Герой нашего времени

Герою Социалистического Труда Евгению Кудинову исполнилось 80

Все новое — это хорошо забытое старое. Эта истина приходит на ум сегодня в связи со строительством агрогородков. Вспоминаются 70-е годы, когда в наших отдельных хозяйствах также активно возводилось жилье и создавались достойные условия жизни для сельчан. Заслуга в том, что «старое» забылось не на всегда, принадлежит возглавлявшим их руководителям, среди которых и Герой Социалистического Труда Евгений Иванович Кудинов. Сегодня ему исполнилось 80.

…Было это еще на исходе прошлого века. Так и не дождавшись в приемной ОАО «Колядичи» Пружанского района его директора, решил возвращаться в Брест. Но не тут-то было. Задние колеса «жигулей», с далеко не новой резиной, попали в углубление на асфальте — едва заметное, но с отполированным до зеркального блеска плотным слоем снега. От нажатия на педаль газа резина визжала и дымилась, а машина с места не трогалась. Шедший навстречу мужчина, ни слова не говоря, жестом показал, что сейчас поможет, и, упершись в багажник, вытолкал автомобиль. Отъехав немного от скользкой площадки, остановился, хотел поблагодарить выручившего меня немолодого уже человека, но он быстро скрылся в дверях здания. Только спустя некоторое время узнал, что это и был тот, к кому я приезжал, — Герой Социалистического Труда, руководитель одного из самых крепких в то нелегкое время хозяйств Брестской области Евгений Кудинов.

Кому бы ни рассказывал об этом случае, за который до сих пор как-то неловко перед Героем, реакция у всех была одна: «Таков Кудинов во всем. Никогда не пройдет мимо человека, которому нужна помощь». Этот внутренний настрой на сопереживание, готовность поддержать ближнего у Евгения Ивановича, наверное, еще с детства. Рос в крестьянской семье, где было пятеро детей, которые с ранних лет усвоили науку коллективной стойкости и взаимоподдержки. В 1943 году его родную деревню Косарь Чериковского райна Могилевской области освободили от немцев советские войска. Фронт проходил рядом с селом, и его жителей переселили в другую деревню. Жить пришлось в чужом доме примерно год. До сих пор в памяти Евгения Ивановича осталась глубокая благодарность чужим людям, приютившим их семью. После войны Евгений Кудинов окончил Могилевское педучилище и учительствовал на Пружанщине. После трехлетней службы в армии вновь вернулся сюда, здесь встретил свою будущую супругу. Будучи директором школы в деревне Добучине, возглавлял местную территориальную парторганизацию. Потом пошел работать освобожденным секретарем парткома местного колхоза. Проявил себя так, что его направили на учебу в Минск в Высшую партийную школу, откуда на Брестчину он вернулся уже на должность инструктора обкома партии. 

С этого поста и начал бы, может, свой карьерный рост молодой, энергичный чиновник, перед которым открывались широкие перспективы. Да вспомнили о нем труженики колхоза «Рассвет» в деревне Колядичи, где он проработал всего лишь два года. На очередном отчетно-выборном собрании они отказали в доверии своему председателю и заявили районному и областному начальству: хотим, чтобы руководителем стал наш бывший секретарь парторганизации. Из областного центра в Колядичи Кудинов поехал с условием, что пробудет там пару годков, а получилось, что обратно в Брест он вернулся только через 36 лет. В 72 года он сдал директорские полномочия, продал свой деревенский дом и купил в Бресте квартиру, где и живет сегодня с супругой Еленой Антоновной.

Крепко пожалели об этом тогда местные крестьяне. Это сегодня экономика ОАО «Коляди-Агро» (в прошлом — колхоза «Рассвет») стабилизировалась и пошла в гору. А в начале нынешнего десятилетия, после ухода Кудинова, хозяйство лихорадило так, что месяцами здесь не выплачивалась зарплата. Вот когда вспомнили об его умении помогать не только отдельно взятому человеку, но и всему коллективу. «До того как в здешние места не пришла мелиорация, сельчанину жилось очень тяжело, — вспоминает Евгений Иванович. – Техники почти не было. Рожь убирали жатками, запряженными лошадьми. Потом почти всю зиму вручную молотили ее и получали в виде зарплаты за палочки-трудодни». Чтобы как-то спасти людей от безденежья, разрешил тогда председатель колхозникам на подпольно выделенных участках выращивать чеснок. На поездах, останавливающихся на ближайшей станции Оранчицы, рассветовцы возили его в российскую столицу и продавали. С той поры и прослыли самыми зажиточными в районе.

Не сидели без денег они и тогда, когда в одночасье рухнула экономика СССР и оголились колхозные счета. Отправлял Кудинов КамАЗы с колхозным картофелем в Москву и Ленинград, что позволяло всегда иметь средства на выплату зарплаты и текущие нужды хозяйства. Этот ход пытались использовать многие руководители, но получалось далеко не у всех. Из далекой командировки сельские посланцы возвращались порой без картофеля и денег. Кудинов своих специалистов в неизвестность, грозившую бандитским рэкетом, не посылал. Созванивался с солидными людьми, выходцами из здешних мест, которые и организовывали безопасный и выгодный сбыт картофеля.

Не плакали рассветовцы и по поводу обесценившихся колхозных капиталов: их у хозяйства попросту не было. Кудинов вкладывал заработанную прибыль в новую технику, строительство жилья, создание социальных условий для сельчан. В 80-х годах у колхоза уже были прекрасный Дом культуры, собственный профилакторий, ресторан, который не только кормил обедами колхозников, но и зарабатывал деньги, являясь образцом прибыльного дорожного сервиса на трассе, ведущей из Пружан в Литву.

Все это создавалось благодаря высокорентабельному производству, дружной работе колхозников, получивших возможность повышать благосостояние своих семей за счет труда не на личных сотках, а именно в колхозе. Тот факт, что первый личный автомобиль у рядового труженика в районе появился именно в «Рассвете», поднял авторитет Кудинова среди людей гораздо больше, чем показатели отдачи полей и ферм, гремевших на всю республику. Трижды в «Рассвете» приземлялся вертолет Петра Машерова. Прямо здесь он проводил рабочие совещания с министрами, на которые всегда приглашали Евгения Ивановича.

К концу 80-х годов урожайность с гектара зерновых в «Рассвете» приблизилась к 50 центнерам, а годовые надои от коровы перешагнули рубеж в 4,5 тысячи литров. В 1988 году Кудинову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Крепко держал он штурвал корабля колхозной экономики и в постсоветское время. Однажды прямо на пшеничное поле за деревней Колядичи приземлился вертолет Президента Беларуси Александра Лукашенко. Встреча с Кудиновым и местными крестьянами, вырастившими тогда богатый урожай, подняла настроение руководителю страны.

Если к прошлому хозяйственному опыту Евгения Ивановича добавить педагогический, то пересчитать его учеников, разбросанных по всему постсоветскому пространству, будет невозможно. Это самое ценное, что он оставил после ухода на отдых. Двенадцать его воспитанников стали руководителями сельхозпредприятий, у двоих из них, считаю­щихся на Пружанщине одними из лучших, удалось спросить, что самое главное в том опыте, который передал им этот человек. «Наверное, стремление анализировать перспективы завтрашнего дня, — говорит председатель ОАО «Шени-Агро» Василий Сорока, работавший под началом Кудинова, – предвидя ситуацию, делать верные шаги. Посмотрите, идею создания агрогородков Кудинов в Колядичах претворил в жизнь еще 40 лет тому назад. Созвучно сегодняшней практике также ставил во главу угла интересы рядового сельчанина». — «И производства, — добавляет другой его ученик, председатель ОАО «Мурава» Пружанского района Петр Белецкий. – Хозрасчетные методы организации труда, отработанные в «Рассвете», я применяю в своей руководящей практике до сих пор. Они просты. По завершении сельскохозяйственного года подсчитывается, сколько выручено денег за продукцию, выращенную, например, на одном гектаре. Из этой суммы вычитаются расходы на ГСМ, зарплату, удобрения и т.д. Оставшаяся сумма и становится главным критерием труда. Чем она солиднее, тем больше зарплата причастных к ней людей. В этом главный секрет Кудинова. Все удивляются до сих пор, как этот мягкий интеллигентный человек так властно держал бразды правления людьми, никогда не повышая голос. Оказывается, кричать не было надобности. Люди знали, что если заработаешь, то получишь. У кого это не получалось, уходили в сторону, чтобы не мешать другим. Этого принципа мы сегодня придерживаемся и у себя в хозяйстве».

С Евгением Ивановичем я иногда играю в шахматы. У восьмидесятилетнего пенсионера выиграть так ни разу и не удалось. Знаю почему. У Кудинова есть очень сильный спарринг-партнер, который и ему помогает поддерживать форму, и сам благодаря Евгению Ивановичу повышает мастерство. Это внук, играющий уже на уровне второго взрослого разряда. За его шахматное воспитание дед серьезно взялся в 2001 году, когда вышел в 72 года на пенсию. Сейчас тринадцатилетний Рома привозит грамоты за призовые места с соревнований, проходящих не только в Беларуси, но и за ее пределами. Мечтает Кудинов вывести внука на большую шахматную орбиту. Наверняка это ему удастся, как и все, за что бы он ни брался в своей долгой и плодотворной жизни.

На снимке: Е.И.Кудинов в восьмидесятых годах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter