Героин для Геры

Таможня: Пес проверил туристов на наркотики, а затем стянул курицу

О том, легко ли быть служебным псом

…Сегодня Ника на работу не пошла. Одиннадцатилетней «бабушке» нездоровится, утром она встретила хозяина унылым видом и тоскливо сложенными ушами. Андрей, уже приготовивший было награды для «парадного мундира» своей любимицы, был вынужден предоставить ей выходной. Возраст, что поделаешь… Зато «внучка» Ники, десятимесячная «ветреница» Гера, готова бегать на службу и днем, и ночью. Вот и сейчас немецкая овчарка с остро поставленными ушками с нескрываемым любопытством выглядывает из вольера на территории Витебской таможни: уделит ли журналист хоть чуть-чуть внимания и ей, такой милой и обаятельной? Ура! Хозяин, кинолог Андрей Зиневич, берет в руки поводок… Не тут-то было! Как только дверь вольера распахнулась, Гера, встав на две лапы, влюбленно повисла у него на плечах. Юркая красавица ростом с человека вовсе не похожа на «ребенка», как ее ласково называет таможенник. Работать? Да хоть сейчас, пожалуйста! Гера охотно обследует одну машину за другой, то и дело оглядываясь на хозяина: я все правильно делаю?

— Банальный вопрос, который обычно задают дилетанты, как мы натаскиваем собак на поиск наркотиков: кормим ими пса или уколы колем? — предупреждает мое любопытство кинолог. — У профессионалов это неизменно вызывает улыбку. Собаки у нас не работают в привычном всем нам понимании этого слова. Они играют, просто ищут свой любимый мячик, который может иметь запах одного из семи основных видов наркотиков. Так что и юная Гера уже давно поняла, что от нее требуется. А вообще-то, служебная подготовка наших четвероногих помощников — очень серьезное, длительное и ответственное дело. Процесс обучения начинается практически с рождения. В успехе воспитания очень важную роль играет наследственность.

Как рассказал Андрей, на счету его любимицы Ники, например, десятки раскрытых преступлений. Несмотря на пенсионный возраст (лишь восемь лет службы принято считать наилучшим трудоспособным периодом), овчарка и сегодня даст фору молодым. Ее охотно включают в состав оперативно-розыскных групп не только таможенники, но и милиция, Комитет госбезопасности. Пару месяцев назад именно Ника, имеющая наркорозыскную специализацию, отличилась в одном из городов области, где во время обхода подозрительных квартир указала на наличие в закрытой комнате, снимаемой у бабушки молодым человеком, наркотических средств. В итоге оперативники нашли там настоящий «парничок» для выращивания марихуаны и уже готовую продукцию.

Нику на таможне уважают. Вместе с Глорией, воспитанницей кинолога Алексея Шульги, они даже состоят на довольствии. Таможня оплачивает им сухой корм, покупает ошейники, мячики, ухватки, расчески, шампуни и другую, как здесь говорят, «амуницию». Гера пока в славные таможенные ряды не зачислена — у нее еще не закончился «курс молодого бойца». Весной «новобранку» ждет первый экзамен на получение диплома международной системы дрессировки. Пока это лишь первая ступень из трех существующих. Примером для нее, кроме «бабушки», служит общерозыскная Глория — у той, если переводить на человеческий язык, высшее образование. Вместе с хозяином овчарка успела пройти курс обучения в двух кинологических центрах — МВД и пограничном, служила в карауле и даже в конвое, искала людей, участвовала в задержаниях, шла по следу, безошибочно определяла местонахождение стреляных гильз. По команде готова разорвать любого недоброжелателя, как «тузик грелку». Одним словом, универсал.

Тем не менее этот «джеймс бонд» очень ласков с детьми. Алексей, смеясь, рассказывает, как настороженно-боязливо относилась к устрашающего вида собаке его теща. «Не место такому псу в семье, где растет маленький ребенок!» — не раз пыталась образумить зятя пожилая женщина. Особенный ужас она испытывала тогда, когда пятилетняя Полина беззаботно предлагала бабушке посчитать зубы у Глории и одним жестом легко открывала детскими ручонками бездонную черную пасть с клыками… Но потом теща смирилась, привыкла, а теперь, когда в квартире Алексея подрастает полуторамесячная «дочка» Глории Махва, даже просит отдать взрослого пса к ней в дом.

Вот только Глория менять свою жизнь вряд ли согласится. С квартирой хозяина ее связывает не только преданная любовь к «своей семье», откуда каждое утро вместе с Алексеем она шагает на увлекательную службу-игру с ночными засадами и облавами на наркодельцов (кстати, недавно сутки пришлось просидеть на границе в ожидании курьера из России!), досмотром автомобилей, но кое-что и другое… Это другое — тема сугубо личная, можно сказать, трепетная. У Глории — долговременное романтическое увлечение. По соседству живет влюбленный в нее «поклонник» — смешной и наивный йоркширский терьер Сэм ростом примерно в полноги от роста «пассии». Овчарке льстит столь нежное внимание: друзья друг без друга даже на улицу гулять не ходят. Йорк безуспешно пытается ухаживать за рослой подругой и был явно расстроен, когда та родила щенков для другого. Тем не менее именно его единственного Глория безропотно подпускает к своим маленьким детенышам, один из которых недавно уже уехал служить в минский ОМОН, другие переданы на воспитание в витебские силовые структуры. Кстати, «дети» Ники отбыли еще дальше: два ее потомка сейчас служат в московском СОБРе.

— А были ли курьезные случаи в вашей практике? — стараюсь в беседе чуть-чуть отойти от серьезных вопросов.

Инспекторы переглядываются и смеются, вспомнив один и тот же случай. Правда, произошедший не у себя, а у коллег, которые на брестской трассе проверяли автобус с туристами. Служебный пес тогда тщательно обследовал экскурсантов, а завершая проверку, бесцеремонно стащил у одного из пассажиров копченую курицу, молниеносно ударившись в бега. «Дезертира», конечно, наказали, но без улыбки сегодня об этом никто вспоминать не может. Как говорится, ничто человеческое не чуждо даже собаке…

Кстати, вкусовые пристрастия наших героинь тоже «человечны». Ника обожает сыр и детское питание, с удовольствием подчищая тарелки после двухлетнего Егора. Гера очень любит виноград, а Глория может часами гипнотизировать свежеиспеченную шарлотку, пока ей не дадут самый вкусный кусок.

— Собака, в том числе и служебная, — как комочек глины, — увлеченно рассказывают инспекторы отдела кинологической службы Витебской таможни. — Из нее можно «вылепить» монстра, а можно — ангела. Все зависит от хозяина. У каждого из псов свой характер, требующий особого, индивидуального подхода. Ошибешься — никогда не найдешь общего языка… Мы, кстати, со своими питомцами отлично ладим и понимаем друг друга.

Как оказалось, последнее очень важно. У собак «свой» язык, расшифровать который может только хозяин. Например, так называемая сигнальная поза у каждого четвероногого «следователя» сугубо индивидуальна. Ника показывает Андрею обнаружение подозрительных предметов и веществ следующим образом: замирает, потом важно усаживается рядом с точкой «x» и тычет носом в эпицентр «опасного» запаха. У Глории «почерк», с легкостью читаемый Алексеем, совершенно другой. Она три раза виляет хвостом, потом садится, а если до хозяина информация все еще «не доходит», откровенно тычет лапой в нужное место, мол, ну вот здесь же, здесь, смотри.

— А встречались ли вам совершенно непригодные для воспитания собаки? — интересуюсь у таможенников.

Андрей улыбается: да, в его практике работы был такой пес. Тогда он служил в недавно открытом кинологическом центре Министерства обороны. Молодому солдату, за плечами которого было уже около 12 лет учебы, а потом и работы в качестве инструктора в Витебском клубе служебного собаководства ДОСААФ, дали на воспитание взрослого ризеншнауцера Стеллу. Из ласкового домашнего существа нужно было сделать злую караульную собаку. Уже первые недели обучения показали: Стелла больше приспособлена для выступлений в цирке, но никак не для службы в карауле.

— Она была настолько воспитана и благочестива, что выглядела этакой «томной барышней», для которой в этом мире просто нет и быть не может врагов. Все люди — друзья и братья. Даже крикнуть, глядя на эту умилительную изнеженную мордашку, было как-то стыдно. Все, на что меня хватало, это, к великой радости подопечной, вежливо ее пригласить: «Стелла, пойдем гулять!» — шутит Андрей. — Нет, я научил-таки ее кусаться, но она делала это исключительно из лучших побуждений, играя. Чувство настоящей злости было ей чуждо. В конце концов добродушную «барышню» Стеллу отправили куда-то в семью, а я занялся обучением кавказских овчарок. Потом служил в племенном питомнике, готовил кавказских, среднеазиатских и южнорусских овчарок к соревнованиям и выставкам.

Интересно, что и Алексей, и Андрей по образованию вет-врачи. Андрей, как признается сам, всю жизнь мечтал быть историком. Считал, что увлечение собаководством в этом ему никак не помешает. Планы резко изменились после того, как у 17-летнего парнишки умерла любимая немец-кая овчарка. Нэра долго болела, ее лечили в многочисленных ветклиниках, в вет-академии и даже привлекали специалистов нетрадиционной медицины, поили отварами трав. Но пес ушел из жизни. Андрей очень тяжело переживал эту разлуку и на могиле любимого друга поклялся стать ветеринарным врачом. Поэтому после службы в армии вчерашний солдат без раздумий поступил в Витебскую академию ветеринарной медицины, вскоре после окончания которой записался контрактником в кинологический центр погранвойск. Оттуда — на службу в Департамент охраны, затем — сюда, на таможню. Вместе с Никой — верной подругой и надежным «товарищем по оружию», безошибочно определяющей не только местонахождение наркотиков, но и оружия, взрывчатки, способной часами идти по следу, отлично «отрабатывающей» склады временного хранения, железнодорожные вагоны, аэропорт. На качестве сегодняшнего образования Ники, как и Глории, тоже сказалась вчерашняя служба в погранвойсках и милиции.

В разговоре с журналистом кинологи неоднократно подчеркивают, что собака — отличный следователь, ее не подкупишь и не обманешь. Не зря, когда ребята дежурят на границе, неоднократно замечали: увидев пса на переходе, некоторые автомобили не рискуют въезжать на территорию Беларуси, тут же дают обратный ход… Кстати, нести службу на таможенных постах Витебской области в общей сложности помогают девять псов. У каждого из них свой, далеко не маленький перечень славных «боевых дел», фактов обнаружения контрабанды, наркотических средств, оружия.

На снимках: инспектор таможенной службы Андрей ЗИНЕВИЧ вместе с юной Герой.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter