«Главная наша цель – увеличить использование местных видов топлива»

Госпрограмма строительства энергоисточников на местных видах топлива рассчитана на период до 2015 года. Какие цели ставит перед энергетиками документ? И откуда еще в будущем можно будет «добывать» киловатт-часы? На эти и другие вопросы корреспонденту «Белорусской нивы» ответил заместитель директора Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Виктор АКУШКО.

Заместитель директора Департамента по энергоэффективности Госстандарта Виктор АКУШКО – о больших перспективах малой белорусской энергетики.

Госпрограмма строительства энергоисточников на местных видах топлива рассчитана на период до 2015 года. Какие цели ставит перед энергетиками документ? И откуда еще в будущем можно будет «добывать» киловатт-часы? На эти и другие вопросы корреспонденту «Белорусской нивы» ответил заместитель директора Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Виктор АКУШКО.

— Виктор Францевич, есть разные мнения о нетрадиционных источниках энергии. В том числе и скептические. Тем не менее хотелось бы знать,  какого экономического эффекта можно ждать от возобновляемой энергетики?

— Давайте вместе подсчитаем. Программой запланировано построить 161 энергоисточник: 26 мини-ТЭЦ и 135 котельных. Суммарная электрическая мощность должна составить 39-47 МВт, тепловая — более тысячи МВт. В итоге мы каждый год, начиная с 2016-го, сможем замещать около 500 тысяч тонн условного топлива, которое сейчас приходится закупать за рубежом. И хотя всего его в республике ежегодно потребляется около 27 миллионов тонн, это довольно ощутимое подспорье.

Впрочем, есть и еще нюанс. Реализация запланированных проектов обойдется недешево. Где-то справимся своими силами, где-то обратимся к бюджетным источникам финансирования. Но наиболее активно займемся поиском инвесторов. На все про все понадобится около одного триллиона трехсот миллионов рублей. Из них около 700 миллионов необходимо привлечь в виде иностранных инвестиций.

— Малая энергетика, как видно, требует немалых вложений. В чем же выгода?

— Прежде всего, в импортозамещении. Нетрадиционные источники не закроют всей потребности в энергоресурсах. Это не панацея. И те полмиллиона тонн, которые мы рассчитываем получить, решающей роли в вопросах энергообеспечения не сыграют. Главная наша цель — максимально увеличить использование местных видов топлива, уменьшая тем самым расход привозного. А значит, повышая энергетическую безопасность страны, как того требует Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства».

Да, объекты дорогостоящие, но мы стремимся максимально их загружать. К примеру, для обеспечения населения горячей водой в системе ЖКХ повсеместно за исключением областных центров используются котлы, работающие на местных видах топлива. Опыт показывает: там, где они есть, газовые котлы на лето можно смело пломбировать. И не использовать до тех пор, пока столбики термометров не опустятся ниже 15 градусов мороза. С топливом проблем не возникает и, полагаю, не возникнет. Древесным обеспечат организации Минлесхоза, Минжилкомхоза, концерна «Беллесбумпром». А запасов торфа в стране достаточно.

По уровню развития возобновляемой энергетики Беларусь — в числе лидеров среди стран СНГ. А вот у Европы нам есть чему поучиться. Австрия, Германия, Швеция, Финляндия — государства не бедные, могут обеспечить себя и нефтью, и углем, однако нетрадиционным источникам энергии уделяют большое внимание.

По уровню развития возобновляемой энергетики Беларусь — в числе лидеров среди стран СНГ. А вот у Европы нам есть чему поучиться. Австрия, Германия, Швеция, Финляндия — государства не бедные, могут обеспечить себя и нефтью, и углем, однако нетрадиционным источникам энергии уделяют большое внимание. Биогазу, например. При этом в европейском законодательстве четко прописано, какие льготы полагаются тем, кто строит биогазовые комплексы. Впрочем, в Беларуси таких передовых производителей тоже стимулируют. В соответствии с постановлением Совета Министров № 91 полученную из биогаза электроэнергию государство закупает по повышенным тарифам. Так что смысл параллельно с производством заниматься нетрадиционной энергетикой есть.

По строительству биогазовых комплексов также разработана отдельная программа. В 2011—2015 годах мы намерены реализовать 39 проектов, используя иностранный опыт и инвестиции. Уже сейчас немецкая фирма строит в Несвижском районе два объекта. А пару месяцев назад на свалке «Тростенец» под Минском открыли установку по переработке в электроэнергию свалочного газа. На очереди на «модернизацию» — Северная свалка. Технологию «подсмотрели» в Европе, хотя добычей газа там не ограничиваются. Мусорные отвалы сжигают в топках, чтобы получать заодно и тепловую энергию. Академия наук Беларуси уже работает в этом направлении.

— Намечаются ли еще какие-нибудь совместные проекты с зарубежьем?

— Да, безусловно, и их немало. Инвестиционный климат в стране этому способствует. Государство не пускает такие проекты на самотек, доля его участия обычно довольно большая. Предлагаем инвесторам несколько вариантов сотрудничества: создание иностранных или совместных предприятий, кредитование строительства объектов или поставка для них оборудования.

Встречные предложения уже поступают. В этом году подписан договор с частным иностранным предприятием «Энертраг»: в ближайшем будущем в Дзержинском районе появится ветропарк мощностью 160 МВт. Также ветропарки предлагают строить компании «Tel Da Fax» и «Sunoffer» — до 100 и 1700 МВт соответственно в Логойском районе. Кстати, благодаря холмистому рельефу его территория обладает большим потенциалом для развития ветроэнергетики. А вот украинцев из ООО «Энергия» заинтересовал бассейн Сожа и Днепра. Проект пока на стадии переговоров, понадобилась дополнительная информация о планах земельных участков, на которых предположительно тоже разместится ветропарк. Мы постараемся оперативно ее предоставить, Минэнерго уже направило запрос в Гомельский облисполком.

Процесс инвестирования идет, хотя в отдельных случаях не так гладко, как хотелось бы. Иногда потенциальные инвесторы ограничиваются намерениями. Или предлагают одно оборудование. Нас же больше устраивает, когда объекты сдаются под ключ. Кроме того, много времени уходит на научные исследования. Нельзя построить ветроустановку, что называется, в «чистом поле». Тот же «Энертраг» в Дзержинском районе сперва установит на выбранной площадке датчики, которые будут фиксировать скорость ветра. Строить сам ветропарк начнут спустя год, основываясь на полученных данных.

Дело в том, что в Европе, на которую мы равняемся, ветроустановки ниже 2,5 МВт уже не выпускают — нерентабельно. Такова уж особенность ветроэнергетики. Хорошо, если удается «снять» с установки четверть потенциальной мощности. Да и средняя годовая скорость ветра на территории республики — три-четыре метра в секунду. Но в стране есть ветровые площадки класса IV и V, где она достигает пяти метров в секунду и больше. Там можно смело строить ветряки мощностью 2,5 МВт и выше.

Всего, по информации Академии наук, в Беларуси имеется 1840 пригодных для ветроустановок площадок. Но к освоению готовы не все. На остальных, прежде чем предлагать их инвестору, необходимо провести двенадцатимесячный мониторинг параметров ветра. С паспортизацией планируем уложиться к концу следующего года. А информацию свести в государственный кадастр ветропотенциала.

— Что еще, Виктор Францевич, в перспективе можно использовать у нас в качестве источника энергии?

— Вполне подойдут отходы растениеводства. В тех же биогазовых, например, комплексах. Планируется наладить производство брикетов из соломы, чтобы сжигать их в топках, а тепловую энергию использовать для сушки зерна и обогрева помещения. Знаю, что на предприятиях, занимающихся подготовкой для посева кукурузного зерна, остается около 14 тысяч тонн «ненужных» початков. Отходы производства по теплотворности, кстати, приравниваются к древесине дуба. Выгода очевидная и упускать ее нельзя.

Не стоит забывать, что Беларусь обладает значительным гидропотенциалом. В стране эксплуатируется 36 ГЭС. В год они вырабатывают 60 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Даже одна из самых маленьких — Жодинская — и та выдает 30 киловатт. Разве они лишние? Если удастся реализовать намеченные планы, а сегодня у нас три гидростанции строится, шесть проектируется, и еще 48 находятся на стадии перспективного рассмотрения, ежегодная выработка электроэнергии составит до 600 миллионов киловатт-часов. Республика же в среднем потребляет 36 миллиардов. Цифры говорят сами за себя.

Инесса ПЕТРУСЕВИЧ, «БН»

В ТЕМУ:

Новый государственный стандарт на древесные топливные брикеты (СТБ 2055-2010) будет способствовать широкому и эффективному применению местных видов топлива в Беларуси. Об этом сообщили БЕЛТА в Государственном комитете по стандартизации, комментируя введение в действие с 1 августа 2010 года данного стандарта.

СТБ 2055-2010 распространяется на топливные брикеты, предназначенные для сжигания в установках, работающих на твердом топливе, при выработке тепловой и (или) электрической энергии и для коммунально-бытовых нужд. Документ разработан УП «Лотиос» в рамках реализации Программы развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения.

Использование древесных отходов для получения тепловой и электрической энергии в последние годы рассматривается как альтернатива традиционным видам топлива. Применение нового стандарта на древесные топливные брикеты будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности данной продукции, совершенствованию методов ее контроля.

При его разработке были проанализированы и учтены требования европейских стандартов, а также стандартов Австрии, Великобритании, Германии, Швейцарии, Швеции, где рынок возобновляемых источников энергии наиболее развит.

В соответствии с СТБ 2055-2010 брикеты могут быть двух типов, которые различаются способом брикетирования и формой (многогранника или цилиндра). Стандарт устанавливает показатели качества данной продукции (влажность, зольность, теплота сгорания), требования к сырью, маркировке, упаковке, требования безопасности и охраны окружающей среды, правила приемки, методы контроля, гарантии изготовителя.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter