В Витебске прошла конференция "Международные Шагаловские чтения"

Гению устроили нешумные чтения

В Витебске вновь поженили Марка Шагала и Беллу Розенфельд
НАУЧНАЯ конференция «Международные Шагаловские чтения» прошла в Витебске в 25–й раз: с 1991 года, не прерываясь ни на год, здесь собираются исследователи творчества и биографии виднейшего представителя художественного авангарда ХХ столетия, его окружения и среды. За четверть века на витебской земле побывали специалисты из России, Украины, Франции, Великобритании, Швейцарии, Израиля, Германии.


Молодоженов сыграли артисты Евгений Лукьянов и Александра Шевченко.
Фото предоставлено музеем Марка Шагала в Витебске


В этом году чтения органично вписались в культурный проект «Свадебная феерия «Влюбленные над городом», посвященный празднованию 100–летия со дня свадьбы Марка Шагала и Беллы Розенфельд. Правда, устроители и популяризаторы творчества художника на Витебщине немного спутали даты: пара сочеталась браком 25 июля по старому стилю — т.е. 6 августа по новому, так что настоящий юбилей еще впереди. Что не помешало горожанам отметить 25 июля народными гуляньями, а заодно еще раз поженить Марка и Беллу, которых сыграли артисты Евгений Лукьянов и Александра Шевченко, по традиционному еврейскому обряду.

Научное же сообщество, несколько дистанцировавшись от шумных празднеств и полетов циркачей над городом, делилось результатами новейших изысканий в Арт–центре Марка Шагала, где собрались как белорусские шагаловеды, так и гости из России, Латвии, США и Японии.

Участники Шагаловских чтений традиционно не гонятся за сенсациями — скорее, ведут планомерную, кропотливую работу по заполнению белых пятен в, казалось бы, досконально изученной биографии художника. Однако неточности и пробелы еще остаются, вот над ними–то и бьются специалисты. В фокусе внимания исследователей оказываются и люди, так или иначе соприкасавшиеся с живописцем, рассказала директор Музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова:

— Фактически конференция монографическая, и довольно сложно держать ее в рамках судьбы одного человека. Поэтому в ряде докладов делается попытка показать среду, в которой Шагал пребывал на протяжении жизни. Например, уроженка Витебска Светлана Сакович, ныне живущая в США, не будучи ни искусствоведом, ни специалистом по Марку Шагалу, прошла по всем шагаловским местам в Нью–Йорке (чего до нее никто не делал). Она отыскала все адреса, гостиницы, где художник проживал в 1940–е годы вместе с женой, установила даты, нашла людей, которые их приютили. Даже повстречалась с внучкой Марка Захаровича Беллой Мейер.


Президент Международной инициативной группы «Шагал–2012» Виталий Городецкий (США) внес коррективы в представления биографов о пребывании художника в Санкт–Петербурге: новые архивные находки позволяют по–иному взглянуть на несостоявшееся поступление Марка Шагала в Училище барона Штиглица. Раньше этот факт объясняли по–разному: и что юному Марку не хватило мастерства, чтобы выдержать вступительные экзамены, и что он не прошел в училище из–за квоты, ограничивающей поступление евреев. Благодаря обнаруженным материалам стало известно: Шагал действительно подавал документы в училище барона Штиглица, но... не явился на экзамен. В свете сделанных находок становятся ясны причины: будущему мэтру живописи нужно было, во–первых, как–то закрепиться в Петербурге, а во–вторых, во что бы то ни стало избежать призыва в армию, а 5–летнее обучение давало необходимую отсрочку. Но к моменту наступления экзаменов Шагал уже отыскал себе покровителей в северной столице, так что этот путь перестал быть для него актуальным. Казалось бы, невеликий биографический нюанс, но заставляет несколько иначе взглянуть на быт и судьбу мастера.

Отдельного внимания заслуживает проект известного российского филолога, переводчика, историка русской философии и литературы Николая Котрелева, старшего научного сотрудника Института мировой литературы Российской академии наук. Ученый при поддержке Культурно–благотворительного фонда «U–Art: Ты и искусство» (Москва) поставил задачей собрать и систематизировать всю переписку Марка Шагала и ввести эпистолярное наследие художника в научный оборот одним большим изданием.

После конференции именитый гость уделил время работе в Витебском областном краеведческом музее, Государственном архиве Витебской области, а также изучению уникальной библиотеки Музея Марка Шагала. И хотя непосредственно письма в фондах музея отсутствуют, имеющееся собрание источников — одно из самых крупных на постсоветском пространстве, посвященных жизни и деятельности Шагала, и представляет интерес для исследователей из России и других стран.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter