Свой более чем на 90 процентов — на международной выставке продемонстрирован уникальный 220-тонник БЕЛАЗ-75304

Гигант инженерной мысли

Все лучшие белорусские умы — ученые и конструкторы — должны трудиться уже не просто на импортозамещение, а на импортонезависимость страны. На этом Президент сделал акцент на заседании Совета Министров в марте этого года. «Везде, где замена импортного рациональна, должно создаваться и внедряться свое, белорусское. Но не методом слепого копирования, а с улучшенными характеристиками», — отметил Глава государства.

И такой продукт, в том числе в сотрудничестве с российскими партнерами, активно создается. Один из образцов совместной мысли продемонстрирован на международной выставке «Иннопром». 

Полон достоинств

Только на первый взгляд новый 220-тонник производства БЕЛАЗ — типичный представитель семейства карьерных самосвалов. В реальности он абсолютно уникальный. И по конструкции, и поскольку более чем на 90 процентов — свой. Над его созданием в тесном партнерстве трудились ученые и конструкторы Беларуси и России. 

БЕЛАЗ был и остается стратегическим партнером Коломенского завода, который входит в состав АО «Трансмашхолдинг». Как отметил заместитель генерального директора по управлению дизельным бизнесом «ТМХ-Энергетические решения» Дмитрий Мирный, предприятие оперативно откликнулось на запрос БЕЛАЗа:

— Когда к нам обратились наши белорусские коллеги с просьбой найти замену зарубежного двигателя, который перестал поставляться, мы сразу же предложили несколько вариантов. Особенность нашей конструкции в том, что это среднеоборотный дизельный двигатель, соответственно, его ресурс превышает ресурс зарубежного высокооборотного аналога более чем в два раза.

В нынешнем году согласно договоренностям «Коломенский завод» выполнит контракт на поставку на БЕЛАЗ 20 двигателей 16-36ДГ.

В нынешнем году согласно договоренностям «Коломенский завод» выполнит контракт на поставку 20 двигателей 16-36ДГ. На перспективу, по мнению экспертов, потенциал рынка на цели нового производства и для ремонта оценивается в 200—250 единиц в год.

К слову, достоинств у машины, оснащенной дизельным двигателем мощностью 2400 лошадиных сил, развивающего скорость самосвала до 43 км/ч, немало. Коломенская силовая установка снабжена улучшенной системой фильтрации топлива, электронной системой управления и по своим основным техническим характеристикам не уступает импортным аналогам. За счет большего эксплуатационного ресурса двигатель экономичен, требует меньших затрат на техобслуживание. Объемный топливный бак на 2800 литров позволяет самосвалу работать без дозаправки на протяжении 16—20 часов. 

Важная конструктивная особенность нового 220-тонника, отмечают эксперты, — это облегченная на 4,5 тонны грузовая платформа, которая призвана обеспечить максимальное использование грузоподъемности самосвала в зависимости от плотности груза. Предусмотрен подогрев основания кузова выхлопными газами двигателя для защиты от налипания и намерзания перевозимой горной массы и обеспечения полной выгрузки машины. Еще одно достоинство — короткий рабочий цикл: на подъем загруженной платформы требуется 22 секунды, на опускание — 17 секунд. 

Импортозамещающий продукт

Как подчеркнул в ходе Делового форума «Промышленный диалог: Россия — Беларусь», проходившего в рамках «Иннопрома», генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Сергей Никифорович, основная задача предприятия — обеспечение горнодобывающей отрасли импортонезависимым продуктом: 


— Результатом этой работы можно назвать самосвал, который мы презентовали в рамках выставки «Иннопром», — БЕЛАЗ-75304 — флагман грузоподъемностью 220 тонн. Этот самосвал — продукт мысли белорусских и российских инженеров.
Проект был реализован в достаточно сжатые сроки. С российскими партнерами мы жили одной мыслью, разговаривали на одном языке, оперативно выполняли все поставленные задачи. 
Для производства машины практически все материалы и комплектующие произведены в Союзном государстве. Так что самосвал по праву можно назвать импортозамещающим продуктом, отметил гендиректор ОАО «БЕЛАЗ».

— Хочу обратить внимание, что, помимо импортонезависимости, здесь более 90 процентов — материалы и комплектующие, произведенные в Союзном государстве, на предприятиях наших стран. А это рабочие места, загрузка оборудования, заработная плата, благосостояние семей работников, развитие регионов. Мы говорим, что мы в состоянии сделать все — от IT-решений и заканчивая металлом. 

Этот самосвал — продукт инженерной мысли белорусских и российских инженеров.

Однако, по его словам, параллельно нужно решать и вопросы по защите наших рынков: 

— Есть производители других стран, которые умеют делать то же и ведут себя на рынке Союзного государства достаточно агрессивно. И здесь, убежден, нам необходимо принять стратегические решения. Чтобы защитить наш рынок для возможности реализовывать свой совместный продукт. Если мы его упустим — потеряем рабочие места, заработные платы и развитие регионов. А допустить этого нельзя. За нами люди и дальнейшее развитие машиностроения и сопутствующих сфер, которые развиваются вместе с нами. 

К слову, БЕЛАЗ-75304 — это уже третий импортонезависимый карьерный самосвал, созданный в рамках белорусско-российского партнерства. Ранее были разработаны 130-тонный самосвал-гибрид БЕЛАЗ-7513М, сочетающий дизельный двигатель ЯМЗ малой мощности с аккумуляторными батареями и системой рекуперации энергии, и 90-тонный БЕЛАЗ-75588 с газотурбинным двигателем КАДВИ. 

Фото Александра Кулевского

130-тонник также был продемонстрирован на «Иннопроме». Как отметил генеральный конструктор БЕЛАЗа Алекандр Насковец, интерес к гибриду проявился еще на выставке в Новокузнецке:

— Интерес очень большой, ждут нашего гибрида в карьерах. Хотят увидеть, как он работает, и мы понимаем, что движемся в правильном направлении. 

Что касается 220-тонника, уже в этом году первые 20 самосвалов ждут в угольном разрезе на Кузбассе, рассказали на предприятии. 

В целом, комментируя планы завода на будущее, генконструктор отметил уклон в цифру:

— Роботизация, удаленный мониторинг, предсказывание поломок по аналитике, ходимости узлов. Мы глубоко идем в цифру. Создаем цифровые двойники карьерного самосвала, карьера, в котором он задействован, и следим за его работой. Уже есть свои разработки, заинтересованность в этой системе от потребителей.

arteaga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter