«Гетеры майора Соколова»: последний фильм Андрея Панина

Жизнь съемочной группы фильма раскололась на два периода: до трагического ухода Андрея Панина и после, когда судьба картины оказалась под угрозой.  

Жизнь съемочной группы фильма раскололась на два периода: до трагического ухода Андрея Панина и после, когда судьба картины оказалась под угрозой.

 

Андрей Панин, Мария Антонова и Сергей Гармаш

 

Незадолго до начала советско-финской войны разведчик майор Соколов (Андрей Па­­нин) завербовал пять девушек-гимназисток — разных по характеру и внешним данным. Им надо было научи­ться драться, стрелять, а еще, в случае необходимости мастерски соблазнять врага.

Режиссер Бахтияр Худойназаров рассказывает, что многосерийный телефильм первоначально задумывался под Анд­рея Панина, Сергея Гармаша и Тать­яну Лютаеву. Гармаш сыграл сотрудника НКВД Михалыча, обучающего девушек приемам самообороны. Героиня Тать­яны Лютаевой преподает им иностранные языки, хорошие манеры и искусство соблазнения мужчин. Герой Андрея Панина — руководитель спецоперации, цель которой разгромить с помощью гетер диверсионную организацию, возглавляемую агентом по кличке Крест (Филипп Янковский).

«Гетер» играют молодые актрисы Дарья Мельникова, Аглая Тарасова (дочь Ксении Раппопорт), Анастасия Микульчина, Мария Антонова и Алиса Горшкова.

 

Главные героини-гетеры. Слева направо: Анастасия Микульчина, Алиса Горшкова, Аглая Тарасова, Мария Антонова и Дарья Мельникова

 

— Никого из этих актрис я до начала работы над фильмом не знал, — рассказывает режиссер. — Кастинг был длительный, мы просмотрели большое количество лиц, и могу смело заявить, что эти девушки станут открытием. Я помню, что когда передо мной лежал сценарий «Гетер…», долго раздумывал, как же все это снять. Пересматривал фильмы «…А зори здесь тихие», «Семнадцать мгновений весны». Вспоминал историю советского разведчика Рихарда Зорге — мы много говорили о нем с Паниным. Здесь у него нетипичная роль. Таким Анд­­рея еще не видели.

Так как действие картины происходит незадолго до начала советско-финской войны, все разведчики знают несколько языков: французский, немецкий и финский. Сергею Гармашу нелегко дались диалоги на немецком языке. Во время съемок, помогая актеру, ассистенты стояли за камерой с плакатами, на которых русскими буквами были написаны немецкие фразы. Артур Смольянинов все перерывы использовал, чтобы в очередной раз повторить с преподавателем реплики на финском. А пятеро актрис на всю жизнь запомнили французскую песенку из школьной программы 1938-1939 годов, которую разучили.

География съемок довольно обширна. Несколько месяцев работа шла в Крыму и его окрестностях, потом в Выборге и Санкт-Петербурге. Уезжая из Выборга, группа в буквальном смысле сожгла за собой мосты. По сценарию в одной из серий пять «гетер» оказыва­­ются в хуторе на вражеской территории. Для съемки декораторы построили деревянные дома и сараи, которые в итоге поджигает Крест.

 

Филиппу Янковскому пришлось дважды поджигать декорации

 

В кадре по команде режиссера актер бросил зажженный факел на крышу одного из сараев. Однако никто не рассчитывал, что вспыхнувшее пламя поглотит деревеньку так быстро и оператор не успеет сделать нужные кадры! Огонь мгновенно распространился благодаря ящику с ветошью в одном из домишек. Не смогла ничем помочь даже дежурившая на площадке команда пожарных: хутор сгорел дотла за считаные минуты. Задержаться на объекте еще на день возможности не было, и поэтому реквизиторам пришлось срочно ехать за стройматериалами и за несколько часов воссоздавать декорацию. И все это только для того, чтобы ее опять сжечь.

Погода тоже не всегда соответствовала задуманному в сценарии. В июне снимали осень, а в мае ждали, когда же наконец сойдет снег и можно будет запечатлеть кусочек весны.

— Мерзли даже в бане, — вспоминает Дарья Мельникова. — Снимали эпизод, в котором «гетеры» с веселым девичьим смехом и шуточками моются и заодно стирают вещи. На улице было довольно холодно — пар изо рта шел, зуб на зуб не попадал, а мы, полуголые, обливались водой из тазов. Зато весело! Вообще на проекте я многое делала впервые — например, научилась стрелять (это по-настоящему страшно), прыгала с балкона, плавала в весеннем ялтинском море, когда с неба падали хлопья мокрого снега…

У героини Даши Мельниковой есть прозвище — Бешеная. Оно досталось ей за целеустремленность и энергию, с которой девушка движется к поставленной цели. На съемках актриса примерила свадебное платье, сшитое специально для нее. По сценарию свадьба ненастоящая — это отвлекающий маневр, чтобы машина с молодоженами и Михалычем (Гармаш изображает отца так называемой невесты) смогла проникнуть на территорию врага. Спустя несколько месяцев актриса стала невестой и в жизни. Именно здесь, на площадке, у нее завязался роман с Артуром Смольяниновым, сыгравшим помощника Соколова. Пос­ле окончания съемок молодые люди поженились.

 

Артур Смольянинов играет помощника майора Соколова

 

В фильме же героиня Мельниковой влюблена в майора Соколова.

— Андрей Панин работал так, что хотелось ему соответствовать — играть не хуже, быть на уровне, — рассказывает Дарья Мельникова. — Он притягивал к себе энергетически. Всегда как-то тихо и по-особенному говорил. Умел помочь ненавязчиво. Он как бы между делом, неторопливо рассуждал, что вот сейчас была такая сцена, а сейчас будет иная. Он не просто текст произносил — думал, размышлял, импровизировал. Я старалась учиться у него. Еще до проекта очень хотела когда-нибудь с ним поработать. И мне посчастливилось сделать это.

Андрей Панин умер 6 марта этого года. Следующий съемочный день был назначен на 8 марта. Оставалось снять заключительную серию, а главного героя не стало… Съемки остановили почти на полтора месяца, раздумывая, что делать дальше. В итоге режиссер и актеры решили, что обязательно должны закончить фильм — в первую очередь в память об актере. Сценарий переделали: герой Панина погибает. Основная нагрузка легла на персонажа Сергея Гармаша, который и доводит операцию до логического завершения.

 

Татьяна Лютаева (слева) и после окончания съемок продолжает поддерживать отношения с актрисами — ее подопечными по фильму

 

— Роль Соколова — одна из лучших работ Андрея, — уверена Татьяна Лютаева. — За время съемок мы все очень сблизились! Я вспоминаю, как в свободные дни собирались вместе на городском рынке в Ялте или в кафешке, где готовили потрясающий плов. Или дружно отправлялись в бассейн с морской водой, или просто гуляли по городу. Андрей всегда был рядом. И вдруг новость о его смерти — настоящий шок! Есть люди, на которых будто бы лежит отпечаток смерти, но это точно не про Панина. Он любил жизнь и не собирался уходить. Горе объединило всю группу еще больше. Надеюсь, зритель поймет, что хотел донести режиссер и каждый из нас, кто был задействован в этом фильме.

 

Марина КУЗНЕЦОВА, ООО «Теленеделя», Москва (специально для «ЗН»), фото кинокомпании «Марс Медиа»

© Теленеделя

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter