Главное - чтобы костюмчик сидел

Огромное количество рынков, магазинов и бутиков предоставляет современному покупателю самый широкий выбор одежды.
Огромное количество рынков, магазинов и бутиков предоставляет современному покупателю самый широкий выбор одежды. Молодежь предпочитает креативную моду - яркую, броскую, непохожую. Люди постарше придерживаются классики. И кажется совсем невероятным, что еще 20 - 40 лет назад мир выглядел совсем иначе. А понятие "советская мода" было созвучно тезису: "Все - как один". Преувеличение? Если только немного. Ведь и во времена советского дефицита были люди, которые одевались, как говорится, с иголочки. Речь о первых лицах нашего большого государства - советских чиновниках высшего звена власти.

Ателье ЦК КПСС

Доподлинно не известно, кому в голову пришла мысль создать такую структуру. Но говорят, что в 30 - 50-е годы советская элита имела собственных портных и сапожников. Вероятно, в какой-то момент просто кто-то предложил собрать всех специалистов в одном месте. И работа закипела. Здесь шили костюмы, которые носятся поверх бронежилета, подгоняли маршальский мундир Брежневу, шили махровый халат Хасбулатову, несколько костюмов и шубу из бобра Жириновскому и даже сапоги для верховой езды Геннадию Селезневу.

Наверняка ателье хранит много историй и даже тайн. Не зря же его здание было сконструировано так, чтобы обслуживаемые здесь члены Политбюро никогда не пересекались с просто членами ЦК, а те в свою очередь - с техническим персоналом партии. Но самое интересное, что в 1946 году в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров БССР такая же структура была создана и в нашей стране. Впрочем, это был целый комбинат бытового обслуживания при Управлении делами СНК, потом, естественно, Совмина.

От иголки хлеб колкий

Глядя на архивные документы, я не верила своим глазам. В комбинат входили: парикмахерская, в которой в две смены работали 10 мужских мастеров, два женских и одна маникюрша; портняжный цех, где мужских портных было в два раза больше, чем женских; сапожный цех; фотоателье; часовая мастерская; прачечный цех и даже банно-душевой... Всего на нужды народных избранников работали 63 человека, включая директора комбината с должностным окладом в 90 рублей. И на работу сюда могли устроиться только лучшие из лучших.

Впрочем, вспомнила одна из сотрудниц ателье Тамара Бородако, уже когда она пришла сюда на практику, ей поручили выполнить заказ для Петра Машерова - пошить два комбинезончика: "Желтенькие такие, меховые... У него тогда внучки родились". Потом уже для кого только она не шила! И выросла в стенах ателье из простой портной до начальника производства. "Машеровы, Киселевы, Снежкова, Чагина - все у нас одевались. И какие это были культурные люди! Если им что-то не нравилось, то об этом говорилось в очень корректной форме".

А вообще в те времена в ателье клиентов обшивали с пяток до макушки - от обуви до ондатровых шапок. Здесь были даже свои белошвейки! А ткани... Драпы, английская шерсть, шотландский, прибалтийский, минский ратины, велютины...

- Не то, что сейчас, - сказала Тамара Павловна. - Они, конечно, хорошие, красивые, но такие тонюсенькие. Была у нас одна работница, которая о современных тканях говорила так: "Украли в этой ткани нитку". Иногда приходят заказчики, испытывающие ностальгию по прошлым временам, когда мужские костюмы шили только на бортовой прокладке с натуральным конским волосом. Хотят заказать. А где взять тот волос?

- В общем, можно сказать, что в те времена работа в таком ателье была мечтой любой портнихи?

- Ну я бы так не сказала. Ведь здесь к работникам предъявлялись очень высокие требования. Петли мы выметывали только вручную. Нужно было выметать стежок в стежок.

- Что вы говорите?!

- Да. У нас даже норма такая была. Услуги ателье высшего разряда должны были отличаться большим объемом ручных работ: стежка бортовой прокладки, воротника, вспушовка, подшивка. Даже шубы и те шили только вручную. Может быть, на тот момент такие работы диктовались парком оборудования. Но считалось, что машины никогда не выполнят их достаточно качественно. Хотя сегодня эта точка зрения пересмотрена, и я считаю, справедливо.

Модные перемены

Да, с момента появления комбината бытового обслуживания и до сегодняшнего дня в нем произошло очень много изменений. Несколько раз менялись его название и структура. Давно прекратили свое существование такие цехи, как, например, банно-душевой. Но все же комбинат по-прежнему работает. С той лишь разницей, что называется он теперь Управление бытового обслуживания государственного учреждения "Главное хозяйственное управление" Управления делами Президента. И еще: если раньше все заказы здесь выполнялись строго по талонам и только для избранных, то сегодня такие услуги стали доступны всем желающим. Хотя наряду с простыми гражданами тут по-прежнему одевается и обувается наша государственная элита.

- Прямо перед вашим приходом у нас был Николай Чергинец, - рассказала начальник управления бытового обслуживания Тамара Верхова. - Он один из самых требовательных клиентов нашего ателье. У нас вообще одежду больше шьют мужчины. Да и структура ателье, как вы уже заметили, ориентирована на мужскую одежду. Хотя женские мастера у нас тоже хорошие.

- А с кем сложнее работать, с мужчинами или с женщинами?

- Очень сложно работать с бывшими военными. У них за годы службы уже, видимо, привычка сформировалась, чтобы костюмчик лежал очень плотно. Так что когда начинаются примерки, таких людей бывает сложно переубедить в том, что гражданский костюм может отличаться по крою от военной формы. И все-таки труднее всего работать с женщинами. Ведь по сравнению с мужчинами дамские фигуры чаще отличаются от типовых. Но профессионалы для того и существуют, чтобы оптимально посадить костюм на любую фигуру, максимально подчеркнув достоинства и скрыв недостатки.

Лен в Афинах

Помимо индивидуального пошива, ателье выполняет заказы в мелкосерийном производстве. По мнению Тамары Васильевны, разумное сочетание этих двух направлений очень важно для рентабельной работы подразделения.

- И какие серийные заказы вы выполняли в последнее время?

- Например, шили форменную одежду для сотрудников Торгового дома "На Немиге", отеля "Минск", Дворца Республики. Или все три варианта костюмов для Президентского оркестра. Недавно выполнили сценические костюмы для ансамбля "Песняры" - и одежду, и обувь. Очень символично, что разрабатывал эту одежду, как и костюмы для первого состава "Песняров", один и тот же человек - член Союза дизайнеров, главный дизайнер нашего ателье Владимир Булгаков. Кроме того, теперь у нас появилось новое направление - работа с банками. Представители Беларусбанка даже принесли мне статью, в которой говорится, что рейтинг таких учреждений повышается, если их сотрудники имеют форменную одежду, отражающую фирменный стиль банка.

- Ну а самая интересная, наверное, работа над парадными костюмами для белорусских участников Олимпиады 2004 года в Афинах? Насколько я знаю, вы трудитесь над этим заказом уже больше года.

- И очень им дорожим. Хотите, я покажу вам эти костюмы? - спросила Тамара Васильевна.

Еще бы я не хотела! Тамара Васильевна распахнула шкаф и извлекла оттуда комплекты мужской и женской одежды - элегантные брючные костюмы.

Кстати, министр спорта посчитал, что нельзя оставить без внимания белорусский лен. Подключили концерн "Белхудожпромыслы", и по их предложению этот материал использован при пошиве повседневной одежды для олимпийцев. Все-таки Афины, лето, август - очень жарко...

Влиятельная особа без штанов

Так, путешествуя по ателье, мы дошли до участка ремонта одежды.

- Здесь в месяц мы оказываем услуги примерно 300 клиентам, - отрекламировала цех Тамара Васильевна. - Причем делаем абсолютно все виды ремонта (мелкий, средний, крупный с полным перекроем и перешивом) и абсолютно любой одежды, в том числе меховых изделий и дубленок.

- А что тут? - поинтересовалась я, увидев в уголке уютное кресло.

- Это так называемая зона ожидания. Ведь у деловых людей часто случается непредвиденное. Кто-то кофе себе на белую рубашку прольет, у кого-то пуговица оторвется. Как в таком виде продолжать работать? Вот "пострадавшие" и обращаются к нам за помощью. Мы даем им халатик и прямо в их присутствии производим ремонт одежды.

- И что, тут в халатике можно застать даже крупных чиновников и министров?

Тамара Васильевна рассмеялась

: - Регулярно. Летом как-то было, что у одного влиятельного мужчины летние плащевые брюки разошлись по среднему шву. Что делать? Снял брюки и сидел у нас. Но это был не министр. Если у таких людей и случаются ЧП, то их одежду в ремонт приносят другие.

Петля на лацкане

- А как вы думаете, когда все-таки ателье сложнее жилось - в прежние, советские, времена или теперь?

- Даже не знаю. Я ведь управление всего год возглавляю. И вроде бы у нас ни в чем нет недостатка. И специалисты у нас высококвалифицированные, и ткани есть возможность заказывать любые, и оборудование первоклассное. Кстати говоря, недавно мы провели тендер и закупили машины ведущей мировой фирмы "Juki", в том числе и петельную с компьютерным управлением (для изготовления гибких, высококачественных петель для верхней одежды). Сейчас, когда петля на лацкане в моде, это особенно актуально. Ведь если выметать эту петлю на оборудовании низкого качества, она только испортит пиджак. А наши петли украшают изделие. Но... Раньше работать было проще. По крайней мере, не было такой конкуренции с торговлей. И все же ателье есть ателье. Это - эксклюзивная одежда. И поэтому я думаю, что без заказчиков мы никогда не останемся.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter