Гимназисты из детской деревни

Сенатор Алла Ралькевич специально для «СВ» рассказывает о том, как раскрыть потенциал школьникаАлла Васильевна – депутат Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, член Национальной комиссии по правам ребенка, заместитель председателя Комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по демографической безопасности и социальному развитию. А еще – педагог, давшая путевку в жизнь и детям-сиротам, и детям из вполне благополучных семей. Она – директор гимназии белорусского городка Марьина Горка, в которой учатся 42 из 89 воспитанников SOS-Детской деревни.Гимназия маленького города в отличие от столичной не ставит целью снять интеллектуальные сливки из разных микрорайонов. Перед ее педагогами стоит более сложная задача – раскрыть потенциал каждого переступившего школьный порог ученика. Поэтому Марьиногорская гимназия и Детская деревня развернули совместный проект, суть которого – в сугубо индивидуальной педагогической поддержке пришедших учиться сирот.

Уроки с тайнами, контрольная с сюрпризом
Не только в самой Марьиногорской гимназии, но и во многих школах и вузах немало учителей английского, которые некогда были учениками Аллы Ралькевич.
– Уже, наверное, не сосчитаю, сколько у меня было выпускников. Но прекрасно помню ощущение радости и удовлетворения в 1999 году, кстати,  накануне выдвижения в Совет Республики. В тот год вся моя группа выбрала именно те вузы, где одним из экзаменов шел иностранный язык. Все сдавали английский и все поступили, не прибегая к помощи репетиторов. Изначально эти ученики были средними, но за пять лет поднялись до высокого уровня. Значит, любого ребенка можно научить!
Чтобы дети обожали уроки и шли на них с радостью, нужно уметь играть, окутывать учебные часы тайной, придумывать сюрпризы, поводы для сопереживания. Скучно, если у учителя нет возможности проявить свои артистические способности. Мы ведь ходим в театры и кино, чтобы посмотреть на игру харизматичных, ярких актеров.
Самая частая причина школьных конфликтов и ученических слез – низкие отметки. Алла Васильевна их принципиально не ставила:
– «Двойку» педагог ставит себе: не научил, не мотивировал ребенка постигать знания или не смог их вытянуть из ребенка. Учитель должен знать предмет, уметь передать свое знание ученикам и уметь достать знания из ученика в нужное время. Если хотя бы одно из звеньев выпадет, педагог не получит результата.
Профессия учителя – особая, подходит она не каждому. О необходимости профессионального отбора я говорила еще десять лет назад. Сейчас этот вопрос изучается, а Белорусский государственный педагогический университет имени Танка уже проводит собеседования с абитуриентами. Меня это радует. Все, что заложено в детстве хорошего, останется с человеком навсегда.

Грабли для гимназиста
Марьиногорская гимназия располагается на территории известной своими боевыми и мирными подвигами военной части.
Надо ли говорить, что примерно сотня выпускников военно-патриотических классов уже стали офицерами? Многие из них, кстати, окончили российские учебные заведения. Некоторые еще учатся: группа белорусских студентов в Санкт-Петербургской военной академии на хорошем счету.
– Любить свою родину и быть гражданином – значит, прежде всего заботиться о своем здоровье и уровне знаний, – говорит Алла Ралькевич. – Больной и безграмотный не принесет пользы ни себе, ни своему народу, ни организации, в которой работает. Спортивно-оздоровительные игры и патриотические мероприятия гимназия проводит совместно с военными.
Второе ярко выраженное направление – эстетическое. Гимназический театр «Веселый балаганчик» уже трижды подтвердил звание образцового, участвовал во многих республиканских и международных фестивалях. 
У театра четыре «факультета» (по линии школьной Академии наук): дети постигают сценографию, костюмный дизайн, а также поют, танцуют и декламируют. Каждый юный артист может проявить себя на сцене и стать более раскрепощенным в жизни. Поэтому родители нынешних шестилеток пишут заявления с просьбой открыть театральный первый класс. Это же здорово – в провинции иметь школьный театр, о котором уже писали все крупные белорусские газеты!
Третье направление – эколого-трудовое. Алла Васильевна считает, что советская трудовая школа много полезного давала детям. Сегодня же труд – это еще и возможность оторвать прилипшего к компьютеру или телевизору ученика. Поэтому в гимназии есть свои теплица и огород, а юные ландшафтные дизайнеры ежегодно практикуются на прилегающей территории.
– Мы будем развивать это направление еще и потому, что оно выпадает из учебного процесса любой городской школы, – утверждает Алла Ралькевич. – А без труда невозможно сформировать гармонично развитую личность. Некоторые родители возмущаются, увидев, что их ребенок взял в руки грабли: у вас гимназия или что? Мы стараемся убедить их. Но лучше всего это получается у самих детей. Они просят не забирать их после уроков, потому что после 15 часов в гимназии начинается самое интересное.
Гимназия – учреждение многопрофильное: ее ученики углубленно изучают английский и немецкий, ходят на уроки французского, углубленно изучают физику и русский язык, «Человек. Общество. Государство», экономику, правоведение… Спектр изучаемых языков будет расширяться, количество профилей – увеличиваться. Все зависит от пожеланий учеников. А современные дети очень чутко следят за веяниями времени и мгновенно ориентируются в информационном потоке.

История с инновацией
С первых лет существования гимназия работает в инновационном режиме.
Она была экспериментальной площадкой по Дальтон-технологии, технологии модульного обучения, два последних года является экспериментальной площадкой Министерства образования по технологии многомерных дидактических единиц. Очень интересная российская разработка, развивающая креативное мышление. Учителя используют и другие современные технологии…  Жить в инновационном режиме – значит, предоставлять каждому ребенку возможность выбрать «свой» способ обучения. И возможности выбора должны быть широки.
– Работая в Национальной комиссии по правам ребенка, постоянно вижу, как сильно влияют на детей родители, – говорит Алла Ралькевич. – А у многих родителей сегодня потребительское отношение к школе и учителю. Поэтому иногда бывает сложно преодолеть детский негативизм по отношению к образованию, учителям, школе. Удается это сделать только в процессе общения, вовлекая родителей в нашу деятельность. Критиковать легче и проще, чем замечать и поддерживать хорошие ростки. И судить другого человека намного проще, чем хвалить. Но если в обществе много людей, которые способны замечать чужой успех и радоваться ему, как своему, – в стране будет полный порядок. Наша задача – помогать растить таких людей.

Команда быть здоровым
По мнению Аллы Ралькевич, большим достижением белорусской системы образования являются три урока физической культуры и спорта в неделю.
– Дополнительный час обязательно должен быть посвящен теории здоровья. В спортзале или на свежем воздухе, в непринужденной обстановке дети могут постигать секреты поддержания своего организма здоровым. Хороший учитель обязательно разъяснит, почему надо делать те или иные упражнения, как они действуют на организм и как их делать правильно.
Если мы говорим об индивидуальном подходе и гуманистическом образовании, то должны учитывать различие физических возможностей у разных детей. По нашему мнению, педагогам стоит акцентировать внимание на игровых видах спорта. Ничто так не развивает ребенка, как игра – футбол, волейбол, баскетбол, бейсбол…  Эти игры укрепляют не только мышцы и интеллект, но и коллектив. Поэтому оба наши спортзала загружены с утра и до позднего вечера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter