Герои свои и чужие

На фронте были известны случаи, когда Ил-2 возвращался на свой  аэродром после боя с сотнями пробоин...

Книги об асах люфтваффе  времен Второй мировой войны можно найти в  любом книжном магазине республики. Особенно популярны они у молодежи. О своих же отважных летчиках мы почти ничего не знаем, даже живя порой с ними рядом.

Сухощавый полковник преклонного возраста с голубыми петлицами и золотой звездой Героя на кителе присел рядом на скамейку в городском сквере в один из праздничных дней. Летчик Великой Отечественной да еще Герой Советского Союза! Журналистская удача сама шла навстречу. Тут же захотелось использовать возможность поговорить с этим уникальным человеком, живущим, как оказалось, в Бресте. Но разговора в профессиональном для меня смысле с Николаем Ивановичем Должанским не получилось. На вопросы он отвечал шутя и обескураживающе. «Сколько сбил немецких самолетов?» — «Всего лишь один». – «Когда начал воевать?» — «В 1943 году на Курской дуге, а уже в 1944-м получил Золотую Звезду Героя. Там и открыл свой счет подбитым танкам, на которые в основном и охотился до конца войны». Чтобы не выдать свою полную неосведомленность в этом ратном деле, разговор пришлось перевести на другую тему, и мы расстались с 91-летним брестским пенсионером, договорившись о новой встрече. Но состоялась она совсем недавно, примерно год спустя.

Все это время не давала покоя тема противостояния самолетов и танков в годы Второй мировой. Курская дуга вошла в историю как гигантская битва танковых армий. Но как в ней участвовали летчики? Каким образом им удавалось поражать танки при тогдашнем уровне вооружения? Нужно было найти хотя бы общие ответы на эти вопросы, а потом уже попытаться вызвать героя на интересный и откровенный разговор. К их активному и серьезному поиску лишь недавно побудил непроизвольно подслушанный разговор двух парней в троллейбусе. Один из юношей хвастался книгой об асах истребительной авиации фашистской Германии, утверждающей, что за годы войны они сбили гораздо больше самолетов, чем советские выдающиеся мастера воздушных боев. Его дружок оказался в этом плане еще начитаннее. Что там, мол, истребители, возразил он, у немцев гораздо больше прославились летчики штурмовой авиации, самый знаменитый из которых Ганс Рудель подбил за Вторую мировую полтысячи танков противника.

Вот кто поможет мне подобрать ключ к беседе с брестским ветераном — ас люфтваффе! Найти в Интернете имя Ганса Ульриха Руделя не составило большого труда. Здесь он представлен на разных сайтах довольно детально. Можно отыскать и его книгу воспоминаний об участии во Второй мировой войне. В ней автор выступает как очевидец и участник всех важнейших военных кампаний вермахта на Восточном фронте. Захват Польши, блицкриг, битва за Москву и Ленинград, сталинградский крах и Курская дуга, отступление немецких армий и падение Берлина.

Рудель летал на штурмовике Ю-87, который в обиходе называли «штукой» — по буквам аббревиатуры полного названия самолета. Сделал 2300 боевых вылетов, во время которых сбрасывал бомбы на советские крейсеры, воинские эшелоны, мосты, расстреливал технику и танки. Особенно преуспел в  уничтожении последних.

В книге есть упоминание о советском штурмовике-бомбардировщике Ил-2. «Железным Густавом»  уважительно прозвали его летчики люфтваффе. Именно на таком летал Николай Иванович Должанский. Были у него и другие прозвища. «Черной смертью» называла его немецкая пехота, «летающим танком» и «бетонной стеной» — фашистские летчики-истребители. Что же это за летающий танк?

Николай Иванович вспоминает, что «танком» с крыльями самолет стал только примерно к середине войны. А первые партии этих машин выпускались в усеченном варианте – без бортового стрелка, сидящего сзади пилота. Вместо его кабины устанавливали дополнительный бак с топливом для того, чтобы увеличить дальность полета. Но потом поняли свою ошибку. Ведь пилотов тяжелого Ила называли и считали в начале войны смертниками. Зайти ему в хвост и расстрелять с близкого расстояния было довольно просто.

Когда бортового стрелка вернули, самолет действительно превратился в «летающую крепость», подступиться к которому было непросто. Но, даже попав в него из пулемета или пушки, быть до конца уверенным в том, что цель смертельно поражена, было нельзя. На фронте были известны случаи, когда Ил-2 возвращался на свой  аэродром после боя с сотнями пробоин.

Не мог Ю-87 противостоять ему в единоборстве, утверждает Николай Иванович, так как из-за неубирающихся шасси, в отличие от Ила, его скорость была почти в два раза меньше. А вот для «штуки» Илы, которых иногда использовали в качестве самолетов прикрытия, были серьезной угрозой. Советский самолет мог пойти даже в лобовую атаку и сбить Ю-87 из своих пушек и пулемета еще задолго до сближения. Но чаще всего советские летчики подкрадывались к ним снизу, на встречном или параллельном курсе. Тогда немецкий пилот  и его бортовой стрелок часто не видели Ила, да и сами стрелять не могли. Не позволял сектор обстрела. Не у дел на время оставались истребители его прикрытия, и «штуки» порой разлетались от огня Илов в щепки.

Имел свои секреты противостояния немецким истребителям и Должанский. «Главное  почувствовать и просчитать, когда он начнет стрелять, – вспоминает Николай Иванович. В это мгновение самолет как бы замедляет скорость, приостанавливаясь в воздухе. Именно тогда, за секунды до огневой атаки, я делаю крен влево или вправо, и немецкий летчик теряет меня из прицела, попадая под огонь моего бортового стрелка».

Однажды такой маневр привел к тому, что «Мессершмит» проскочил мимо, оказавшись впереди Ила, и Должанский сбил его. Это и был тот единственный сбитый им самолет, о котором он рассказывал. Главная же задача пилота в воздушном бою — выбирать такую позицию по отношению к вражеским самолетам, чтобы стрелять по ним мог бортовой стрелок.

Сбив мессершмит, Должанский заметил, что стремительно начала падать стрелка, показывающая уровень масла в моторе. Сразу сообразил, что сбитый немец все-таки каким-то образом пробил ему радиатор. Когда масло вытекло, мотор заклинило, самолет стал падать. К счастью, Должанскому удалось спланировать на близлежащий лес. Деревья смягчили силу удара, но все равно машина рухнула с такой силой, что обломились оба крыла, а корпус пошел юзом. Вместе с бортстрелком они по инерции вылетели из своих кабин, так как были не пристегнуты ремнями. Это и спасло. Оказалось, что упали на своей территории, и, выйдя на дорогу, они быстро повстречали советских солдат.

Случай уникальный, показавший, что Должанский был отличным пилотом. Начав воевать летом  1943 года на Курской дуге, он уже меньше чем через год получил звание Героя Советского Союза. (Руделю для того, чтобы заслужить высшую награду Гитлера, понадобилось семь лет.) Конкретного повода для его присвоения, как вспоминает Николай Иванович, не было. Просто он всегда на отлично выполнял поставленные задачи. Танков подбил гораздо меньше, чем Рудель, но у него была и другая работа. Выискивал и бомбил колонны с живой силой и техникой врага, вел аэроразведку, помогал нашей пехоте в прифронтовой полосе. Уже в 1943 году в оружейном арсенале Ила были кумулятивные снаряды. Маленькие «бомбочки», как называет их Должанский, которых самолет брал на борт около двухсот штук. Каждая из них могла насквозь прожечь немецкий танк, и, наверное, благодаря таким нашим асам, как Должанский, не фашистская «штука», а советский Ил был признан лучшим штурмовым бомбардировщиком Второй мировой войны.

На снимке: брестчанин Н.И. Должанский с одной из карт своих полетов в годы войны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter