Герой нашего времени

Он утверждает, что Джоан Роулинг нужно поставить памятник при жизни за то, что она вернула современных мальчишек и девчонок за книжки, но аудиторию собственных поклонников предпочитает воспитывать без “магических приемов”... Андрей Жвалевский — автор более двадцати книг, шесть из которых включают в себя рассказы для детей от 10 до 14 лет. Самый сложный возраст, скажете вы, когда современные “вожди краснокожих” кроме телевизора и компьютерных “стрелялок” интересуются разве что новинками в мире мобильных телефонов. Тем не менее в России, где писатель Жвалевский активно публикуется уже в течение многих лет, произведения Андрея входят в десятку самых продаваемых детских книг. А в последнее время его книги все чаще находят своих поклонников и среди белорусских ребят.

— Честно скажу, с определением “детский писатель” я смирился только после того, как начал получать одну за другой детские литературные премии. Вообще-то я вместе с соавторами опубликовал и дамские романы, и книги по компьютерной тематике. Но так уж получилось, что моим читателям больше всего запомнились наши произведения для подростков: серия “Порри Гатер” (пародия на знаменитого Гарри Поттера), “Правдивая история Деда Мороза”, “Здесь вам не причинят никакого вреда”... Дело в том, что издавна понятие “детская литература” включало в себя почему-то в основном одни только сказки. Корней Чуковский, Николай Носов, Александр Волков...  Замечательные произведения, но они интересны только тем мальчикам и девочкам, которые еще не достигли возраста “уже не ребенок, но еще и не взрослый”. Ниша чтива для подростков до сих пор пустует. Вот и получается, что наших 12-летних сорвиголов воспитывают улица, “позаимствованные” у родителей журналы и бестселлеры, компьютерные игры и Интернет. К счастью, о необходимости заполнить пустоту в литературном образовании детей в последнее время стали задумываться даже такие гении взрослой прозы, как Борис Акунин и Людмила Улицкая. “Ваяя” свои рассказы и повести, я очень хочу заставить ребят выбраться из виртуального мира и оценить прелесть сегодняшнего дня. Пишу так, чтобы было интересно читать самому. В этом, уверен, главный секрет успешного произведения...
— Откуда вы можете знать, понравится ли современному компьютеризированному ребенку то, что нравится взрослому дяде? Вам, извините, давно не 14...
— Это только кажется. Внешность обманчива. А в глубине души я чувствую себя как раз на 12—13 лет. Прекрасно помню, как самому не хватало в том возрасте хорошей, занимательной литературы, хотя фантастику, к примеру, перечитал всю, какую только мог достать в советских библиотеках. И, имея двух дочек 18 и 4 лет, вижу, когда у современных детей начинается литературное “голодание”. Понимаете, мальчишки и девчонки в принципе не привередливы. Они любят читать о таких, как они сами, о том, что происходит в детском мире сегодня. Не 20, 40, 100 лет назад, а в прошлом году или в следующий понедельник. Важно понимать: жизненные ценности, о которых взрослые так много говорят и мечтают привить своим сыновьям и дочкам, в каждую эпоху имеют свои видоизменения, свои особенности. Возможно, именно поэтому сегодняшним ребятам не так интересно читать о военных и трудовых подвигах пионеров, о жизни белорусского села времен коллективизации... Я снимаю шляпу перед британской писательницей Джоан Роулинг за цикл ее рассказов о “Гарри Поттере”, но одна деталь в них мне совершенно не понравилась. В подобной литературе герой — тот, кто умеет творить чудеса. Попросту говоря, перед нами пример дискриминации по “магическому” признаку. Обычный малыш, такой, каким были вы или я, или те, кого полным-полно в наших школах, специализированных классах и гимназиях, там не “котируется”. Он — просто серость, к которому все относятся с известной долей снисхождения. Это рождает в детях неуверенность в себе, в своих возможностях. В пародии на знаменитый бестселлер я постарался вывести в герои простого ребенка, лишенного магических способностей. Стремился доказать, что счастье не в умении болтать с животными и совершать различные превращения.
— Вас часто приглашают в школы на литературные часы, вы много общаетесь с детьми. Вам пишут письма на e-mail и отзывы на очередную опубликованную книгу. Удалось составить психологический портрет современного ребенка, увлеченного чтением ?
— Проще простого. Таких ребят на самом деле миллионы. Они хорошо разбираются в мобильных телефонах и компьютерах, знают историю и языки. Отлично информированы обо всем, что происходит на белом свете. Но у них определенные проблемы с общением. Тот самый случай, когда тинэйджеру легче отправить SMS своему другу или своей подружке, чем позвонить, сказать несколько “живых” слов, и уж тем более — встретиться. Это бич современных детей. Но я не стал бы обвинять во всем наше киберпространство. Многое, если не все, зависит от того, какой пример подают компьютерному гению его родители. Если они часто приглашают гостей, ходят по театрам и выставкам, не ленятся заглянуть в кино на семейный фильм вместо того, чтобы потом пять раз смотреть его на DVD-плеере, — у их ребенка есть все шансы не заблудиться в виртуальном мире. Но, к сожалению, сегодня мы все чаще наблюдаем картину, когда папа сидит вечерами дома, уткнувшись в компьютер, мама готовит ужин перед экраном телевизора, где в очередной раз погибает от беззаветной любви какая-нибудь очередная Тася, а сын-подросток в это время переписывается в “Одноклассниках” или “В контакте” со своими друзьями. У нас дефицит живого общения. Дефицит реальности. И при всем при этом тот же папа может “кинуть” по “аське” ценный совет своему ребенку: “Ну что ты все дома сидишь, пошел бы погулял...”
— Первыми рецензентами очередного бестселлера у работников пера обычно становятся родные и близкие. Как относятся к вашему творчеству домашние — жена, дочки?
— Старшая, Настя, — мой главный помощник в этом деле. Знаю: если понравилось ей, значит, понравится и другим ребятам. Сейчас, поскольку возраст дочери плавно приближается к понятию “молодежь”, даю ей “рецензировать” дамские романы. Сначала, правда, было обычное отцовское опасение: ой, там же на такой-то странице откровенная постельная сцена... Потом понял: ребенок вырос, ее уже таким не шокируешь. А если уж ты за правду жизни, то не забывай: жизнь — это не только детство. Что касается младшей, Кристинки, то ее время еще придет. Уверен, через каких-то пять—десять лет она пополнит ряды поклонников моих книг. А вот жена Вика с удовольствием читает и детские, и женские романы. Кстати, только после того, как в возрасте 35 лет я начал писать книги для представительниц прекрасного пола, у меня поменялся взгляд на женскую сущность. Теперь я знаю, что депрессия — это действительно проблема (смеется). Кроме того, в двух своих предыдущих браках я потерпел фиаско не в последнюю очередь потому, что не получалось обнаружить компромисс между женским вопросом и мужским ответом. К моменту знакомства с Викторией все уже было по-другому. Написанный в соавторстве с Евгенией Пастернак роман “М+Ж”, в котором на одну и ту же ситуацию мы смотрим сначала глазами мужчины, а потом женщины, многое объяснил мне в несходстве психологии “Инь” и “Янь”. Научил терпимее относиться к тому, что мы, мужчины, называем женскими капризами, а наши дамы мило именуют “потребностями”. Позволил в любой конфликтной ситуации прислушиваться к доводам другой стороны. Да, мы очень разные. Но, как говорится в одной известной рекламе, — и все-таки мы вместе!..
— Андрей, а 35 лет — не поздновато для литературного дебюта?
— Это только стихи пишет каждый в 19 лет. Буря чувств, стихия гормонов, желание выплеснуть все это на бумаге в виде нескольких рифмованных строчек... Кто из нас не проходил этого? Но проза — дело гораздо более сложное. Она рождается только в том случае, когда у тебя уже есть какой-никакой опыт. Когда ты имеешь полное право рассуждать о превратностях судьбы не как дилетант, а как профессионал. Мне легко писать мои книги. Детские — потому что в душе я так и остался ребенком, взрослые — потому что радости и печали, встречи и расставания, любовь и разочарования не прошли в моей судьбе бесследно, оставив самое важное, что приобретает человек, — житейскую мудрость...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter