Главное - это сумма второстепенного

Предполагается, что к 2010 году в Европе не будет барьеров для вольного студенческого племени: абитуриенты смогут поступать в любой вуз Европы и беспрепятственно продолжать обучение в любой стране.
Предполагается, что к 2010 году в Европе не будет барьеров для вольного студенческого племени: абитуриенты смогут поступать в любой вуз Европы и беспрепятственно продолжать обучение в любой стране. Не будет и споров о взаимном признании дипломов, а академическая мобильность - обмен студентами и преподавателями - станет в буквальном смысле безграничной. Так, по крайней мере, видят образовательное пространство будущего участники Болонской конвенции, принявшие Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования. На это же направлена и реформа высшей школы Беларуси - закон о высшем образовании, проект которого практически готов к внесению в Парламент, законодательно оформит двухступенчатую систему образования с присвоением академических степеней "бакалавр" и " магистр".

Правда, в отличие от европейской практики, белорусские законодатели предлагают ввести еще и квалификацию "дипломированный специалист". И вот здесь, как показало состоявшееся в Белорусском национальном техническом университете выездное заседание Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей с участием ректоров ведущих технических вузов страны и руководителей промышленных предприятий, возникают вопросы. Главный из них - где в новой табели о рангах будет располагаться это привычное для наших кадровиков название. Проект закона предполагает, что на второй ступени - "рядом" с магистром. Практики - представители университетов и руководители предприятий - настаивают, что на первой. Потому что если бакалавр - это еще не дипломированный специалист, в данном случае не инженер, то где и кем он будет востребован?

"Признание наших дипломов в Европе - это хорошо, - рассуждал ректор БНТУ Борис Хрусталев. - Но мы должны ориентироваться прежде всего на потребности нашей экономики, наших предприятий". "А на производстве главное звено, - поддержал директор НИИ сварки и защитных конструкций Валерий Шелег, - дипломированный инженер. Схема бакалавр - специалист - магистр не смотрится. А любой конструктор знает, если "не смотрится" - работать не будет!"

Кстати, практика, когда выпускники наряду с традиционным дипломом получают и диплом бакалавра, уже давно апробирована в белорусских вузах. Так, в Белорусском государственном университете транспорта уже 10 лет выдают диплом инженера вместе с дипломом бакалавра. Первый - для "внутреннего пользования", второй - для заграницы. Аналогичный подход и в БНТУ: магистров и бакалавров здесь выпускают с 1998 года.

Есть вопросы и с 4-летним обучением на первой ступени. Говорить о его достаточности можно будет лишь после окончательного перехода на 12-летнее школьное обучение, когда ряд общеобразовательных предметов "уйдут" из вузов в школу.

Что касается проекта закона "О высшем образовании" в целом, то, по оценкам специалистов, он дает высшей школе достаточную свободу маневра. "За полтора года, а именно столько шло активное обсуждение документа, - отметил председатель парламентской комиссии Игорь Котляров, - мы провели 15 выездных заседаний в крупнейших университетах страны. Нашей задачей было учесть интересы и профессорско-преподавательского состава, и студентов, и руководителей реального сектора экономики. Думаю, что с учетом поступивших замечаний законопроект вполне может быть рассмотрен в первом чтении". Надежду на то, что он будет принят еще этим созывом депутатов, выразил и министр образования Александр Радьков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter