Главней всего - погода в доме

В новом фильме Попогребского "Как я провел этим летом", удостоенном нескольких наград Берлинского кинофестиваля, есть "фишки", отвечающие моде на экзотику...

Режиссера Алексея Попогребского захвалили. На мой вкус, ни в его совместной с Борисом Хлебниковым работе "Коктебель", ни в психологической драме "Простые вещи", эксплуатировавшей крепкое психологическое мастерство Леонида Броневого, не было ничего выдающегося. Кино себе и кино. Местами затянутое, нарочито отстраненное, холодное и эстетское, рассчитанное на строгий и взыскательный вкус фестивальной публики. В советские времена поток подобных средних психологических драм из серии "кино морального беспокойства" с непрописанными характерами и повисшими в воздухе вопросами по поводу странной логики поступков героев тоже был велик, но призами их не увешивали. Однако в старом добром советском кино, по крайней мере, можно было быть уверенным, что ружье, висящее на стене, всегда выстрелит и все концы сойдутся.


Теперь в кинодраматургии на смену идеологической подоплеке пришли чисто личностные терзания героев, страхи и комплексы менеджера среднего звена или чаяния и надежды среднестатистического российского киллера. Наблюдать за этим почему-то скучно, аморфный мир российского кино не затягивает. Снимают так, как будто ничего до этого не было, бесконечно размазывая экзистенциальный сироп по тарелке. Но одним сиропом сыт не будешь. Мало того, можно просто заработать аллергию или диатез.


В новом фильме Попогребского "Как я провел этим летом", удостоенном нескольких наград Берлинского кинофестиваля, есть "фишки", отвечающие моде на экзотику - действие происходит на Чукотке, на метеорологической станции. Снова в кадре аскеза и многозначительность, отсутствие действия вместо самого действия, отсутствие поступков вместо самих поступков. Проще нашпиговать полуторачасовую картину красивыми северными пейзажами, льдами и медведями.


Путешествуют по этому ледяному зазеркалью всего два героя - молодой и зрелый метеорологи, совершенно по-разному относящиеся к работе. Играют их Григорий Добрыгин, научившийся морщить лоб еще со времен новогоднего капустника для работников автосервиса "Черная молния", и серьезный актер средних лет Сергей Пускепалис, известный еще и как режиссер. Причем режиссер, которого пускают на порог приличных театров, например "Современника". (Здесь он поставил комедию "Бог резни" с Аленой Бабенко.)


"Полфильма проходит в торжественном молчании: один герой неразговорчив, другому ничего не остается, а третий, как написали бы советские киноведы, персонаж - открыточные, хотя и не слишком приветливые, чукотские пейзажи, за которые оператор Костомаров получил в Берлине "Медведя". Характерно, что конфликт в картине тоже происходит не из-за слов, а из-за их отсутствия. Но несмотря на экстремальную натуру, слишком часто вместо рыка слышен интеллигентный шепот", - констатирует кинообозреватель журнала "Афиша" Станислав Зельвенский. "В интервью Попогребский правильно ставит вопросы: пройдет ли "человек играющий" проверку на прочность, если потребуют ситуация и среда? Проблема в том, что говорит Попогребский гораздо убедительнее, чем снимает, - вторит критик Марина Кувшинова. - Поверхностная реализация не соответствует глубине поставленных вопросов. Именно поэтому картина так нравится - и будет дальше нравиться - публике. Соглашаться ли с критиками, минские синефилы смогут решить уже завтра, придя в Дом кино.


5 киноновостей:


1. Тимур Бекмамбетов решил доказать, что режиссер может оставаться востребованным, даже если ему отказала сама Анджелина Джоли. Бекмамбетов начинает работу над проектом "Красный асфальт".


2. Эльдар Рязанов готов покинуть Союз кинематографистов России, выражая недовольство его руководством. Наряду с Рязановым о выходе сообщили Даниил Дондурей, Юрий Богомолов, Отар Иоселиани, Александр Сокуров, Павел Бардин, Алексей Герман-младший, Рустам Ибрагимбеков и другие мастера кино.


3. Через неделю в прокат выходит новый фильм Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2. Предстояние".


4. Харрисон Форд сыграет главную роль в новом фантастическом вестерне "Ковбои против Чужих".


5. Сергей Лукьяненко объявил о подготовке к третьей части "Дозоров". "В свое время права на них были отданы американцам, но там ничего не сложилось, - пояснил писатель. - Сейчас права у американцев кончились, и будет запущен очень интересный и необычный кинопроект в России. Я пока не буду раскрывать никакой информации, так как не имею на это официального разрешения. Думаю, уже к лету я смогу рассказать все подробно".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter