных занятий по курсу экономного использования топливно-энергетических и материальных ресурсов трудно представить современный учебный процесс, — считает начальник управления образования Витебского облисполкома Иван Щурок. — Поэтому мы активно откликнулись на предложение по реализации проекта “Энергомарафон-2008” через Программу малых грантов ПРООН/ГЭФ, чтобы пропагандировать лучший опыт энергосберегающих мероприятий. В нашей области немало настоящих энтузиастов — новаторов в решении проблем рационального использования природных ресурсов. Их опыт нужно распространять. Очевидно, что никакие технические средства сами по себе не улучшат состояние окружающей среды, если люди не готовы к использованию энергосберегающих технологий, не стремятся сознательно соблюдать требования экологических ограничений. Школа, используя свой творческий потенциал, пошла по пути воспитания новой личности, для которой энергосберегающая политика нашего государства становится гражданской позицией.
Энергосбережение — это не только технологический процесс, а образ жизни общества и каждого человека. Об этом учитель в школе говорит уже не первый год. “Энергомарафон-2008” не стал в этом плане точкой отсчета, он лишь продолжил начатые инициативы, четко очертив новый этап в обучающем процессе. Учитель всегда готов к новым учебным технологиям, которые рождает само время. Учебные занятия в рамках “марафона” не ограничились формами урока или факультатива, ребята рисовали плакаты на заданную тему, готовили выступления агитбригад, устные журналы, писали сценарии для театрализованных представлений и видеофильмов.
Учителя витебской гимназии № 1 придумали игру для учащихся младшего школьного возраста, в которой создается ситуация, когда ребенок самостоятельно ищет пути экономии тепла, электричества, воды. Например, предлагается закончить стихотворение:
Если ветер в окна свищет
Или дождь из щелей брызжет —
Значит, ясно нам одно: ...
(не заклеено окно).
Методист Витебского областного государственного института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования Ида Ситникова разработала проект по экономии электроэнергии в быту. Школьникам предлагается изучить структуру бытового потребления, рассчитать стоимость потребляемой электроэнергии и разработать рекомендации по ее экономии. Оказывается, в нашей стране потребление топлива и энергии в быту увеличивается в год в среднем на 30 процентов. На бытовые нужды уходит 8 процентов потребления электроэнергии в народном хозяйстве. На отопление и снабжение жилых домов горячей водой ежегодно используется примерно 1/3 всей вырабатываемой в стране тепловой энергии. Невольно вспомнишь о выполнении положений Конвенции ООН об изменении климата и обязательств по Киотскому протоколу.
Решение вопросов энергосбережения на локальном уровне способствует разрешению глобальной проблемы потепления климата. Об этом говорил и национальный координатор программы малых грантов ПРООН/ГЭФ Александр Левченко на открытии республиканского семинара “Организация учебно-воспитательной работы учреждений образования Витебской области по формированию у учащихся навыков бережного отношения к энергоресурсам”. Опыт Витебской области признан показательным для распространения среди учреждений образования других регионов.
Призерами “Энергомарафона-2008”  стали отделы образования Железнодорожного района Витебска, городов Полоцка и Новополоцка. Им выделены средства для приобретения оргтехники и компьютеров, а значит, программы энергоэффективности получат новый импульс для их развития.
Когда агитбригада Чашникского центра детского творчества с задором и знанием темы демонстрировала свою программу, ребята тонко подметили: главное — не таблички, а привычки! Привыкнуть к тому, чтобы энергопотребление в наших домах и учреждениях соответствовало знаку “минус” — это значит осознать, что наша жизнь напрямую зависит от бережного отношения к тому, что дает и поддерживает эту жизнь.
Множество маленьких людей
Во множестве маленьких стран
Могут изменить лицо мира.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter