Главная проблема — выстроить диалог

Для этого, по мнению политолога Юрия Шевцова, Западу надо прекратить изоляцию Беларуси, начать вести диалог не только с оппозицией, а прежде всего с властью, то есть с реальным обществом. Россия может стать ключевым звеном начала диалога.

На вопрос политической сети “Кремль. ORG”, согласен ли он с выводами наблюдателей от стран СНГ, которые признали выборы белорусского президента легитимными, “свободными, открытыми, прошедшими с соблюдением всех универсальных демократических принципов”, политолог ответил положительно. Выборы, по его словам, прошли действительно при высокой явке, и это было очевидно. Даже не будучи наблюдателем, можно было заметить, что никаких особых нарушений не было. Проблема была не столько с самими выборами, сколько с желанием неких политических сил, скажем прямо, не очень влиятельных и совсем не популярных в Беларуси, использовать президентские выборы в своих целях. Эти люди применяли технологии, очень близкие к тем, что привели к “оранжевым революциям” в некоторых республиках на постсоветском пространстве. Эта опасность в Беларуси, действительно, была достаточно серьезной — угроза того, что кто-то извне попытается вмешаться в ситуацию. Политолог не исключает, что эти враждебные республике силы могли в ходе выборов попытаться совершить какие-то диверсии, теракты или что-то в этом духе. Это ощущение опасности, ожидание террористической атаки было неожиданным и новым для белорусов в нынешней кампании. Конечно, это несколько омрачало ход выборов, но имело эффект, обратный ожидаемому. В принципе, люди голосовали, как хотели, как голосовали обычно, считает Юрий Шевцов.
Оценивая объективно обстановку и то, как население реагирует на митинги оппозиции, заявления западных наблюдателей, он подчеркнул, что люди реагируют на происходящее как на форму внешней агрессии и, чтобы противостоять этим внешним реальным силам, только сплачиваются вокруг государства. И такой высокий результат — это своего рода, по его словам, ответ на механическое применение на территории Беларуси “оранжевых” технологий. Все это сыграло против тех, кого стали ассоциировать с угрозой “оранжевой революции”. Политолог констатировал, что за последние 20 лет белорусская оппозиция, пожалуй, впервые потерпела столь сокрушительное поражение, она практически разгромлена. Реально два оппозиционных кандидата даже по совокупности получили всего около 8% голосов, такого низкого уровня поддержки оппозиция не имела никогда.
Характеризуя белорусскую оппозицию и ее лидеров, он сказал, что лидеры и оппозиция в Беларуси — это два разных вопроса, потому что оппозиция там на самом деле внесистемная. Он думает, что ее в принципе неверно называть оппозицией. При том уровне поддержки, которую они имеют уже много лет, а их поддерживают в Беларуси не более 10% населения, эти политики борьбу за власть реально вести просто не могут. Это не та поддержка и не та социальная база, с которой можно реально вести борьбу за власть.
Это, скорее, некое специфичное культурное меньшинство, и на сегодняшний день этого не может быть в принципе. С другой стороны, отметил Юрий Шевцов, сами лидеры, которые, бывает, выдвигаются этой средой, также разные. Некоторые ориентированы только на свою среду, на очень незначительный протестный электорат, другие пытаются работать на электорате Александра Лукашенко.
 Размышляя о высокой явке избирателей, Юрий Шевцов отметил, что народ действительно почувствовал, что Президенту нужна его поддержка. Впервые предвыборная кампания проходила с таким массовым, серьезным ожиданием насилия, которое должно было привести к изменению политического строя. И никто этого не хотел. То есть все понимали, что если будут теракты, то в них непременно обвинят власть, а дальше начнется массированное международное давление, которое может привести и к военному вторжению, как это мы уже имели возможность видеть в мировой практике. Такая схема уже была, она отработана, и эта схема определяла поведение людей, по крайней мере очень большой части электората.
Внутри страны никаких проблем для политической системы не существует, считает политолог, в принципе, эта внешняя угроза, эта кампания даже не привела к раскачиванию власти. Ни один регион, ни один чиновник, даже более или менее заметный единичный чиновник, ни одно ведомство, ни одно предприятие или вуз не стали опорной базой оппозиции. По его словам, никогда  за все 12 лет, сколько Александр Лукашенко находится у власти в Беларуси, он не имел такой консолидированной политической системы, как сейчас. Говоря об экономических санкциях, Юрий Шевцов считает, что они мало реальны, они не принесут желаемого результата. В Беларуси так выстроена внешняя торговля, что особого ущерба для страны от них не будет. Темпы экономического роста у Беларуси действительно очень высоки, и никаких больших проблем у населения не будет.
Давая оценку деятельности на выборах представителей ПАСЕ, различных западных организаций, Юрий Шевцов предполагает, что в определенном смысле цели у них были определены заранее, а вся эта поднятая шумиха о нелегитимности связана с тем, что их не удалось достичь. И дело здесь не только в целях, стоявших перед западными наблюдателями. Беларусь постоянно сталкивается на Западе не столько с целенаправленной антибелорусской политикой, хотя и это есть, сколько с неготовностью, нежеланием вести равноправный диалог со страной, развивающейся не так, как хотелось бы Западу. Это чем-то напоминает ситуацию, когда еще при Советском Союзе некоторые социалистические страны воспринимались как чуть ли не враждебные только потому, что они развивали социализм иначе, чем хотели в Советском Союзе. Общество на Западе достаточно управляемо, либеральные идеи и ценности там хорошо имплантированы в людей, и очень сложно бывает понять западным политикам белорусские реалии. Психологически это понятно. Они, например, откровенно сочувствуют оппозиции и все. Просто за красивые глазки, просто потому, что она против власти. А уж если эти молодые люди говорят приятные слова наблюдателям из ПАСЕ, те больше вообще ни о чем не задумываются. Их совершенно не интересует мнение остальных граждан страны.
Политолог считает, что главная проблема сейчас у Беларуси и Запада — это все-таки выстроить диалог, чтобы он хотя бы начался. Для этого Западу надо прекратить изоляцию Беларуси, начать вести диалог не только с оппозицией, а прежде всего с властью, то есть с реальным белорусским обществом. И Россия, считает он, может стать ключевым звеном начала диалога между реальной Беларусью и Западом. Эта мысль уже звучала в ходе предвыборной кампании. Российские телеканалы и в целом российские СМИ уже не так критично, как раньше, относились к белорусским политическим реалиям, были более терпимы, а иногда даже пытались объяснить своим читателям какие-то нюансы этих реалий. Если такая линия продолжится и Россия попробует объяснить Западу хоть что-то, Россию могут услышать.
Что же касается судьбы Союзного государства, то, по словам Юрия Шевцова, в начале нового президентского срока любой лидер готов к великим поступкам, к решительным шагам. То есть сейчас с белорусской стороны есть все условия для того, чтобы достичь быстрого продвижения в деле создания Союзного государства. Тем более что и белорусская экономика, и российская в этом заинтересованы как никогда ранее. Беларусь и Россия нужны друг другу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter