Отчего бывают травмы на ровном месте

Гипс на ровном месте

«Поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся — гипс!» Семену Семеновичу из «Бриллиантовой руки» хотя бы было что винить — банановую кожуру. А сотням пациентов травматологов в очереди на прием только и остается что недоуменно чесать затылок. Ведь, считают, ничегошеньки беды не предвещало! И да, и нет, считают врачи. С одной стороны, на все случаи жизни соломки не подстелишь. А с другой — есть совершенно очевидные обстоятельства, которые надо бы учитывать, но которые, увы, во внимание порой просто не принимаются. По незнанию, легкомыслию или от большого самомнения. Как в один ужасный день не оказаться в гипсе? Вопрос для читателей «СБ» разложили по полочкам врачи высшей категории — кандидат медицинских наук Александр СИТНИК, научный руководитель травматолого–ортопедического отделения для взрослых РНПЦ травматологии и ортопедии, и Сергей КАЗАЕВ, заведующий приемным отделением центра. И сразу обозначили 4 проблемные точки.



Молчит инстинкт самосохранения


Этот тезис лучше всего демонстрирует так называемая травма ныряльщика. До 100 человек ежегодно залихватски сигают у нас в воду с тяжелейшими последствиями для здоровья. По словам Александра Ситника, ему буквально каждые выходные приходится в районе своей дачи проводить профилактические беседы и с детьми, и со взрослыми, пристрастившимися нырять головой вниз с мостика в местный водоем, где воды — по грудь: «Дети более пластичные, они как–то выкручиваются из ситуации. Но 2 года назад в том же месте 23–летний парень прыгнул на тарзанке с сосны, отмечая день рождения друга в преддверии собственной свадьбы. Сломал шею, повредил спинной мозг и остался глубоким инвалидом на всю жизнь». Ударился головой о дно, о проплывающую в мутной воде корягу, о другого товарища, который поднырнул в том же месте — это цитаты из историй болезни тех, кто после подобной травмы уже никогда не встанет на ноги. Лишь одному человеку на памяти Александра Александровича это удалось... Удел остальных — паралич, полная зависимость от ухода близких, разбитая вдребезги жизнь.


Александр СИТНИК осматривает пациента.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ


Алкогольные пары


95% ныряльщиков, за чью жизнь сегодня чуть ли не ежедневно приходится бороться специальной мобильной нейрохирургической бригаде РНПЦ травматологии и ортопедии, решили рискнуть именно под воздействием спиртного. А в отделении доктора Ситника, если не учитывать пациентов с переломом шейки бедра, 7 подопечных из 10 попали на койку тоже с энной дозой алкоголя в крови. Подшофе многих тянет на подвиги, теряется самоконтроль — и вот печальный итог. Уже не говоря о том, что в практике врачей закрепилось понятие «алкогольный остеопороз» — это когда из–за долгих упорных возлияний кости у 35 — 45–летних становятся настолько же хрупкими, как у 70–летних бабуль. Тут рукой подать до серьезной и совсем не типичной для возраста травмы. Поэтому врачи двумя руками за предложение МВД ограничить время продаж алкоголя.

Без скидки на возраст


Типичный портрет пациента с порванным «на голом месте» ахиллом, мениском или икроножной мышцей — мужчина от 35 до 45 лет, занимающийся сидячей работой и вдруг резко решивший вспомнить расшифровку аббревиатуры ЗОЖ. Как правило, горячее желание стать физкультурником возникает после долгого перерыва. Одно неловкое движение, новая спортивная обувь, смена в зале покрытия — роковых мелочей может быть тысяча. Но главная причина, по мнению Сергея Казаева, все–таки одна: «Чаще всего травме предшествуют воспалительный процесс, какие–то дегенеративные изменения в сухожилиях, связках, их повреждения в прошлом... Кроме того, люди не воспринимают некоторые движения как травмоопасные. Скажем, причиной разрыва заднего рога мениска могут стать длительное сидение на корточках, а потом резкий подъем, танцы вприсядку. Организм с возрастом вообще меняется, ткани становятся менее эластичными, более хрупкими, хуже устойчивыми к растяжению — это надо понимать. В первую очередь если речь об игровых видах спорта — футболе, волейболе. Нередко травмы происходят и во время танцев. А еще во время силовых тренировок в тренажерном зале, когда человек, помня, что когда–то жал от груди 120 кг, сразу стремится повторить свой рекорд. Тогда, бывает, и грудные мышцы отрываются».


Сергей КАЗАЕВ.
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ


Перегрузка в неудачной обуви


Недавно Сергей Казаев диагностировал у молодой женщины интересный перелом. Нет, она не падала, не ударялась. Просто два дня подряд много ходила в обуви на тонкой подошве типа мокасин. Потом нога начала ныть, болеть, отекать... Оказалось, «маршевый перелом». Его, по статистике, зарабатывают до 5% американских новобранцев после 32–километрового кросса в армейских ботинках. Медицинское объяснение: слишком уж непосильной была нагрузка для неподготовленного организма. Плюс неудачная обувь, плоскостопие — предпосылок, как правило, целый букет. Такие переломы еще и плохо срастаются.

КСТАТИ

Дамские «шпильки» напрягают не только сосудистых хирургов из–за угрозы развития варикоза. Само собой, ходя на них, проще подвернуть ногу, упасть, а еще заработать себе проблему «косточек». Судите сами. В обуви без каблука 70% нагрузки идет на пятку, остальное — на стопу. Если каблук до 3 см, то соотношение 50 на 50. Если выше, то 70 — 100% тягот при ходьбе принимает на себя передний отдел стопы. Вот и развивается поперечное плоскостопие.

СОВЕТУЮТ ВРАЧИ

Запомните на всю жизнь главное правило купальщика: нельзя нырять вниз головой! Особенно на мелководье. Это позволительно только в бассейнах и специальных прыжковых ямах. Впрочем, бывали случаи, когда травматологам с характерными повреждениями привозили даже любителей бань — ныряли в мелкие или не заполненные до конца водой тамошние бассейны.

В среднем возрасте надо постепенно входить в тренировочный процесс, потихоньку увеличивая нагрузку. Если вы упорно хотите играть в футбол, то для начала постойте на воротах, аккуратно «разбегайтесь» месяца 2 — 3, приведите в тонус мускулатуру, сухожилия, пока физические нагрузки не станут образом жизни. Между прочим, травматологи с таким же подозрением относятся к бегу в солидных годах, как и кардиологи (те говорят: к инфаркту скорее прибежишь, чем от него убежишь). Потому как по весне, когда все начинают усиленно готовиться к пляжному сезону, в РНПЦ травматологии и ортопедии начинают тянуться и любители бега трусцой с распухшими больными коленями.

Выбирая спортивную секцию, хорошенько все обдумайте. Если были раньше травмы, то вопрос обсудите с тренером (ничто не проходит бесследно), а при необходимости и с лечащим врачом. Всем без исключения и оговорок медики рекомендуют разве что плавание и велосипед (хотя из–за плохой экипировки и несовершенной инфраструктуры и велосипедисты стали получать больше травм). А вот модные горные лыжи и фристайл — очень небезопасные для здоровья увлечения. Недаром все лучшие специализированные травматологические клиники располагаются прямо на склонах гор в Швейцарии, Австрии, Франции.

Неожиданно травму и бицепса, и ахилла, и мениска в спортзале можно получить на фоне приема специальных гормональных препаратов для увеличения мышечного объема. Мышцы, да, укрепляются, но ведь и в связках происходят изменения — они, наоборот, утончаются.

Ошибка думать, будто повторяющиеся в ноге судороги — обязательно предвестники серьезной травмы. Сводить в икре может от нарушения ионного баланса (недостаток калия, магния и других микроэлементов), проблем в поясничном отделе позвоночника, варикозной болезни... Соответственно, и разные обследования могут быть назначены — биохимический анализ крови, УЗИ, МРТ. Специальные же исследования минерального обмена настолько дороги, что доступны только спортивным топ–командам. Другое дело, что у обычного человека и нет таких нагрузок. Если же отклонения в показателях значимые, то это покажет обычная биохимия.

Есть ли какой–то «профилактический скрининг», чтобы убедиться, что возобновляющего игру в футбол офисного клерка, к примеру, не подведет мениск? Нет. Чтобы проверить растяжимость тканей у условного Ивана Ивановича, их пришлось бы изъять, растянуть на специальной машине и вернуть обратно. «Сделайте мне полное МРТ! Хочу пройти техосмотр!» — эти требования пациентов у травматологов вызывают улыбку: все исследования назначаются по показаниям, никакой волшебной капсулы, без вреда для здоровья сканирующей человека «от и до», пока не придумано.

Совет молодым родителям: не тяните насильно маленького ребенка за собой. И отдельно молодым папам: не поднимайте его за ручки и не крутите вокруг себя. Так зарабатываются ротационные подвывихи головки лучевой кости, когда боль сильнейшая. Проблема, впрочем, мгновенно устраняется опытным травматологом без всякого наркоза.

Не надо терпеть ни дискомфорт, ни боль — проконсультируйтесь со специалистом. Скажем, не можете подняться на носок? Это может быть сигналом: что–то не в порядке с ахиллом, икроножной мышцей... Хотя, случается, с надрывом или даже разрывом мышцы к врачам не обращаются, потому что в какой–то степени идет компенсация за счет работы других мышц, и иногда все само собой срастается без последствий. Но это, согласитесь, напоминает игру в рулетку. Особенно внимательными к себе должны быть женщины. Ведь, по словам Александра Ситника, мужчины более устойчивы к травматическим повреждениям, и восстановление у них идет более предсказуемо. К слову, женщины чаще подворачивают ногу во время беременности, когда гормонально организм перестраивается, а связки расслабляются.

gabasova@sb.by

Советская Белоруссия № 151 (25033). Вторник, 9 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter