Что позволяет Калинковичскому заводу бытовой химии выдерживать конкуренцию

Гибкие подходы к рынку

Санкции — это не только потери, но и возможности: что позволяет Калинковичскому заводу бытовой химии выдерживать конкуренцию

Небольшой завод с численностью работников всего около сорока человек ежемесячно выпускает тонны продукции, в том числе импортозамещающей: лаки для волос, антифриз, ряд наименований моющих средств. Санкции оказали двойственное влияние на работу производства. С одной стороны, для закупки некоторых химических продуктов пришлось искать новых поставщиков. В то же время предприятие смогло предложить белорусскому рынку средства бытовой химии, которые раньше чаще завозились из-за рубежа. Весь коллектив Калинковичского завода бытовой химии — от руководителя до технолога — четко понимает: всегда нужно двигаться вперед, любая остановка в развитии грозит потерями.

Небольшое районное производство более 10 лет работает стабильно и выпускает товар, которому доверяют.

Из антикризисного управляющего — в директора

В истории предприятия не раз случались крутые экономические пике. Двадцать лет назад завод мог закрыться — из-за неплатежеспособности стоял вопрос о его ликвидации. Росли долги по кредитам и налогам, увеличивались задолженности за сырье и по выплате заработной платы. Государство на крайние меры не пошло — в отношении Калинковичского завода бытовой химии открыли процедуру санации, а вместо директора назначили антикризисного управляющего.

Когда предприятие вышло из санации, то временный руководитель остался здесь в качестве директора — так случается крайне редко. Уже около 13 лет небольшое районное производство работает достаточно стабильно. Трудности возникают, но они, как правило, всегда преодолимы.

Просчитывать риски

— Иногда сырье, которое мы закупаем в других странах, из-за сложной логистики может прийти с опозданием, — обозначает экономические риски директор Калинковичского завода бытовой химии Аксана Логвина. Но мы же не будем, допустим, из-за этого останавливать производство. В таком случае загружаем линии выпуском другой продукции. Кроме того, чтобы не подвести заказчиков нашей бытовой химии, всегда держим на складе все основные виды этой продукции, готовые к отгрузке.

Аксана Логвина.

Жизнь научила не только Калинковичский завод, но и весь экономический сектор: сегодня для тебя открыты привычные направления для сотрудничества, а завтра может быть иначе.

— Конкуренция на рынке бытовой химии огромная, поэтому удержаться на нем сложно, — отмечает Аксана Логвина. — Зачастую в борьбе за покупателя кто-то снижает цену, а вместе с ней и качество. Это точно не наш путь. Мы хотя и не флагман в этой отрасли, но производим товар, которому доверяют. Терять репутацию нельзя ни под каким предлогом. Да и у продавцов сырья для бытовой химии мы являемся одними из лучших покупателей, так как четко и в срок исполняем свои обязательства: нужна предоплата — мы это делаем, если необходимо рассчитаться в течение 15 дней — никогда не подведем. И точно так же мы относимся к своим партнерам — все, что у нас заказывают, поставляем вовремя. Финансовая дисциплина и качество продукции — наше кредо.

«Состав всегда можно улучшить»

До 2010 года новую продукцию для Калинковичского завода бытовой химии разрабатывали сторонние научно-практические объединения. Сейчас эта работа налажена в лаборатории предприятия. Туда мы и отправляемся вместе с ведущим инженером-технологом Мариной Григорьевой. Даже продукцию, давно внедренную в производство, всегда можно улучшить, говорит специалист:

— Я изучаю ингредиенты, которые можно использовать при изготовлении нашей продукции. Эта отрасль в мире активно развивается, постоянно появляются новые химические компоненты. Мы тоже не стоим на месте — стараемся быть современными. Это касается не только состава товаров, но и упаковки.

Новую продукцию, которая уходит по многим адресам, Калинковичский завод бытовой химии разрабатывает в собственной лаборатории.
 
В этом году предприятие приступит к выпуску нескольких новых видов бытовой химии, сейчас проводятся их испытания. Также совершенствуем линейку промышленных моющих средств.

Новая ниша

— Мы сотрудничаем с предприятиями мясо-молочной отрасли, — делится результатами работы Аксана Логвина. — Специально для них производятся моющие средства для различного оборудования, продолжаем расширять ассортимент промышленной химии данного назначения.

Завод первым в области выпустил антисептик, когда началась пандемия коронавируса и дезсредства стремительно сметались с полок аптек и магазинов.

— Мы решили приступить к выпуску этой продукции еще до пандемии, — вспоминает Аксана Логвина. — К моменту ее разгара, в апреле 2020 года, практически все необходимые документы были получены, оставалось расширить область деятельности лицензии и начать производство. Наши дезсредства на 70 процентов состоят из спирта, поэтому были очень востребованы. В тут пору мы работали на максимальной мощности, выпускали до десяти разновидностей фасовки дезинфицирующих средств. В итоге в первом полугодии 2020-го темп роста объема производства продукции по отношению к аналогичному периоду предшествующего года составил 203 процента. Тогда мы попали в список сверхрентабельных предприятий. В 2021-м позиции по производству удержать было непросто, но мы справились. В первом квартале этого года также выполнили все прогнозные показатели.


Период распространения коронавирусной инфекции и возникновения санкционных ограничений многому научил, уверена Аксана Логвина:

— Мы стали очень гибкими. Есть необходимость бросить все силы на разработку и выпуск определенной продукции — значит, мгновенно переориентируемся и обеспечиваем потребителей. Кроме того, стараемся заранее предугадать, на какие товары будет расти спрос.

Несмотря на свою производственную мобильность, предприятие сохранило ряд наименований продукции, пользующейся постоянным спросом на протяжении многих лет.

— За десятилетия выработаны уникальные рецептуры, которые есть только у нас, — говорит инженер-химик Галина Крот. — У нас более 100 видов продукции — каждый компонент для нее нужно проверить на физико-химические показатели. Качеству нашей продукции доверяют, это большая гордость для нас. Я на этом заводе проработала почти 40 лет, это мой родной дом. Смотрю на молодых работников нашего предприятия — душа радуется: каждый понимает свою ответственность за общий результат.

  
Хотя даже с качественной продукцией не так легко удержаться в конкурентной борьбе, делится наблюдениями Аксана Логвина:

— Порой в сетевых магазинах конкуренты демпингуют. И тогда покупатели упрекают нас в том, что наша продукция оказывается немного дороже. Хорошо, мы можем налить больше воды и отдушки, но снизится моющая способность продукта. Потребитель поймет это только в процессе использования средств бытовой химии. Кто потом будет нам доверять? Ни в коем случае нельзя жертвовать качеством даже ради получения дополнительной прибыли. Именно поэтому много лет подряд по ряду позиций мы становимся лауреатами и победителями конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь».

КОМПЕТЕНТНО

Михаил АКУНЕЦ, первый заместитель председателя комитета экономики Гомельского облисполкома:

— Предприятия региона на протяжении ряда лет активно увеличивают долю отечественных комплектующих и материалов при выпуске белорусской продукции. В первом квартале объем производства по 110 товарным позициям регионального плана мероприятий по импортозамещению превысил 220 миллионов долларов США. Среди основных видов товаров — упаковочные изделия, промышленные кондиционеры, компрессоры, сыры, консервированная продукция, комплектующие для машиностроения, печатная краска, счетчики для энергоснабжающих организаций, минераловатные плиты, стеклянная тара, строительные материалы.

В процессе импортозамещения активно принимают участие предприятия малого и среднего бизнеса, удельный вес которых в региональной программе составляет более 20 процентов.

severyanova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter