Гипноз - яд или лекарство?

При слове "гипноз" большинству читателей, наверное, вспомнится достопамятный грозный окрик с телеэкрана "Спа-а-ать!", которому в свое время жадно внимали миллионы телезрителей.
При слове "гипноз" большинству читателей, наверное, вспомнится достопамятный грозный окрик с телеэкрана "Спа-а-ать!", которому в свое время жадно внимали миллионы телезрителей. Между тем гипноз, так извращенный и опошленный телевизионными колдунами, в руках настоящих специалистов превращается в мощное средство исцеления болезней психической природы, которые не лечатся никакими иными средствами. Профессия врача-гипнотерапевта - мало сказать редкая. Если есть такая вещь, как врачебное призвание, то именно здесь оно требуется во всей полноте. Гипнотерапевт - это подлинный "инженер человеческих душ", умеющий поправить и настроить поломанные колесики и шестеренки психики без вторжения в биологические процессы организма больного. Сегодня в гостях у "СБ" - один из немногих в Беларуси высококвалифицированный врач-гипнотерапевт со стажем Юрий МЕРЗЛЯКОВ.

- Юрий Арсентьевич, расскажите, как вообще вы, врач-хирург, стали профессиональным гипнотизером - извините, гипнотерапевтом? Ведь специальность эта крайне редкая и требует особых, не у всякого человека встречающихся, личных качеств.

- Начнем с того, что в 1955 году я окончил Военно-медицинскую академию им. С.М.Кирова в Ленинграде, затем около 10 лет был общевойсковым врачом и хирургом в военном госпитале. После ухода в запас в 1963 году я стал работать в санатории "Белоруссия" в Сочи, там-то через два года и начал заниматься психотерапией. Где-то в 1962 году на самолете первого секретаря ЦК Петра Машерова ко мне привезли женщину с тяжелой формой бронхиальной астмы. Она не могла двигаться и умирала от удушья. Я попробовал быстро погрузить ее в гипноз и снять симптомы болезни. Это удалось. Через 10 минут она уже хорошо дышала и, пробыв 24 дня в санатории, уехала в Минск в нормальном состоянии. Она же, кстати, потом и посоветовала мне переехать в Минск. В Минске я поработал спортивным врачом-психологом, но спорт мне не понравился. Когда я пришел устраиваться в 4-ю клиническую больницу, там как раз от бронхиальной астмы умирала врач, и доктора ничего не могли поделать. Женщина была при смерти от удушья и повторяла: "Убейте меня, убейте меня". Страшная картина. Я взялся помочь, и через 3 - 4 минуты "быстрого гипноза" спазм исчез, больная стала ровно дышать, лицо порозовело. Потом оказалось, что это была сестра писателя Ивана Шамякина. После чего меня, конечно, взяли в 4-ю клинику без лишних разговоров. Вначале я проводил психотерапию тяжелых клинических больных. Затем нашел себе помещение под кабинет, и начиная с 1973 по 1981 годы руководил первым в Беларуси кабинетом психотерапии. А когда в начале 80-х годов все психотерапевтические консультации были закрыты, я стал работать как частный врач. Вот и вся моя биография.

- Если я вас правильно понял, при советской власти вам выдали лицензию частного врача?

- Нет, лицензии, разумеется, не было. Мало кто знает, но частная врачебная практика в СССР была официально разрешена с 1975 года - правда, это не приветствовалось. Просто один мой пациент познакомил меня с высоким чиновником от медицины, который разрешил мне заниматься частной практикой неофициально. А в конце 80-х годов я получил первую лицензию. Количество больных, с одной стороны, уменьшилось, а с другой - благодаря этому я получил свободное время, чтобы писать книги о психотерапии. Полагаю, что многие читатели вашей газеты знакомы с моей книгой "Путь в страну здоровья".

- О гипнозе бытуют самые разные мнения. Многие до сих пор считают, что гипноз - это насилие над психикой, превращающее человека в игрушку в руках гипнотизера. Даже, полагаю, можно говорить об определенном страхе перед гипнозом.

- Гипноз - это одна из многих методик психотерапии. Что такое гипноз? Это наведение измененного состояния сознания, очень близкого к тому, которое мы все испытываем, когда ежедневно отходим ко сну. Это полусон, полуявь, дремота. Именно в этот период чувство критики сознания исчезает, а подсознательное восприятие обостряется. Фраза, услышанная человеком в такой момент, запечатлевается и воздействует на психику совсем особым образом. Первая, самая легкая, степень гипноза - это когда пациент вполне воспринимает происходящее и может при желании, допустим, почесать нос. При второй степени гипноза восприятие приглушено, а если больной захочет поднять руку, он, к своему удивлению, обнаружит, что не может сделать это. Если врач поднимает его руку, она так и остается висеть в воздухе. При третьей, самой глубокой, степени гипноза развивается даже легкая форма амнезии - пациент не помнит ничего из того, что ему внушили. Именно при таком гипнозе пациенту можно внушить различного рода видения, сны, а также мысль о выздоровлении. За 35 лет практики, кстати, я ни разу не встречал пациента, который бы совершенно не поддавался гипнозу. Совершенно не поддаются гипнозу или идиоты, лишенные сознания, или шизофреники в стадии обострения.

До сих пор не известно, что же такое подсознание. В США сегодня, например, работает около 450 врачей-гипнотерапевтов, применяющих в своей практике метод подсознательной регрессии - или, как это традиционно называется, воспоминания о прошлых жизнях. Врач вводит человека в глубокий гипноз и говорит: "Сейчас в вашем подсознании появится память о той прошлой жизни, последствия которой вызвали ваш болезненный симптом". И многие вспоминают. В своей личной врачебной практике я неоднократно убеждался в действенности подобного метода. Правда, из 10 пациентов мне удается вызвать воспоминания о прошлой жизни лишь у 2 - 3. Лечебный эффект в данном случае основан на повторном переживании травматического эпизода, что приводит к выздоровлению.

В последние годы в Беларуси появилась тенденция к снижению роли психотерапевтического лечения. Психотерапия лечит психосоматические заболевания, вызванные стрессами, - это язва желудка и гипертоническая болезнь, всевозможные фобии, депрессии, импотенция, заикание, энурез, истерия. Я, кстати, не знаю ни одного случая, чтобы неврастеник вылечился лекарствами. Вот, например, во многих частных клиниках России и Беларуси стало распространенным так называемое кодирование. Кодирование - это искусственно вызванный стресс, при котором у пациента в мозгу формируется особый "сторожевой" очаг. Делается это так: пациенту впрыскивают в рот хлорэтил (слабый наркотик), у него слегка туманится в голове (т.е. появляется измененное состояние сознания), и в это время ассистент сильно, до боли, надавливает на глазные яблоки, а врач кричит: "Я кодирую тебя от алкоголизма на полгода". Вот такое лечение. "Сторожевой" очаг у алкоголиков возникает, правда, на короткое время, а у курцов - почти никогда. Это самое настоящее шарлатанство. Как можно лечить одним методом самые разнообразные заболевания? Нужно вначале лечить человека, затем - проявление болезни.

- Не в этой ли примитивности, отсутствии необходимости тратить усилия, и состоит секрет успеха такого рода методов?

- Да, гипноз требует гораздо больше энергии. Практически нужно не меньше часа на подготовку, следует иметь определенным образом оборудованное помещение. Причем одним сеансом дело не ограничивается - курс лечения, как правило, должен составлять не меньше 10 сеансов. То есть если на кодирование требуется 10 минут, то на курс гипноза - 10 - 12 часов. Действительно, часто со стороны непрофессионалов и даже церкви высказывается негативное отношение к гипнозу: мол, он влияет на психику человека. Но что не влияет на психику?

- Как известно, образ гипнотерапевта в массовом сознании сложился под влиянием известных "телевизионных колдунов" начала 90-х годов. Что вы можете сказать об этом феномене?

- Да, превратное представление о гипнозе у многих возникло именно тогда. Чумак, на мой взгляд, просто больной человек. Если он говорит, что каждую ночь с 1.00 до 4.00 говорит с Богом... Это просто слуховые галлюцинации. Кашпировский - другое дело. Хороший он врач или плохой - в любом случае я выступаю категорически против демонстраций гипноза перед широкой публикой. Такие сеансы, особенно по телевизору, приносят несомненный вред. Ведь если у человека, скажем, имеется зарубцевавшаяся язва желудка, то такой сеанс нарушает установившийся баланс энергий и язва обостряется. Хочу повторить известное каждому врачу (но редко кем исполняемое) правило, что лечить следует прежде всего не болезнь, а человека.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter