Перед кем снимают шляпу немецкие животноводы и что поможет нам сдвинуть с места воз с 5-тысячными удоями

Геномная селекция с прицелом на экономику

От состояния дел в агропромкомплексе во многом зависит социально-политическая стабильность в стране, заявил Президент 3 апреля 2018 года на республиканском семинаре-совещании по вопросам развития села и повышения эффективности аграрной отрасли. Касаясь развития животноводства, Глава государства потребовал: за счет системной селекционно-племенной работы повысить продуктивность молочного стада, которому принадлежит особая роль. Решающее слово — за учеными. В прениях по докладу Президента с конкретными предложениями выступил координатор ФАО в Беларуси в области управления генетическими ресурсами животных, генеральный директор совместного предприятия «Бел-Симекс» и учредитель ЧП «Белинтерген» доктор биологических наук Иван Кысса. О сути предлагаемых им новаций Иван Кысса рассказал «СБ. Беларусь сегодня».


ВИЗИТКА

Иван Степанович Кысса по национальности гагауз, родом из Одесской области. Окончил сельскохозяйственный факультет Московского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы. После окончания распределился в Беларусь. Прошел путь от завлабораторией на Березовском племенном заводе «Луч» до заместителя генерального директора Белгособъединения по племенному животноводству. Иван Кысса побывал в 50 зарубежных странах, добившихся больших успехов в молочном скотоводстве, стажировался в Германии, Канаде, Израиле, Голландии. Защитив кандидатскую, а затем докторскую диссертации, посвященные использованию в животноводстве новейших биотехнологий, и проведя свои научные разработки, по которым имеет более 20 изобретений, решил воплощать их в жизнь на собственной ферме.
В прошлом году в стране получили около 7 миллионов тонн молока. Это 1,4 процента его мирового производства, а в расчете на одного жителя больше, чем в Нидерландах — мировом молочном лидере. Достижения впечатляющие! Но через год предстоит совершить огромный скачок — надоить 9 миллионов тонн. Не догнав ведущие зарубежные страны в продуктивности молочного стада, этой цели нам не достичь.

В странах Европы от коровы получают 7,7 — 9,3 тысячи килограммов молока в год, США, Канаде и Израиле — более 10. У нас — 5 тысяч килограммов в среднем. Мы прибавляем, образно говоря, по чайной чашке в год. Например, к 4 тоннам от коровы шли 16 лет — с 1990 по 2006 год. Чтобы выйти на 5 тонн, понадобилось чуть меньше — 11 лет. За эти годы в развитие молочного производства вложены огромные деньги, сегодня около 60 процентов дойного стада содержится на современных высокотехнологичных комплексах. Но даже и здесь удои порой разнятся, как небо и земля. Они невысоки там, где стадо укомплектовано из того, что «под рукой было».

Главная причина отставания — в разнице подходов к организации кормления, воспроизводству стада и селекционно–племенной работе. Организация воспроизводства продолжает оставаться на невысоком уровне. Большое число хозяйств имеют недопустимо низкий выход телят, четверть стада не дает приплода. Много проблем накопилось и в селекционно–племенной работе.

В США, европейских странах давно уже ставка сделана на инновационные технологии, биотехнологии, там широко внедряют геномную селекцию. Племенной бык по цене сопоставим с самым престижным авто. Бывают и намного дороже. Словом, шароле как «Шевроле». И эти вложения вполне обоснованны: современные технологии позволяют за короткий срок сформировать элитное ядро племенного стада, максимально раскрыть потенциал породы и добиться высокой продуктивности.


Как ведут племенную работу у нас?

— В основе селекции молочного скота у нас, как и прежде, учет фенотипических показателей подконтрольных животных — данных экстерьера, величины удоев, процентного содержания в молоке жира, белка и так далее, — комментирует Иван Кысса. — Сопоставляя эти характеристики со стандартными показателями сверстниц, оценивают возможный генетический потенциал разводимого поголовья. Причем геномная оценка племенной ценности быка проходит так: первые два года ждем созревания животного, на третий год появляется первое потомство, но его недостаточно для окончательных выводов. В итоге надо ждать 5 — 7 лет, чтобы получить от быка около сотни телок и провести оценку качества этого потомства. А теперь представьте, что ожидания не оправдались...

Ученый убежден: «Отбор животных только по продуктивности, экстерьеру и тому подобному ненадежен. Мы не видим гены, определяющие наследственные признаки, переданные от родителей. Да, наши госплемпредприятия закупают за рубежом геномно оцененных бычков, привозят в страну и получают сперму. Но их покупают ничтожно мало, и никакой гарантии, что США, Канада, Германия или Голландия продаст выдающегося быка. Поэтому, чтобы выйти на уровень ведущих мировых производителей молока, надо внедрять инновационные технологии».

Предложения Кыссы не плод кабинетных размышлений, все они воплощаются в жизнь на созданном им предприятии.

На «Белинтергене» в Узденском районе на базе двух ферм создается селекционно–генетический центр. Здесь уже работает лаборатория по биотехнологии, где занимаются трансплантацией эмбрионов животных с использованием геномной селекции. В криокамерах в жидком азоте при минус 196 градусах хранятся элитные эмбрионы крупного рогатого скота. На предприятии есть также карантинная зона, кормовые площадки и другие объекты, обеспечивающие четкую и высокопрофессиональную работу достаточно небольшого коллектива — всего 16 человек. На ферме более 550 животных, в том числе 200 коров дают молоко только сортом «экстра». От каждой получают до 23 килограммов его в сутки и считают этот показатель для себя низким. Тому есть причина: стадо только начали формировать. В следующем году планируют повысить суточные удои до 28 килограммов, а годовые — с нынешних 9 тысяч килограммов до 10 тысяч.

Содержат разные породы коров, но в первую очередь — голштинов. Почему? Иван Кысса аргументирует: «По данным белорусских ученых, потолок нашей черно–пестрой коровы — 8 тысяч килограммов молока. За лактацию на каждые 100 килограммов живой массы она производит не более 800 килограммов молока при затратах 1,1 кормовой единицы на каждый. А, например, чистокровная голштинская — соответственно 1.500 килограммов и 0,8 — 0,9 кормовой единицы. Разве «Запорожец» может соперничать с «Мерседесом?»

К словам руководителя предприятия напрашивается и другая аналогия: невозможно создать суперкомпьютер на основе устаревшего процессора. Вот и для «суперкоровы» нужны чистые, высокопродуктивные гены. Такие животные, что называется, могут озолотить. Кстати, еще лет 15 назад высокомерные немецкие скотоводы, любители тучных животных, поначалу презрительно называли поджарых длинноногих канадских голштинов не иначе как «вешалки для шляп». Сейчас, снимают перед ними шляпу, используя лучших канадских быков в своих селекционных программах. Ведь племенные качества молочного стада — это его производительность в квадрате, тот показатель, без которого любые дотации селу уйдут, как молоко в песок.

Так вот, именно геномная оценка определяет племенную ценность животного. Для ее проведения специалистам необходим только образец его шерсти или ткани, из клеток которого выделяется ДНК и анализируются отличительные признаки. Это позволяет оценить, например, бычка еще в младенческом возрасте: узнать, хорошими ли мясными и молочными качествами будут обладать его потомки и не будут ли они страдать от генных болезней. Иначе говоря, селекционеры получают возможность более эффективно изменять и улучшать признаки животных и в конечном итоге значительно повышать их продуктивность.

Само собой разумеется, использование геномной оценки не отменяет традиционные методы селекции, а дополняет их. Достоверность оценки по родословной при рождении животного примерно 30 процентов, тогда как по геному — 70. Сочетание этих двух методов позволяет довести точность оценок до 82 — 96 процентов. Что еще важно, значительно сокращаются сроки улучшения молочного стада. Чтобы выявить, насколько ценен племенной бычок, нужно не традиционных пять лет — всего лишь часы. Это позволяет расширить линейку их отбора и, не затрачивая средства на их содержание, произвести селекцию — животных с выдающимися показателями использовать для воспроизводства стада, а остальных не допускать к размножению. Это принципиально важно. Один из родоначальников научной селекции английский скотозаводчик Чарльз Колинг как–то сказал в сердцах: «Легче найти сотню людей, способных занять пост премьер–министра Англии, чем правильно оценить качества одного породистого быка». С тех пор наука много сделала, чтобы опровергнуть его слова.

Специалисты «Белинтергена» несколько лет завозят из Канады, Германии эмбрионы, полученные от высокоценных, выдающихся быков и коров–доноров, и пересаживают телкам–реципиентам. Получили от них потомство, в том числе несколько десятков бычков. Взяли у них генетический материал в виде пучка шерсти, положили в конверт и отправили в Канаду, где провели геномную оценку. Сравнили ее с популяцией быков голштинской породы Канады и США. Уровень этих бычков на момент их рождения оказался очень высоким. В Беларуси им нет равных! Лучших отправили на станцию по производству семени, и они уже производят высокоценный генетический материал. И это только начало работы.

Повышение эффективности и вклада животноводческой отрасли в национальный доход — задача номер один. Экономика и генетика как раз в прямой зависимости: в структуре годовых расходов затраты на генетику коровы не превышают 3 процентов, а эффект от нее — 30 процентов. Внедрив эту технологию, сэкономим сумму, намного весомее средств, идущих сегодня на поддержку всего племенного дела.

Тезисы нашего времени

Иван Кысса подготовил ряд конкретных предложений. Они заключаются в следующем:

1 Во всех ведущих странах мира инновационные технологии селекции и воспроизводства в молочном животноводстве осуществляются через быка–производителя. Устарело изречение «Хороший бык полстада стоит». Сегодня бык стоит целого стада, от него на 95 процентов зависит генетический прогресс стада. С учетом этого необходимо осуществить комплекс мероприятий по организации оценки племенной ценности животных, внедрение которого может занять от 5 до 15 лет. Организатором и исполнителями этой работы должны быть как государственные, так и коммерческие структуры. В нее следует вовлечь все хозяйства–производители молока, особенно хозяйства с высокими показателями производства. Итогом должен стать банк абсолютно достоверных данных по всей популяции молочного скота страны.

2 Для достижения поставленной цели необходимо 30 процентов маточного стада, т.е. 420 тысяч голов, поставить под особый контроль и вести учет по всем основным показателям: молочная продуктивность, содержание в молоке жира, белка, соматических клеток, показателей репродукции, здоровья, долголетия, легкости отелов, наличия генетических аномалий, признаков типа и т.д. Для этого требуется в каждой области создать как минимум 40 — 50 племенных заводов и хозяйств, соответствующих новым разработанным стандартам. Продуктивность коров в этих стадах необходимо довести до 9 — 10 тысяч килограммов.

3 По результатам геномной оценки отобрать 1 тысячу коров и телок (30 процентов), которым предназначается роль доноров, получать от них ежегодно 8 тысяч эмбрионов и столько же производить эмбриопересадок.

4 Создать все условия для привлечения иностранных инвесторов. Должны быть разработаны простые и понятные для инвестора правила ведения племенного дела. Всячески поощрять инвестиции в производство высокоценного племенного материала на территории нашей страны.

5 Необходимо сформировать экспортную компоненту племенного материала (сперма, эмбрионы, племенной молодняк). Беларусь, входящая в десятку мировых лидеров по производству молочных продуктов, должна научиться экспортировать собственный племенной материал, геномно оцененный и признанный во всем мире...

СПРАВОЧНО

В передовых странах 100 процентов быков–производителей получают методом трансплантации эмбрионов. При уровне стельности от эмбриотрансплантации 50 — 60 процентов вполне реально получать ежегодно необходимые 2.000 бычков–производителей мирового класса, что обеспечит полное импортозамещение. Их также нужно геномно оценить, отобрать лучших и передать на племенные предприятия и станции для производства спермы, используя которую на всей популяции белорусского стада, получать высокоценных коров и, соответственно, высокопродуктивные стада.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ.

Василь ШИРКО, писатель.

Фото Владимира ШЛАПАКА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter