Гений перевоплощения
09.08.2008
На днях от одного нашего режиссера довелось услышать слова, которые меня не на шутку задели. Печалясь (не без раздражения) о безнадежно канувшей в Лету эпохе великих актеров, этот уважаемый человек совершенно неожиданно для меня подытожил: вся беда в том, что национальным подмосткам остро не хватает российской театральной школы. Мол, взгляните на первые поколения легендарных купаловцев или коласовцев — все обучались мастерству в Москве, усваивали вековые традиции русского театра из «первоисточника», а теперь кругозор белорусского артиста провинциален, а желание совершенствоваться — минимально, поскольку нет достойных образцов...
Герой с орлиным взглядом
Даже вне сцены он оставался актером... Коллективная память купаловцев хранит немало забавных историй о том, как артистический магнетизм Владомирского действовал на людей, не подготовленных к встрече с ним. Например, историю с «недвижимостью» Владимира Иосифовича здесь пересказывают до сих пор: как важно вышел он однажды на балкон своего дома, нарядившись в торжественный черный костюм, и застыл там в монументальной позе, сурово глядя на рабочих, отправленных городскими службами разбирать его гараж. Пронзительного взгляда Владомирского через «старорежимное» пенсне рабочие не вынесли — плюнули, спустились с крыши гаража и ушли, прихватив свои инструменты, хотя артист не произнес ни слова. Тем не менее и его самого, и гараж тогда же решили оставить в покое... После первомайской демонстрации Владимир Иосифович мог запросто отправиться через весь город к друзьям, как был, — в гриме старого партизана и на лошади... В национальных архивах хранятся десятки стихов актрис Купаловского театра, посвященных Владомирскому, весьма убедительно дающих понять, как его здесь любили и каким легким характером он, должно быть, обладал:
Вы — герой с орлиным взглядом!
Сердце пламенно, вкус тонок, —
И, конечно, с вами рядом
Дон Жуан совсем ребенок!..
К своим успешным коллегам актеры редко относятся с такой нежностью, но старый Влад, как называли его в театре в последние годы, был человеком слишком открытым, слишком непосредственным и слишком талантливым, чтобы нейтрализовать всех потенциальных завистников и недоброжелателей.
Убийца в белых перчатках
«Родился я 6 октября ст. стиля 1893 года в г. Ковно, — писал он в своей автобиографии. — Отец, Иосиф Федорович Малейко, — из крестьян. Мать — домохозяйка, малограмотная... Первоначальное образование получил в народном училище, а затем, по окончании в 1913 году Ковенской мужской гимназии, поступил вольноопределяющимся в 17–й стрелковый полк — город Сувалки...»
Свои гимназические годы Владомирский вспоминал всю жизнь. В гимназии он научился танцевать, в гимназии же впервые вышел на сцену — в те годы у публики большой популярностью пользовались пластические постановки без слов, не остались в стороне от моды на мимов и гимназисты. Владимира Иосифовича, кстати, потом не раз спрашивали, где он научился так виртуозно управлять своим телом... Тогда же у него появилось еще одно увлечение: гулять по улицам и наблюдать за горожанами.
— Знаете, мне было сложно и по–актерски сладко входить, как мы говорим, в образ Коломийцева, — откровенничал он много лет спустя после премьеры в Купаловском пьесы Горького «Последние». — Ну неужели, думалось мне тогда, я не смогу тебя раскусить, убийца в белых перчатках?.. Каждый вечер, когда мы давали «Последних», я видел перед собой важного ковенского полицмейстера — как он «взлетал» на высокие ступеньки экипажа и деликатным жестом приказывал фурману ехать. Видел его в детстве! И прежде чем выйти на сцену, задерживался перед зеркалом и делал такой же жест: вперед, мол!..
Репетируя роль немецкого гауляйтера фон Кубе в спектакле «Это было в Минске» (по которому «Беларусьфильм» позже снимет один из своих самых известных фильмов «Часы остановились в полночь»), Владомирский изучал архивы, встречался с участниками Минского подполья, знавшими Кубе лично, выспрашивал все подробности... Во время премьеры часть публики обмерла от ужаса, настолько пугающе похожим вышел у артиста ставленник Гитлера в Белоруссии... Но Владомирский привык делать все по максимуму.
Товарищ артист
Впрочем, специально «лихой джигитовке» он не обучался...
«Во время Первой империалистической войны в боях в Восточной Пруссии 29 августа 1914 года, будучи контужен, был взят в плен и отправлен в Германию в лагерь военнопленных, где и пробыл до января 1919 года, — пишет дальше Владимир Иосифович. — Возвратившись из плена, прибыл в Бобруйск, где в то время проживали мои родители — беженцы из г. Ковно. Вступил добровольцем в Красную Армию... В 1920 году при организации гарнизонной труппы работал уже артистом гарнизонного театра, который в 1921 году переквалифицировали в Красноармейский показательный театр Политуправления Реввоенсовета Западного фронта»...
Словом, к запаху пороха ему было не привыкать. И когда по инициативе Бюро военных комиссаров для поднятия духа воевавших на фронтах гражданской войны стали создаваться передвижные фронтовые театры, Владомирский пришелся как нельзя кстати — ведь различия между бойцами и артистами там были весьма условными.
«Из старых досок сбили эстраду на скорую руку, зажгли керосиновые лампы, — свидетельствует полковник Глазырин. — Владомирский читал стихи «Павшим в боях с белопольскими оккупантами». Этот торжественный момент прервали звуки сигнальной трубы — труба объявила тревогу и повелительно звала в строй, к бою!.. Артисты на равных участвовали в боях с врагом в рядах бойцов пулеметного эскадрона. Все это делалось от чистого чувства, без какой–либо материальной заинтересованности, наградой был кусок хлеба, котелок супа, солдатская гимнастерка — то есть только то, чем довольствовались в те тяжелые годы бойцы и командиры Красной Армии... Свой концерт артист Владомирский закончил на второй день. Прерванная ночным боем программа была продолжена номерами боевого и веселого характера: Демьян Бедный, Маяковский, эпиграммы из Пушкина... Два часа продолжалось выступление товарища артиста... После этого бригада Владомирского сопровождала полк в боевых операциях и дошла конно с кавалеристами почти до Минска».
Посмотрев все постановки, указанные в афише будущего театра имени Купалы, молодой актер нахально прошел за кулисы и попросил у художественного руководителя Евстигнея Мировича роль в спектакле «Кастусь Калиновский». Как показалось Владомирскому, в солдата он мог бы перевоплотиться куда более правдиво. Мирович решил испытать самоуверенного наглеца — и скоро уже не мог нарадоваться на самородка, способного одинаково талантливо перевоплощаться в рыцарей, злодеев, героев–любовников и обывателей, пьянчужек, карьеристов и даже китайцев... Кстати, тогда же Владомирский собрал у себя в театре первую волейбольную команду в Минске, куда вошли его друзья и коллеги Борис Платонов, Владимир Крылович, Вера Полло... Театр, спорт и армия у него навсегда остались в приоритетах. В годы Великой Отечественной войны Владомирский возглавлял фронтовые бригады, после войны ставил спектакли в военных частях и проводил смотры солдатской художественной самодеятельности, а замысловатая трость, с которой он ходил в старости, говорят, совсем не так уж была ему необходима — Владимир Иосифович носил ее больше для элегантности. И всю свою жизнь, даже получив звание народного артиста СССР, он приходил в театр за полтора часа до репетиций...
«Актерская профессия постепенно уничтожается: все полезли в актеры, — сокрушается на газетных страницах Сергей Юрский, еще один представитель качественно иного — советского поколения актеров. — «Весь мир театр», — это Шекспир сказал фразой одного персонажа. Шекспировский герой пошутил, а другие сочли эту фразу серьезной. Сейчас всякий человек, попавший в кадр, называет себя актером... Исчезает актерская профессия как божественная работа по такому сочувствию другому человеку, чтобы понять его намерения, понять его преступную либо светлую душу. Спасение искусства в том, что актер должен остаться художником. Если же он станет краской, будет продаваться в наборах, театр погибнет»...
Но многим ли из нас теперь есть дело до чужой души?
Материалы для публикации предоставлены Белорусским государственным архивом–музеем литературы и искусства.