Ориентация исключительно на российских партнеров в прошлом году ударила по белорусскому экспорту

География новых рынков

Уж сколько раз твердили нашим предприятиям-экспортерам: рассчитывать  только на один внешний рынок сбыта нельзя. Всегда следует иметь запасные варианты. Собственно говоря, сейчас страна пожинает плоды такой не самой дальновидной стратегии белорусских производителей. 

Ориентация исключительно на российских партнеров и игнорирование поиска альтернативных вариантов в прошлом году серьезно ударили по статье белорусского экспорта. Теперь наши компании пытаются спешно исправить свои былые ошибки. О том, как им это сделать максимально эффективно, вчера говорили на Президиуме Совета Министров. Правительство рассмотрело итоги выполнения госпрограммы развития экспорта на 2011—2015 годы и перспективы ее выполнения в нынешнем году. 

Следует успокоить: все не так категорично. В 2014-м Беларусь поставила на внешние рынки товаров и услуг на 43,6 миллиарда долларов. Товарный экспорт по сравнению с 2013 годом у нас сократился всего на 2,2 процента — до 35,7 млрд. Вместе с этим сальдо внешнеторгового баланса скатилось «в минус» 400 миллионов долларов. 

Так что диверсификация нашего экспорта ныне задача номер один. Выступая на заседании 6-й внеочередной сессии Палаты представителей, Президент заострил проблему: 

— Если мы решим только один вопрос — диверсификации экспорта в плане выпадающих продаж наших товаров в Россию — и переориентируем продукцию на другие рынки, то мы уйдем от обвалов в экономике и в финансах.

Премьер-министр Андрей Кобяков обрисовал проблему цифрами: 

— Конечно, снижение экспорта товаров на наш стратегический рынок на 1,5 млрд. долларов частично компенсировалось экспортом в страны ЕС, однако поставки на новые перспективные рынки составили только 84 процента от объемов, которые были зафиксированы в 2013 году.

Судя по словам министра иностранных дел Владимира Макея, весь экспортный прирост прошлого года был обеспечен отнюдь не широкими географическими мазками, а ближним кругом внешнеэкономических партнеров. Поддержать наш проседающий экспорт помогли преимущественно соседи — страны Таможенного союза, СНГ и ЕС. 

Андрей Кобяков напомнил еще про одно поручение Президента: в ближайшие два года объем экспорта в Индию, Китай, Иран, страны Персидского залива, Латинской Америки и США должен дорасти до 5 млрд. долларов, то есть по сравнению с нынешними показателями  вдвое. Рассчитывать на такие результаты без ручного управления сложно. 

— Принципиальная задача по диверсификации предполагает более активную работу на рынках дальней дуги через агрессивный маркетинг, участие в тендерах, создание сборочных производств там, где это возможно,  налаживание промкооперации, развитие сервиса с одновременным сопровождением, доступными финансовыми инструментами, послаблением в ценообразовании, выверенными действиями по устранению торговых барьеров, — обозначил задачу Владимир Макей.

В Правительстве планируют сделать упор и на развитие товаропроводящих сетей белорусских предприятий за рубежом. За последний год их число, правда, заметно сократилось и они начали даже конкурировать друг с другом, что говорит о не слишком выверенной ценовой стратегии. Но эти проблемы вполне решаемы.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter