Крутой учитель
На часах 14:20. До занятий младшей возрастной группы – сегодня здесь будут заниматься первоклассники и второклашки – еще 40 минут, но Ваня Огородников и Паша Козыревский пришли в обычный учебный класс гимназии № 1, где проходят уроки школы робототехники, раньше учителя.
– Собирать роботов нравится?
– Нравится, – хором отвечают дети.
– А терминатора можете сделать?
– Пока не делали, – пожимает плечами Паша.
– Легко, – уверенно отвечает Ваня.
– Я вам сейчас все расскажу, – слышится голос за спиной. Это пришел преподаватель Ярослав Лапацуев.
Ему всего 26, и на обычного учителя он не похож то ли из-за чересчур юного вида, то ли из-за самурайского хвостика на голове. Как выяснилось, терминаторов на уроках не делают, правда, похвастаться и без этого есть чем.
– Самое интересное изобретение учеников, на мой взгляд, солнечная электростанция, – рассказывает Ярослав. – На роботе установлены пластины, которые перемещаются в зависимости от положения солнца. Есть и другие достойные работы – роботы-пылесосы, маленькие машины, которые сами объезжают препятствия, «парковочник» – специальная система датчиков, которая позволяет автомобилю припарковаться в любой зоне. Она считывает расстояние до стен и других автомобилей, в итоге машина паркуется передом, задом, может двигаться вдоль стены… У нас занимаются ребята с первого по восьмой класс. Построить робота по инструкции для них не проблема, но самостоятельно выполнить какую-то задачу могут не все. Здесь и нужна помощь преподавателя.
Роботов ребята собирают из лего. Многие даже говорят: «У нас дома есть такой же». Правда, для робототехники нужен специальный конструктор. В комплект для детей младшей группы помимо запчастей входят два датчика, моторчик и коммутатор. В коробке для старших есть еще колеса, несколько дополнительных датчиков и моноблок, которым можно управлять как через компьютер, так и через телефон. Каждый раз на занятиях изучают новую модель робота. Программируют его ребята сами.
Охранник может цапнуть
Время – 14:45. За 15 минут до урока в класс приходят Кирилл Аржаник и Оксана Стеняева. Вся небольшая группа в сборе. В это время Ярослав демонстрирует модели, которые собрал:
– Это гиробой – робот на двух колесах. С помощью датчика-гироскопа он просчитывает положение в пространстве со скоростью тысячу раз в минуту. Благодаря этому и удерживает равновесие. Также в него встроены датчики, реагирующие на свет и касание. Все работает в комплексе.
Дети хотят проверить его в деле. Начинают кричать: «Гиробой, просыпайся!»
– Он отзывается на
команды? – удивляюсь я.
– Такие модели тоже есть, но у этого робота нет такого датчика, – отвечает Ярослав.
Он включает моноблок и дотрагивается до робота. Тот едет. «Проснулся», – оживляется Кирилл. Ярослав кладет перед гиробоем ладонь, и робот ее объезжает. Ребята повторяют за Ярославом. Учитель достает другого робота – охранника с «мордой», как у собаки.
– Стоит нарушителю приблизиться и…
Тут все, включая меня, громко рассмеялись. Охранник легонько цапнул Ярослава за руку.
– Подарите нам такого, – просит Ваня.
– А кто тогда будет нас охранять? – находится Ярослав.
Последний показанный им робот – слон, который поднимает предметы с земли. Робот заинтересовал Оксану. Другие ребята играют с охранником. «Давайте будем заниматься, все по местам», – наконец командует Ярослав.
И мой работает. Ура!
Урок, как и положено, начался в 15:00. Я вместе с ребятами уселся за парту.
– Какого робота мы делали на прошлом занятии? – спрашивает Ярослав.
– Вратаря, который отбивал мячи, – отвечает Паша.
На этом уроке новая задача – собрать робота-болельщика. Надо сделать
так, чтобы он радовался, когда будет забит гол. Ученики открывают на ноутбуке нужную программу. Там по пунктам расписано, какую деталь к какой надо присоединять.
– А можно мне попробовать? – не удерживаюсь я.
– Конечно, – отвечает Ярослав.
Итак, передо мной ноутбук и коробка с конструктором. Начинаю сборку. Беру основание. На него устанавливаю коммутатор, который свяжет моего болельщика с ноутбуком через USB. К нему подсоединяю моторчик, он запустит всю конструкцию. И датчик движения. «Робот будет реагировать на любой предмет, который будет находиться вблизи», – объясняет Ярослав. Например, небольшой мячик. Дальше собираю робота из конструктора по инструкции. Не могу разыскать нужную шестеренку, спрашиваю у Паши. Тот мне ее быстро находит: «Надо зубчатую». У ребят робот растет в размерах. Я тоже стараюсь не отставать. И тут Оксана радостно кричит и смеется – она опередила мальчишек, ее болельщик уже веселится. Мне еще надо прописать компьютерную программу. Сделать это несложно. Знание Паскаля и С++ не понадобится. Чтобы запустить нужные команды (включение датчика, гудок болельщика, пауза, еще один гудок), нужно расположить в нужной последовательности картинки с датчиком, «нотами» и песочными часами. Быстро управляюсь. Включаю робота. Дал ему пас и… Тот весело крутит «головой» и гудит. Ура! Работает! Радуюсь, как первоклассник! Даже снял видео на телефон друзьям показать.
К этому моменту робот-болельщик радостно крутил головой и гудел у всех. По ходу Ярослав отвечал на вопросы детей. Так и прошел урок. Даже не заметил, когда увидел, что на часах 16:54. «Ну что, ребята, пора домой», – сказал Ярослав. «Не-е-е-ет», – хором отвечают те. Честно говоря, я и сам не хочу уходить. Но надо – в гимназии уроки, вторая смена.
Кстати
Записаться в школу робототехники можно через сайт lore.by.
Фото Владимира ШЛАПАКА