Главная цель евразийской интеграции – повышение благосостояния граждан наших государств

На вопросы газеты “Союзное вече” отвечает член Совета Евразийской экономической комиссии от Республики Беларусь Сергей РУМАС

На вопросы газеты “Союзное вече” отвечает член Совета Евразийской экономической комиссии от Республики Беларусь Сергей РУМАС

– Сергей Николаевич, Таможенному союзу, давшему мощный старт развитию евразийской интеграции Беларуси, России и Казахстана, всего два года. Но складывается впечатление, что мы уже давно живем в этом тройственном союзе, потому как активность и интенсивность работы в данном направлении всех ветвей власти просто огромные. От Таможенного союза наши страны практически сразу перешли к выстраиванию Единого экономического пространства, а по сути через год президенты намерены подписать договор о Евразийском экономическом союзе. Чем, на ваш взгляд, объясняются столь активные темпы строительства ЕЭС: экономической заинтересованностью каждой из трех стран, международной обстановкой, личной активностью глав наших государств?

– Евразийская экономическая интеграция действительно идет небывалыми в историческом масштабе темпами. В частности, за два года страны “тройки” прошли путь от Таможенного союза (ТС) к Единому экономическому пространству (ЕЭП), на который наши европейские коллеги потратили десятилетия. Конечно, мы находимся сегодня в более выгодных “стартовых” условиях, имея возможность опираться в своей работе на “интеграционный опыт” стран ЕС, условия функционирования ВТО. И все же работа проделана действительно большая.

Интенсивность интеграционного процесса обусловлена целым рядом факторов, вытекающих из сложных процессов в мировой экономике. Беларусь пошла на создание ТС, а затем и ЕЭП, поскольку считает, что сегодня в условиях нарастающей нестабильности мировой экономики и обострения глобальной конкуренции ее будущее лежит на пути тесной региональной интеграции. Именно она позволит в полной мере использовать возможности ТС и ЕЭП, а в перспективе Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), для активизации взаимной торговли, расширения промышленной кооперации, инвестиционного и инновационного сотрудничества. Таким образом, в основе нашей совместной работы лежат прагматичные экономические цели, главной из которых является повышение качества жизни граждан наших стран.

В ТС и ЕЭП, как и в любом бизнес-проекте, время является одним из ключевых факторов успеха. В то же время хотел бы подчеркнуть, что евразийская интеграция, несмотря на столь высокие темпы, осуществляется с соблюдением основополагающих принципов равноправия, уважения суверенитета, учета интересов всех договаривающихся сторон.

– Обыватель вообще и белорусский в частности, как правило, о дивидендах интеграции судит по своему кошельку.  И то, например, что белорусы из-за единых таможенных пошлин ТС вынуждены сегодня покупать зарубежные автомобили по гораздо большей цене, охладило интерес многих из них к строительству ЕАЭС. Наверное, чем-то пришлось поступиться россиянам и казахстанцам?

– Процесс интеграции невозможен без определенных компромиссов, делегирования на наднациональный уровень ряда экономических компетенций государств-членов, в том числе в части изменения таможенного тарифа по некоторым “чувствительным” товарам.

Например, сегодня на наднациональном уровне принимаются решения по применению тарифных и нетарифных мер, инструментов защиты внутреннего рынка, осуществляется изменение Единого таможенного тарифа в части снижения или повышения ввозных пошлин.

В странах “тройки” действует единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер с едиными перечнями подконтрольной продукции и общими требованиями к ней. По единым формам, которые признаются всеми сторонами, осуществляется оформление разрешительных документов.

Республика Беларусь и Российская Федерация с 2011 года уже открыли, а Республика Казахстан с 2014 года открывает рынки государственных закупок для поставщиков из государств – участников ТС/ЕЭП, в том числе для субъектов хозяйствования Беларуси. В ведение Евразийской экономической комиссии с прошлого года сторонами передана часть регулятивных полномочий в сфере торговли и экономики.

Некоторые из этих мер, конечно, являются чувствительными как для государства в целом, так и для наших граждан. Но, как вы правильно отметили, процесс интеграции является многосторонним и в не меньшей степени затрагивает интересы наших российских и казахстанских партнеров. Вместе с тем у нас нет сомнений в правильности интеграционного курса и очевидной стратегической эффективности принимаемых решений.

– Однако, думаю, стоит напомнить, что все мы, и Беларусь в целом, за это короткое время работы в ТС не только что-то потеряли, но и приобрели? Можно ли проиллюстрировать это конкретными примерами?

– Мы пошли на создание ТС, а затем и ЕЭП, поскольку считаем процесс интеграции важным фактором обеспечения динамичного социально-экономического развития государства и, как следствие, повышения благосостояния граждан.

Что означает участие в ТС для Беларуси? Во-первых, в ТС практически полностью, без каких-либо изъятий, обеспечена свобода передвижения товаров, во взаимной торговле запрещены тарифные и нетарифные барьеры. Во-вторых, с запуском ТС канули в прошлое белорусско-российские “молочные”, “сахарные” и прочие торговые войны и споры.

Что касается формирования ЕЭП, то помимо свободы движения товаров там будет обеспечена также свобода движения капиталов, услуг, трудовых ресурсов. Для простых граждан это в первую очередь такое преимущество ЕЭП, как упрощение трудовой миграции. Трудящимся-мигрантам не требуется получения разрешений на осуществление трудовой деятельности на территориях государств – участников ЕЭП. Предусматривается также доступ к медицинской помощи и социальному страхованию в рамках добровольной системы страхования. Таким образом, теперь каждый белорус может трудиться на территории России или Казахстана без какого-либо ущемления своих прав, как это происходит, например, на территории ЕС для граждан стран-участниц.

Уже сейчас государства – участники ТС/ЕЭП на деле ощутили преимущества участия в “тройке”. Для Беларуси – это свободный выход товаров и услуг на расширенный общий рынок, получение приемлемых цен и гарантированных объемов топливно-энергетических и иных сырьевых товаров. Для Казахстана – либерализация доступа к российской транспортной инфраструктуре (трубопроводы, железная дорога) для наращивания торговли с Европой, выход на российский рынок со своими услугами. Для России – дополнительный рынок для промышленной продукции и, в большей степени, решение геополитических задач.

Снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, упрощение внешнеторговых процедур, сокращение времени на перевозку товаров через отмену всех видов контроля на внутренних границах демонстрируют свой положительный эффект.

За последние три года (2010–2012 годы) объем взаимной торговли в “тройке” почти удвоился. И хотя темпы прироста в минувшем году (8,7 процента) серьезно замедлились по сравнению с 2010 и 2011 годами (29,1 и 33,9 процента), однако в 2,5 раза превышают темпы прироста торговли ТС с третьими странами (3,2 процента).

В прошлом году во взаимной торговле со странами ТС в результате улучшения условий доступа диверсифицирован белорусский экспорт (номенклатура расширилась на 59 товарных позиций), существенно вырос экспорт прочих промежуточных товаров – на 720,9 млн долларов (на 15,3 процента), продовольственных – на 687,7 млн долларов (21,5 процента), инвестиционных – на 560,7 млн долларов (18,1 процента).

Создание ТС и ЕЭП укрепило интерес к Беларуси и вес страны в мировой системе координат. На практике проводится единая согласованная внешнеторговая политика “тройки” в отношении иностранных государств. Уже унифицированы режимы свободной торговли с государствами СНГ, Сербией и Черногорией. ТС применяет общую систему преференций для развивающихся стран.

Впервые с предложением о создании зоны свободной торговли к нам вышли западные государства – члены Европейской ассоциации свободной торговли, куда входят Норвегия, Швейцария, Исландия и Лихтенштейн. Проведен ряд предметных переговоров с этим блоком стран. Ведутся переговоры по созданию зоны свободной торговли с Новой Зеландией. В конце прошлого года начата работа по подготовке аналогичного соглашения с Вьетнамом.

Прорабатывается целесообразность начала аналогичных переговоров с Израилем, Индией, странами – членами АСЕАН и др. После создания ТС/ЕЭП уже более сорока стран и групп стран высказали свою заинтересованность в создании зоны свободной торговли со странами “тройки”.

– На недавнем заседании в Минске Высшего Евразийского экономического совета главы государств говорили о том, что сегодня есть много проблем, которые требуют срочного решения. В частности, необходимо ликвидировать многочисленные изъятия и ограничения, существующие в нормативной базе ТС. Можно ли пояснить на конкретных примерах, о чем идет речь?

– Действительно, из режима ТС и ЕЭП, предусматривающего свободу передвижения товаров, а также поэтапное обеспечение свободы движения услуг, капиталов и рабочей силы, пока исключен определенный  круг товаров и услуг. Это значительно сужает потенциал взаимовыгодного сотрудничества наших государств.

В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2013 года № 30 функционирование ЕЭП с 1 января 2015 года должно осуществляться, как правило, без изъятий.

В развитие данного решения Евразийской экономической комиссией подготовлен предварительный список изъятий и иных ограничений, в том числе барьеров, взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств – членов ТС/ЕЭП.

Условно список можно разделить на следующие категории:

барьеры (ограничения), препятствующие свободному движению товаров, услуг, капитала, рабочей силы, которые могут быть расценены как нарушение норм договорно-правовой базы ТС/ЕЭП. К данной категории относятся такие меры, как применение института исключительного права на экспорт/импорт, нарушение национального режима (оборот лекарств и др.);

изъятия, которые официально сделаны государствами – членами ТС/ЕЭП из договорно-правовой базы ТС/ЕЭП. Указанные изъятия преимущественно касаются торговли услугами, а также применения различных ставок ввозных таможенных пошлин;

отсылочные нормы (правовая база ТС/ЕЭП отсылает к регулированию на уровне национальных законодательств сторон) и неурегулированные договорно-правовой базой ТС/ЕЭП вопросы. В данную категорию попадают вопросы, связанные с таможенным администрированием, транспортными услугами, регулированием финансового рынка, валютным регулированием, миграционной политикой.

Основная масса исключений приходится на изъятия и отсылочные нормы.

– В чем причина существования этих изъятий и ограничений? И кому в первую очередь предстоит решать данные вопросы. Евразийской комиссии или национальным правительствам?

– Основная причина наличия изъятий и иных ограничений состоит в том, что, несмотря на большое количество общих интересов, у каждого государства – члена ТС/ЕЭП существуют свои приоритеты развития и связанные с этим чувствительные вопросы. Процесс совмещения интересов и взаимной “притирки” экономик государств – членов ТС/ЕЭП требует значительных временных затрат, а изъятия и ограничения являются неотъемлемой часть такого процесса.

Все проблемные вопросы должны решаться и решаются Евразийской экономической комиссией и национальными правительствами на совместной основе с учетом принципа равноправия и учета национальных интересов сторон.

– Полгода назад во время саммита глав государств в Астане говорилось о существовании перечня изъятий и ограничений в 800 пунктов, после саммита в Минске была озвучена цифра 578 пунктов. Очевидно, что работа идет, и весьма активно. Но возможно ли в принципе найти компромисс по всем без исключения изъятиям и ограничениям в ближайший год, то есть до подписания договора о ЕАЭС?

– Да, вы правы, государства – члены ТС/ЕЭП и Евразийская экономическая комиссия активно проводят работу по сокращению изъятий и устранению барьеров во взаимной торговле. Анализируется весь спектр изъятий, определяется их влияние на развитие интеграционных процессов в “тройке” и целесообразность их отмены либо урегулирования.

Нахождение компромисса по данному вопросу и формирование четкого плана действий по каждому ограничению является одной из основных целей нашей совместной работы на этапе подготовки проекта Договора о ЕАЭС.

Однако существует ряд изъятий, обусловленных объективными причинами. В частности, международные соглашения, формирующие договорно-правовую базу ЕЭП, носят в значительной степени рамочный характер и предполагают разработку большого количество дополнительных документов. Также присутствуют переходные периоды, в течение которых государства – члены ЕЭП постепенно выходят на унифицированные или единые нормы и правила регулирования в различных секторах экономики.

В целом, с учетом сложности и чувствительности данного вопроса, особенно в сфере услуг, не исключается возможность фиксирования в договоре о ЕАЭС определенной дорожной карты по снятию части изъятий после создания ЕАЭС.

– Вы возглавляете национальную комиссию по вопросам создания и функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Чем вызвана необходимость создания данной комиссии, каковы ее задачи, кто входит в ее состав? Что удалось сделать за прошедшее время?

– Действительно, в 2010 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь у нас создана постоянная Комиссия по вопросам создания и функционирования ТС и ЕЭП. Основной ее задачей является координация согласованных действий республиканских органов государственного управления при рассмотрении вопросов интеграционного строительства. В состав этого координационного органа вошли руководители практически всех ключевых ведомств нашей страны.

Необходимость создания столь представительного координирующего органа вызвана сложность и масштабностью задач, решаемых в рамках интеграционного процесса, которые сопряжены в том числе с необходимостью обеспечения соответствия принимаемых решений основам конституционного строя, сохранения национального суверенитета и экономической безопасности Беларуси.

– На недавнем заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь вы сказали, что в проекте договора о ЕАЭС следует закрепить ряд принципиальных для Беларуси моментов. Какие это моменты?

– Любая интеграция является предметом компромиссов, где каждая сторона четко видит и отстаивает принципиальные для себя вопросы функционирования будущего экономического объединения. Для нас также есть ряд принципиальных моментов, которые необходимо решить  в рамках создания будущего Союза.

Речь идет о ликвидации ограничения в сфере передвижения товаров,  сохранении положения о торговле природным газом, исключении из проекта договора с 2015 года положения о двустороннем формате взаимодействия со странами – членами ТС в нефтяной сфере. Также необходимо сохранить действующие подходы к использованию режимов свободных экономических зон и свободных складов, закрепить принцип совместной защиты внутреннего рынка Союза, создание совместных механизмов поддержки экспорта, условий для развития производственной кооперации.

Это вполне понятные и прагматичные цели интеграции, которые вытекают из наших экономических интересов. Эти положения прежде всего направлены на создание равных условий хозяйствования, обеспечение добросовестной конкуренции, использование синергетического эффекта от объединения потенциалов наших экономик с целью производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции и ее продвижения как на емком 170-миллионном рынке ТС и ЕЭП, так и на внешних рынках.

– Вы также считаете, что  необходимо активизировать работу по согласованию стратегического, концептуального видения Евразийского экономического союза. В чем именно должна заключаться эта работа?

– Евразийская интеграция на сегодняшний день прошла ряд последовательных этапов: СНГ и зона свободной торговли, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП. В настоящее время мы подошли к достаточно серьезному этапу нашего объединения – созданию Евразийского экономического союза.

Предшествовавшие этапы интеграции как в теоретическом, так и в практическом плане имели значительно меньшее поле для различного толкования содержания и объемов совместных действий. Практически однозначно всеми партнерами понимаются классические задачи по формированию зоны свободной торговли и Таможенного союза. Дальше, на этапе единого экономического пространства и тем более экономического союза, уровень и степень интеграции является достаточно высоким и многовариантным, поскольку охватывает такие сферы, как согласованная макроэкономическая политика в ключевых секторах экономики, валютные и бюджетные отношения.

Временные рамки дальнейшей интеграции в рамках ЕЭП определены президентами Беларуси, Казахстана и России в Декларации о Евразийской экономической интеграции, принятой 18 ноября 2011 года, согласно которой стороны будут стремиться завершить к 1 января 2015 года кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП, и на этой основе создать ЕАЭС.

Проекты документов о создании ЕАЭС должны быть представлены на рассмотрение очередного Высшего Евразийского экономического совета к 1 мая 2014 года. Работа предстоит очень напряженная.

В связи с этим на данном этапе необходимы своего рода учет и ревизия достигнутых позитивных результатов на предыдущих этапах интеграции и выработка стратегического, концептуального видения наших дальнейших целей и принципов при формировании столь продвинутого объединения, как экономический союз.

Несомненными принципами, которые станут основой формирования нашей стратегии, являются равноправие сторон, уважение суверенитета и Конституции Республики Беларусь, экономическая обоснованность принимаемых решений, реализация ранее достигнутых договоренностей, соблюдение многовекторности политики Республики Беларусь. Естественно, главной конечной целью данного процесса является обеспечение устойчивого роста национальной экономики и повышение благосостояния граждан страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter