Герольд и розы

Увидев нарисованные Виктором Меликаевым гербы, перезвонила по указанному телефону.
Увидев нарисованные Виктором Меликаевым гербы, перезвонила по указанному телефону. Попросила приехать. Собеседник на том конце провода почему-то замялся.

- Мне будет сложно до вас добраться.

- Почему?

- Не вижу я...

Мы сидим в его уютной квартире. Виктор Игоревич раскладывает передо мной свою коллекцию геральдических значков. Показывает тот, с которого когда-то началось увлечение всей жизни: затертый значок герба города Великие Луки. Виктор Игоревич изучает городскую геральдику. Собирает любую о ней информацию, ведет переписку, систематизирует, пишет книги. Об увлечении рассказывает сочно, с нескрываемым удовольствием, показывает альбомы, черновики книг, наброски и эскизы. Самый обыкновенный человек. Вот только сидит мой собеседник, вроде в глаза мне глядит, да не видит, что лицо его за роскошным букетом роз прячется.

- Когда первая в СССР книга Спирансова по городской геральдике вышла - было это в 60-х, мы с другом ее на пару часов в библиотеке добыли (большой редкостью она была!) и по листочку перефотографировали!

Сначала профессиональному военному было просто интересно разгадывать "шарады" древней геральдики. Появился азарт, нашлись единомышленники.

- По Союзу нас тогда было человек 20. Мы потихоньку связались друг с другом. В результате создали Всесоюзное геральдическое общество. Собирались на съезды. На любительском уровне достаточно серьезную работу делали. Ведь я в ту пору почти в каждый город Союза письма писал - просил поделиться информацией о городской геральдике. Потом собирал все это, "причесывал".

Привычным движением Виктор Игоревич достает из шкафа стопку картонок, на которых закреплены значки. Офицерская привычка к порядку не подводит - все всегда на своем месте. И хозяин здесь никогда не ошибается. Потом, чуть замявшись, спрашивает - какой цвет? Белый? И дальше уже привычно: это гербы Гродненской губернии.

- Большая у вас коллекция...

- Да что вы - это чуть-чуть. Два ящика со значками в коридоре стоят. Все никак не могу в порядок привести.

Геральдика - наука для романтиков. Еще с тех времен, когда один рыцарь перед другим свое отличие розой на щите обозначил, чтобы любимая его и под стальными латами признала, стали эти знаки особым смыслом наделять. От первого герольда, что за порядком начертания символов на рыцарских щитах надзирал, до нынешней Государственной геральдической службы при Президенте, что утверждает гербы больших и малых городов. Когда-то рыцарь со знаком на щите был элитой, сегодня город без герба - словно бедный родственник. Современная геральдика - наука восстановленная. Сейчас города, что без герба остались, по пальцам можно пересчитать. Немало гербов воссоздано стараниями белорусского исследователя Анатолия Титова по городским печатям времен "магдебургии". Для того чтобы у каждого города свой герб был, ученый провел немало выходных, отпусков и праздников в архивах Вильнюса, Кракова, Варшавы, Москвы.

Впрочем, так или иначе, а геральдика - наука сложная. И чем глубже в нее погружаешься, тем сложнее кажется.

По многим городским гербам, которые уже приняты и утверждены официально, у Меликаева есть свое, нестандартное, но весьма аргументированное мнение. На гербе Кобрина, уверен Меликаев, святая пророчица Анна была заменена на святую праведную Анну. Кроме того, по мнению исследователя, досадная ошибка вкралась и в герб поселка Шеришево - так, в официальном описании значится, что на гербе изображен архангел Гавриил, но изображение канонам не соответствует. Виктор Игоревич полагает, что на старинном шеришевском гербе нарисован Иоанн Богослов с райской ветвью в руке. Впрочем, учитывая возраст и особенности науки, консенсус в ней - штука почти недостижимая. Всегда найдется кто-то, кто считает по-другому.

Но это не просто привычка. Сейчас, как признается Меликаев, хобби стало одним из способов себя не потерять. Недавно у Виктора Игоревича случился инсульт. После него он вроде бы уж и восстановился, как вдруг...

- Гулял как-то с внучкой на улице. Подсаживаюсь к старушкам-соседкам. Только сел, а тут у меня перед глазами пелена темная упала. Домой уже на ощупь добирался. Не то чтобы совсем ослеп - вижу, что вы в чем-то светлом... Так что сейчас у меня основная связь с миром - только по телефону.

- Но вы продолжаете работать?

- А как же жить-то. Когда-то в армии я четко принцип усвоил: прежде чем с кого-то требовать, должен сам научиться безупречно работу выполнять. Теперь меня здорово выручает, что когда-то я "слепой" метод на радиотелеграфном аппарате освоил. Его клавиатура с компьютерной похожа. Вот и работаю. Для того чтобы проверить текст, максимально увеличиваю - так, чтобы на экране буквально по одной букве было. И проверяю. Медленно очень, конечно, получается. Ну да хоть так. Знаете, когда работал, сидел ночами, вечерами над геральдикой и все мечтал, что выйду на пенсию и займусь этим для души. А сейчас времени - хоть отбавляй, а возможностей - чуть. Так что ничего нельзя на потом откладывать. Хотя геральдике я благодарен: жизнь у меня по-прежнему цветная. Я ведь каждую деталь - форму, композицию, цвета любого герба наизусть помню.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter