О партизанской Кличевской зоне написано немало статей и книг

Герои Усакинских лесов

О партизанской Кличевской зоне написано немало статей и книг...

О партизанской Кличевской зоне — одной из самых крупных на территории Беларуси в годы Великой Отечественной — написано немало статей и книг. Во многих сказано: первый партизанский отряд на Кличевщине появился менее чем через месяц после начала войны. Командиром назначили кадрового военнослужащего старшего лейтенанта Бородина. Когда в сентябре 41–го он ушел на фронт, отряд возглавил директор средней школы Игнат Изох, комиссаром стал Яков Заяц. Все так. Но есть одна деталь, о которой если и упоминают, то вскользь. Первым на Кличевщине появился не партизанский отряд, а партизанская группа. Одним из ее организаторов был уроженец Кличева Яков Заяц, впоследствии — секретарь подпольного Кличевского райкома партии. Якова Ивановича давно нет в живых, но его дочь Евгения Яковлевна бережно хранит воспоминания отца.

 

Начало


Исторический документ: «1 июля 41–го в штабе Западного фронта под Могилевом состоялось совещание под руководством маршала Советского Союза Ворошилова. Приказано организовать диверсионные группы, партизанские отряды и направить в тыл врага». А вот справка из Государственного архива общественных объединений Могилевской области: «По решению Могилевского обкома КП(б)Б Игнат Изох 6 июля 41–го прибыл в Кличевский район и вместе с Яковом Зайцем возглавил партизанскую группу. В этой группе были... Анисим Бай, Петр Букатый, Петр Викторчик, Иван Витоль и другие».

 


Могилевский поисковик, историк Николай Борисенко, предоставивший эти документы, уточняет: хотя группа просуществовала около недели, проделала немалую работу. Наладила связь с оставшимися в тылу местными патриотами и военнослужащими–окруженцами. В первые дни войны, когда вокруг растерянность, непонимание и страх, это было непростой задачей. Вот как вспоминал о тех событиях сам Яков Заяц:


— 4 июля 41–го в лесу у деревни Развадово на заседании райкома принято решение создать в районе 5 инициативных групп по организации партизанского движения. Назначены командиры и комиссары, обозначены зоны действия. Но в ту же ночь мы узнали — руководство райкома партии без предупреждения покинуло район. Это была трагедия для партийного подполья. Ведь к тому времени добрая половина коммунистов уже ушла на фронт. Тогда мы — Бай, Викторчик, Витоль, Якимовец, Букатый, Александрович, Романенко, Латышев, Крисковец и многие другие — решили сами стать организаторами партизанского движения.


То есть партизаны в Усакинских лесах на Кличевщине появились еще до решения Могилевского обкома партии. А уж после, 14 июля, был создан первый отряд.


Из воспоминаний Якова Ивановича:


— Собрались мы 14 июля 41–го в лесу за рекой Ольсой — на этом месте сегодня возвышается курган Бессмертия, — чтобы создать бюро райкома партии, секретарем которого я и был назначен, и первый партизанский отряд. Собрание еще не закончилось, как по наводке предателей на нас напали каратели. Не знали, что мы вооружены: винтовки, пулеметы, гранаты... Десять немцев тогда погибло, из наших ранен лишь один. Так мы отметили день рождения отряда.


А 17 июля партизаны уже взорвали немецкий склад с бензином на местном аэродроме. Через несколько дней — маслозавод, железнодорожный мост через Ольсу.


Дни и ночи


Из Усакинских лесов, опоясанных болотами, дремучих и непроходимых, они ежедневно отправлялись в разведку, на боевые задания. Били фашистов. А те вымещали злобу на мирных жителях. За связь с партизанами расстреливали стариков, женщин, детей. Их жертвами в 41–м стали жители Кличева и окрестных деревень. В один из таких дней Яков Заяц принес страшную весть боевому товарищу Петру Викторчику: фашисты убили всю его семью — жену Прасковью и семерых детей. В том же 41–м в бою погиб отважный латыш Иван Витоль.


И партизаны мстили. За семью Викторчика, за убитых товарищей и земляков.

 


Яков Заяц напишет в своем дневнике:


— В начале 1942–го мы разгромили все немецко–полицейские гарнизоны на территории района. Остался один, в Кличеве, — около пятисот фашистов и полицаев. В январе мы получили весточку: наши сбросили парашютистов в лесу за Ольсой. Радистов — двоих парней и девушку. Увы, связь с Москвой установить тогда не удалось. Ринулись мы на поиски, да опередили каратели. Окружили то место, хотели взять наших в плен. Те отстреливались, а осознав, что силы неравны, подорвали себя последней гранатой. Месть наша была страшной. В ночь с 19 на 20 марта взяли в кольцо немецкий гарнизон в Кличеве. 12 часов шел бой, и гарнизон был полностью разгромлен.

 

Тогда у Якова Зайца и комиссара отряда Николая Покровского возникла идея — восстановить на освобожденной территории советскую власть. 3 апреля в деревне Усакино был избран подпольный райком партии, секретарем которого стал Заяц.


Весть, что в глубоком тылу врага восстановлена советская власть, быстро понеслась от деревни к деревне. Люди шли к партизанам семьями. Стариков, женщин и детей расквартировывали в городе и деревнях. Тех, кто мог сражаться, отправляли в отряды. Их, крупных партизанских, в 42–м на Кличевщине было уже 7. В больших селах народные мстители создали 40 вооруженных отрядов самообороны. И хотя немцы еще не раз пытались захватить этот край, советская власть тут сохранилась до прихода Красной Армии.


Подвиг ради жизни


В ночь с 11 на 12 июля 42–го на Кличевском аэродроме приземлился самолет из Москвы. На борт поднялись Заяц и начальник разведки 208–го партизанского отряда майор Яхонтов. 15 июля их лично приветствовал командующий Западным фронтом Георгий Жуков. Пожал руку, объявил: Указом Президиума Верховного Совета СССР 125 самых отважных партизан Кличевщины награждены орденами и медалями. И лично приколол на гимнастерку Якова Зайца орден Ленина. Майору Яхонтову вручил орден Красного Знамени.


Дочь Якова Зайца Евгения Яковлевна признается:


— У отца были и другие награды, но он из скромности не любил о них рассказывать. Если и вспоминал о войне, то не о своих подвигах, а о боевых товарищах, о тех, кто выжил, и о тех, кто не вернулся. Свои награды, личные вещи папа после войны передал в областной краеведческий музей.


Немало испытаний выпало на долю Якова Зайца в годы войны. Не раз был тяжело ранен. Его старшего брата Степана, участника Минского подполья, повесили фашисты. Младший — Афанасий — с фронта вернулся калекой, без ноги. Две младшие сестры — Степанида и Мария — были связными Якова Ивановича на Кличевщине. 16–летняя Маша ходила в разведку в тыл врага — на аэродром, на фашистскую продуктовую базу, располагавшуюся в районном Доме культуры. Сведения передавала брату. Однажды ее поймали фашисты. Долго издевались, пытали. Так и не дознавшись, где партизаны, казнили...


Сегодня на Кличевщине более 40 памятников, мемориальных знаков, увековечивающих мужество партизан и подпольщиков. Именем Якова Зайца в райцентре названа одна из улиц. Ему и его боевым товарищам посвящена экспозиция в местном краеведческом музее. В «партизанской столице» — Усакино — мемориальный комплекс. С памятником, землянками. Сюда приезжают земляки героев, туристы — почтить тех, чьи имена навсегда останутся в памяти.


Фото предоставлено дочерью Якова Зайца и Николаем Борисенко.

 

Советская Белоруссия №80 (24463). Вторник, 29 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter