Глас вопиющего во Франции

Проходящий в эти дни в Бразилии чемпионат мира по футболу самым неожиданным образом напомнил о себе во Франции

Проходящий в эти дни в Бразилии чемпионат мира по футболу самым неожиданным образом напомнил о себе во Франции. Причем внимание политиков привлекла не игра национальной команды, а поведение живущих в стране иммигрантов из Алжира


Как известно, ничья с командой России вывела сборную этой страны в 1/8 финала чемпионата. Это событие было шумно отпраздновано североафриканской диаспорой, насчитывающей в Пятой республике более миллиона человек. Как часто бывает в подобных случаях, массовые гулянья закончились разбитыми витринами, сожженными автомобилями, столкновениями с полицией, десятками раненых и задержанных. Беспорядки, прокатившиеся по всей Франции, от Парижа до Марселя, вызвали взрыв негодования в обществе. Первой волну народного гнева поспешила оседлать лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен. Ныне ее рейтинг таков, что она считается одним из вероятных победителей грядущих президентских выборов, поэтому упускать повод для очередного яркого пиар-хода она не стала.

Выступая в конце июня в эфире телеканала Европа 1, она заявила, что охватившие французские города беспорядки – не что иное, как свидетельство полного провала иммиграционной политики Парижа. Приехавшие во Францию и получившие ее паспорта алжирцы – инородный элемент, поскольку своим асоциальным поведением они выражают отношение к приютившей их стране. Разбивая витрины магазинов и поджигая машины, они демонстрируют свое полное нежелание ассимилироваться во французское общество. Поэтому государством наконец должен быть положен запрет на практику предоставления иностранцам двойного гражданства. Нельзя быть одновременно и алжирцем, и французом, заявила лидер правых.

Слова Ле Пен были подхвачены как многочисленными сторонниками НФ, так и простыми французами, возмущенными поведением арабов из стран Магриба. В поддержку позиции националистки высказался и глава кабинета министров страны – социалист Манюэль Вальс. Он напомнил о многочисленных беспорядках, устроенных иммигрантами в последние несколько лет. По его словам, в дальнейшем полиция будет пресекать подобные выходки и поддерживать в стране порядок всеми доступными средствами.

Вместе с тем, даже если озвученное Марин Ле Пен требование и обретет силу закона, обратной силы он иметь не будет. И, что самое главное, если в будущем иммигрантам и придется выбирать гражданство, их отношение к французским законам и французскому обществу не изменится, как не меняется отношение пакистанцев к приютившим их британцам, турок – к немцам и т. д.

Впрочем, вероятнее всего, заявление госпожи Ле Пен призвано отвлечь внимание ее сторонников от проблем на общеевропейском фронте, с которыми столкнулась ее партия. Как стало известно в последних числах минувшего месяца, «Национальный фронт» отказался от создания в Европарламенте коалиции с польской партией «Конгресс новых правых». Этот шаг ставит крест на надеждах европейских националистов сформировать в его стенах единую мощную группу. Для ее создания необходимо не менее 25 депутатов из семи различных стран. Нужное число депутатов у Ле Пен есть, однако необходимого количества государств, которые они представляют, без Польши не набирается. Тем не менее лидер французских правых рассчитывает, что к концу года ей все же удастся найти новых соратников. Пока же в рядах европейских наци, попавших в Европарламент после майских выборов, царят разброд и шатания. Правые из разных уголков континента заявляют о невозможности совместной работы из-за различных идеологических позиций. В такой ситуации ни о каком европейском националистическом интернационале, который предсказывали эксперты еще несколько месяцев назад, не может быть и речи.

Что касается самой Марин, то, судя по последним публикациям в западных СМИ, ее негативная позиция по поводу несостоявшегося в стенах Европарламента альянса с ультранационалистами из венгерского «Йоббика» и греческой «Золотой зари» вызвала недовольство у ее отца Жана-Мари, передавшего бразды правления созданной им партии своей дочери несколько лет назад. По словам отошедшего от дел 86-летнего патриарха националистического движения Франции, НФ превратился в буржуазную партию, далекую от идеалов ультра. По его словам, это совсем не то, к чему он стремился, когда создавал ее в 1972 году.

Похоже, что после невероятного успеха партии и самой Марин Ле Пен в предыдущие годы НФ сталкивается с серьезным кризисом. Причем это кризис не электоральный – число сторонников правых во Франции по-прежнему велико, а с кризисом идей. Ничего толкового НФ предложить избирателям не в состоянии. Если в ближайшее время все его даже самые незначительные инициативы будут игнорироваться или не приведут к заявленному результату, как в случае с законом о запрете на двойное гражданство, может статься, что на президентских выборах 2017 года кандидат националистов наберет не более 10% голосов. С Жаном-Мари такое случалось неоднократно.

Михаил ВОВК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter