Главная лицейская заповедь: учитель, стань ребенку другом

Когда Светлану СЕМЕНОВУ привели к ее новому месту работы, здесь был лишь фундамент да четыре голые стены. Ей — директору второго в стране после лицея Белгосуниверситета, лицея № 1 города Бреста — пришлось стать и прорабом, и контролером, и дизайнером, и начальником кадровой службы.

За 16 лет порог этого элитарного учебного заведения переступили более 2,5 тысячи выпускников. Сегодня они трудятся в разных точках мира. На синей карте “интеллектуальной экспансии лицея” — 16 государств, среди которых Франция, Испания, Великобритания, США, Канада, Афганистан, Китай. Сегодня его воспитанники — победители всевозможных областных, республиканских, международных олимпиад, конкурсов, научных конференций, стипендиаты Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. В 2003 году лицей признан учебным заведением года. Все это — результат совместной творческой работы ребят и взрослых, педагогов, которые с первого же дня стараются стать для каждого из них настоящими друзьями.
— Первые пять лет были очень сложными, но, наверное, самыми счастливыми — была предоставлена возможность делать так, как ты можешь, как ты понимаешь, ломать стереотипы, — рассказывает заслуженный учитель Республики Беларусь, депутат городского Совета Светлана Николаевна Семенова. — Это было очень ответственно, но  страшно интересно, потому что в том панцире старой школы мы четко видели, чего мы хотим. Очень хотелось переломить отношение к детям. Чтобы не так, как в школе — учитель над учеником. Чтобы юная личность поняла: педагог — это ее сопровождение в пути, прокладывать который им вместе. Не впереди взрослый, а ребенок за ним — не воспитать крепкого человека, когда он идет по проторенной дороге. И пустить одного вперед тоже нельзя, потому что там тайга. А вот когда рядышком — и он смелее, и мы увереннее. Хотелось перестроить учебные планы, убрать ненужную загруженность лишним материалом, вычленить из школьной программы то, что детям будет нужно в реальной жизни.
Задачи-минимум были реализованы. Мы встали на ноги. Настал этап утверждения, завоевания авторитета, этап очень большого интеллектуального труда, творческого поиска. Со временем появились объективные показатели реализованности наших идей — и высокая поступаемость в вузы, и победы на олимпиадах, участие в международных конкурсах. Можно было успокоиться и просто выполнять государственный заказ. Но чтобы подобное учреждение имело право на жизнь, нужно было перейти из режима стабильного функционирования в режим стабильного развития. И здесь сработало профессиональное самолюбие коллектива (мне всегда хотелось собрать соратников — не исполнителей, а творцов), у каждого — нормальные человеческие амбиции: если я могу сделать лучше, то почему не я? Пришло время глубокого анализа: или подтвердить правильность направлений, способов, форм, методов работы, или найти иные пути оптимального действия. То есть помимо основной преподавательской деятельности — привлечь учеников к аналитической, исследовательской, научной, инновационной работе, сделать лицей своего рода педагогической и методической лабораторией.
Мы развернули эту деятельность и стали участником районных, областных, республиканских экспериментальных площадок по развитию различных направлений образования. И когда учителя почувствовали, что они имеют возможность пробных шагов, и увидели результаты, которые были оценены на уровне области, республики, то поняли: это их победа над самими собой.
Вот уже три года мы являемся республиканской экспериментальной площадкой по теме “Содержательно-технологическая модель обучения в школе III ступени”. Нам дано право впервые провести ревизию содержания учебного материала, форм и методов его подачи: то ли мы детям даем, в том ли объеме или многое вообще не нужно, доступно ли излагаем. Наша задача — выработать для министерства и коллег самые оптимальные методики. В этом году был второй выпуск по эксперименту. На сегодняшний день он полностью себя оправдал. Все ребята поступили в вузы.
В связи с большой загруженностью учебой сегодня очень волнует проблема здоровья детей, и не только лицеистов. Ведь это не секрет: чем меньше ребенок занимается, тем чаще бывает на воздухе, больше двигается. Поэтому вопрос учебной нагрузки крайне актуален. Хотелось бы сказать и о качестве медосмотра, который ежегодно проводят работники поликлиники. Мы, конечно, им очень благодарны, но, видимо, не их вина, когда у “здорового” ребенка вдруг обнаруживается увеличенная щитовидка или сколиоз, ведь в день им приходится осматривать по 300 детей. Ведь можно не втискивать осмотр в один месяц, а растянуть его, скажем, на квартал.
Волнует, конечно же, сбалансированность учебных программ школы, лицея и вузов. Общего языка пока с высшей школой не находится. Пути обозначены, проблема озвучена, но никто не хочет признать, что она объективна и ее надо решать. Ведь и проблема репетиторства родилась как раз в этой щели несоответствия. Меня, например, она угнетает хотя бы из-за одного: кто-нибудь когда-нибудь просчитал нагрузку ребенка в 11-м классе во время подготовки к поступлению в институт? Занятия в школе, домашние уроки, как минимум два в неделю репетитора. Идет колоссальная перегрузка детей. И преступниками в этом я считаю две системы — среднего и высшего образования, которые никак не найдут возможность закрыть эту щель, чтобы была полная стыковка программ. Тогда можно потребовать от учителя — чтобы качественно усваивалась школьная программа, и объективности — от преподавателя вуза.
Может быть, назрела пора собрать учителей на республиканский форум, чтобы сообща разобрать этот ворох назревших проблем. Чтобы, например, те люди, которые пишут учебники, послушали мнение практиков. Чтобы те, кто ввел систему среднего балла аттестата, поняли, что ребенок не может быть одинаково высоко успешен во всех предметах, да и зачем мы тогда принимали Программу профилизации школ... Словом, нам есть о чем поговорить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter