Песни Александры Пахмутовой вызывают восхищение и любовь с первой ноты

Гений ноты

Песни Александры Пахмутовой вызывают восхищение и любовь с первой ноты


Песни народной артистки России Александры Пахмутовой близки не только людям, выросшим в Советском Союзе, но и современной молодежи. Доказательство того — участие в ее творческом вечере на “Славянском базаре в Витебске” молодых талантливых певцов


Билеты на ее концерты в Витебске раскупаются практически сразу. Все потому, что даже искушенный витебский зритель знает: на ее концертах звучат всем хорошо знакомые и любимые композиции в исполнении  самых ярких артистов эстрады. Не исключение и этот творческий вечер Александры Николаевны “Нам не жить друг без друга”. Он пройдет в сопровождении Президентского оркестра Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарикина.

Мы услышим Льва Лещенко и Тамару Гвердцители, Глеба Матвейчука и Анастасию Макееву, Ядвигу Поплавскую и Александра Тихановича, Анатолия Ярмоленко и ансамбль “Сябры”. На сцену выйдут представители молодого поколения Петр Елфимов, Тео, Алена Ланская, Юлия Савичева и другие.

На счету Александры Пахмутовой более четырехсот песен.  Ее песни были и есть в репертуаре почти всех известных артистов советской, российской и зарубежной эстрады — Муслима Магомаева и Иосифа Кобзона, Льва Лещенко и Юрия Гуляева, Софии Ротару и Эдиты Пьехи, Эдуарда Хиля и Валерия Ободзинского, Анны Герман и Валентины Толкуновой, “Сябров” и “Песняров”...

И неважно, написана композиция вчера или пятьдесят лет назад — их  любят, слушают и поют люди разных поколений. Видимо, песням Пахмутовой  не суждено состариться. Впрочем, как и самой Александре Николаевне — вечно молодой  и энергичной маленькой женщине с широкой душой.

Жаловаться на недостаток “народных хитов” Композитору с большой буквы точно не приходится. “Нежность”, “Белоруссия”, “Команда молодости нашей”, “Старый клен”, “Как молоды мы были”, “Беловежская пуща”, “Надежда”... Складывается впечатление, будто композитор знает какой-то особый секрет написания. И  Александра Николаевна призналась в одном интервью, которые, к слову, дает крайне редко, что действительно очень хорошо знает нехитрые приемы, с помощью которых можно заставить зал подпевать песне, аплодировать ей, прослушивать еще и еще раз.  Но пользоваться такими “приемчиками”  музыкального обольщения композитор считает нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю: “Это все равно что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным”. У Пахмутовой все по любви и взаимности!

Александра Николаевна автор и многих классических произведений. Ее сюиты, кантаты, вокальные циклы и концертные пьесы  звучат в лучших концертных залах мира. Но участь почти всей немассовой классической музыки в том, что ее знают и почитают немногие.

“Ну что говорить обо мне, если сейчас очень мало звучат такие композиторы, как Шостакович и Прокофьев, например, — посетовала как-то Пахмутова. — А их знает весь мир!” Зато композиции, написанные Александрой Николаевной к кинофильмам, уж точно знакомы всем. “По ту сторону”, “Девчата”, “Три тополя на Плющихе” — вот несколько известных картин, в которых звучит музыка Александры Николаевны.

 “Народными” песни становятся не только благодаря музыке.  Автором большинства текстов Пахмутовой является ее муж, выдающийся поэт-песенник Николай Добронравов. У них не только счастливый семейный союз, но и замечательный творческий тандем. Встретившись в далекие 1950-е, во время записи на одной из радиостанций детской песни “Лодочка моторная”, они так и “плывут” вместе по волнам жизни, радуя слушателей своим творчеством.
 
За десятки лет Николай Николаевич и Александра Николаевна исколесили вдоль и поперек весь Советский Союз, написали сотни знаменитых песен о геологах, космонавтах, комсомольцах, спортсменах... Это им принадлежит известная песня “До свидания, Москва”, принесшая Пахмутовой и Добронравову место в Книге рекордов Гиннесса. Их имена занесены туда как авторов лучшей песни, посвященной Олимпийским играм.

Несмотря на возраст, Александра Николаевна и Николай Николаевич и сегодня продолжают колесить по миру. Творческие встречи, участие в конкурсах,  путешествия занимают почти все их свободное время. Творческим людям никуда без новых впечатлений, открытий, знакомств.  Любопытно, что семейная пара побывала уже на всех континентах, кроме Антарктиды. Но что-то подсказывает, что скоро для них и это “белое пятно на карте” станет познанным. А пока Александру Пахмутову ждет Витебск — город-песня, город любви к песне.


Спасибо, Александра Николаевна


Ирина ДОРОФЕЕВА:

— Мы познакомились с Александрой Николаевной в 1999 году. В тот год  она была председателем конкурса эстрадной песни на “Славянском базаре в Витебске”, на котором я завоевала Гран-при. Знакомство оказалось судьбоносным. После той встречи композитор приехала ко мне в студию и предложила написать песню, ставшую завершением ее трилогии о Беларуси, — “Любовь и радость — Беларусь”. Кроме этой песни, исполняю на своих концертах ее “Старый клен”, “Богатырская сила” и другие. Всегда с большим удовольствием выступаю на концертах и творческих вечерах Пахмутовой и Добронравова. Их творческий и семейный союз является настоящим примером для подражания. Приятно, что на нынешнем творческом вечере Пахмутовой состоится еще одно новое для меня творческое знакомство — я выступлю на одной сцене со Львом Лещенко, исполнив с ним “До свидания, Москва”.

Алена ЛАНСКАЯ:

— Для меня большая честь выступить на концерте Александры Пахмутовой. В моем доме всегда звучали ее песни, особенно ее “Нежность”, любимая композиция нашей семьи. А моим любимым фильмом всегда были “Девчата”. И так случилось, что именно песню из этого кинофильма, написанную Александрой Николаевной, я исполню на ее творческом вечере в Витебске. Песня очень близкая мне по духу. Возможно, потому что я всегда ассоциировала себя с Тосей, девушкой открытой и ранимой одновременно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter