Генетический портрет в интерьере

Появятся ли в США генно-модифицированные люди и какие загадки человеческого организма поможет решить генетика

Появятся ли в США генно-модифицированные люди и какие загадки человеческого организма поможет решить генетика

В начале нового тысячелетия ученым удалось-таки расшифровать геном человека, и с этого момента наука развивается в данном направлении стремительными темпами. По сути, мы почти вплотную приблизились к разгадке тайны собственного существования, а также к фактической возможности “конструирования и программирования” новых людей. Впрочем, исследования, которые можно было бы отнести к разряду сенсационных (например, такие, как клонирование), балансируют на грани законности. Почти во всех странах мира первоначальный ажиотаж, вызванный успехом международного проекта “Геном человека” и особенно открывшимися перспективами, сменился вполне оправданными опасениями. Одно дело экспериментировать на мушках, совсем другое — на людях.

Недавно появилась информация о том, что американские ученые добиваются от властей официального разрешения на проведение процедуры генной модификации ДНК человека. Пока что в законодательстве более десятка стран, в том числе и в самих США, такие вещи находятся под запретом. Хотя специалисты не исключают, что тайные эксперименты ведутся давно. А при наличии средств и современном развитии технологий вполне может стать реальной даже фигура зловещего доктора Моро из фантазий Герберта Уэллса.

Большинство современных ученых “хотят от генов” вполне конкретных вещей. Например, возможности борьбы со всеми известными болезнями. Собственно говоря, международный проект “Геном человека” именно такую цель в качестве основной и преследовал.

На службе здоровья и спорта

Изучением генов с точки зрения их влияния на здоровье человека, а также некоторыми вопросами спортивной генетики занимаются в Республиканском центре геномных биотехнологий Института генетики и цитологии Национальной академии наук.

— Если говорить о медицинской генетике, то нужно понимать, что есть заболевания, проявление которых у человека на сто процентов зависит от наследственности, — говорит доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией генетики человека Ирма Моссэ. —  Это, к примеру, такие недуги, как болезни Альцгеймера и Паркинсона. Остальные заболевания (даже простуды и склонность к травматизму) тоже имеют генетическую предрасположенность, но зависят и от образа жизни. Поэтому если заранее определить склонность, например, к диабету, остеопорозу или инфаркту, можно добиться того, чтобы болезнь не развилась вообще, используя меры профилактики. 

Выше головы не прыгнешь?

Спортивная генетика — относительно молодая наука по сравнению с медицинской. Даже в самых продвинутых странах она начала развиваться только с 1998—2003 годов. Белорусские ученые занялись этими вопросами еще позже.

— Мы начали с того, что провели тестирование олимпийской сборной команды биатлонистов перед их поездкой на зимнюю Олимпиаду в Ванкувер. Это была наша первая работа, — рассказывает Ирма Моссэ. — С тех пор мы протестировали уже достаточно много членов национальных и олимпийских сборных — более 350 элитных белорусских спортсменов. Дело в том, что у каждого успеха или мастерства, будь ты артистом, юристом, музыкантом или спортсменом, есть две составляющие. Это врожденные генетические способности и условия для их реализации. Та же связь, как и у генетических заболеваний, только наоборот. В медицинской генетике мы выявляем гены, предрасполагающие к болезни, чтобы не дать ей развиться. В случае с генами, отвечающими за определенные врожденные способности, цель другая. Чтобы тот, кому самой природой назначено стать, например, выдающимся бегуном, стал им на самом деле.

Распознать талант с детства

Конечно, к генетикам попадают единицы. Допустим, у обыкновенного деревенского паренька есть выдающиеся врожденные способности самого быстрого в мире пловца. Но в деревне нет бассейна. И нет генетика, который выявил бы, на что ребенок способен. Получается, огромное количество людей, обладающих переданными им от предков уникальными способностями, о них даже не догадываются. Однако генетики уверены: поговорка о том, что настоящий талант найдет себе дорогу, в большинстве случаев отражает реальную ситуацию.

— По результатам генетического тестирования у всех белорусских спортсменов высшей категории — мастеров спорта, заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса — мы выявили совершенно четко наличие редких генов спортивной успешности, — рассказывает Ирма Моссэ. — Это говорит о том, что заниматься любительским спортом могут все, однако, чтобы стать чемпионом, нужны гены. По ним можно определить не только то, что ты можешь быть выдающимся спортсменом, но и, например, то, спринтер ты или стайер.

Кроме того, необходимо иметь определенные черты характера. Например, такие, как упорство в достижении цели, повышенная стрессоустойчивость, склонность к активному образу жизни. Дело в том, что трудолюбие, честолюбие и сила воли также передаются генетически. Кто-то хочет трудиться и добиваться своего, а кого-то (если он флегматик или меланхолик) не прельщают ни деньги, ни медали. Но достоверно известно то, что если у человека нет спортивных генов, то сколько денег в него ни вкладывай, он не сможет “прыгнуть выше головы”. 

А все могло бы быть иначе

Однако бывает и так, что одновременно с редкими генами спортивной успешности человеку передаются и гены предрасположенности к болезни. Например, к развитию сердечной недостаточности. Поэтому при тестировании спортсменов специалисты центра изучают дополнительно и возможные гены профпатологий. В качестве примера подобных ситуаций Ирма Борисовна вспоминает случай с белорусским лыжником Леонидом Корниенко — серебряным призером чемпионата мира по лыжным видам спорта 2007 года в японском Саппоро.

— Конечно, это сугубо конфиденциальная информация, но поскольку сам Леонид неоднократно упоминал об этом в прессе, то я могу сказать: у спортсмена случилась тромбоэмболия легочных артерий, — поясняет Ирма Моссэ. — Причем случилась как раз в то время, когда мы готовили для него генетический паспорт, в котором обращали внимание на такую опасность. Думаю, что если бы фактор риска был учтен вовремя, человек мог бы до сих пор находиться в строю и зарабатывать медали. Ведь генетическую предрасположенность к тромбообразованию можно держать под контролем, соблюдая меры профилактики. После этого мы стали проверять всех элитных спортсменов. И выявили еще 18 человек с опасными мутациями генов. На основании наших исследований командные врачи и тренеры получили возможность не просто отслеживать ситуацию, но и корректировать медико-биологическое обеспечение в соответствии с индивидуальными особенностями.

Республиканский центр геномных биотехнологий сотрудничает с Министерством спорта и туризма, однако не в той мере, как хотелось бы ученым. Ведь, например, специальное тестирование ребят на этапе приема в специальные спортивные учреждения могло бы заранее выявить перспективы каждого в профессиональном спорте.      

 Чудо рождения

Наиболее востребованной из услуг центра является выявление причин невынашивания беременности.

— Сейчас в Беларуси, как и во всех развитых странах, от 10 до 25 процентов беременностей заканчиваются неудачно, — отмечает специалист. — Причин много. Есть чисто медицинские, которые выявляют врачи. К нам же приходят те, у кого медики не находят серьезных отклонений. Например, были случаи, когда женщины потеряли одну за другой пять-шесть беременностей подряд. Как правило, мы выявляем генетическую предрасположенность к наследственной тромбофилии. При этом в обычном состоянии не проявляются никакие симптомы. Но во время беременности в плаценте возникают микротромбы. К ребенку перестают поступать кислород и питательные вещества. После нашего исследования врачи (а зачастую направляют к нам женщин сами доктора) могут скорректировать лечение. В частности, назначаются противосвертывающие препараты и женщины успешно рожают.

Конечно, бывают случаи, причину которых не могут выявить даже генетики. Но чаще всего ученые находят ответы на все вопросы.

Этюд в реальных тонах

Есть в этом центре и не совсем обычная практика. Здесь могут изобразить генетический портрет любого человека и даже целой семьи. Каждая такая “картина” уникальна. Ведь точно так же, как и отпечатки наших пальцев, рисунок ДНК неповторим и, что особенно важно, не меняется с возрастом.

— Молекулы ДНК мы получаем из слюны человека, затем помещаем в специальный гель в электрическое поле, в котором они как бы “разбегаются”, — рассказывает профессор Моссэ. — После этого изображение фотографируют и оформляют по желанию клиента. Можно сделать групповой генный портрет — генотипы папы, мамы и ребенка.

Впрочем, генетический портрет только в малой степени украшение интерьера. Ведь, по сути, создание такого фотоснимка — это анализ ДНК. Кстати, подобные портреты, как говорят ученые, вполне могут стать альтернативой данных в биометрических паспортах. Возможно, в недалеком будущем генетические паспорта заменят удостоверения личности, ведь уникальный код ДНК подделать невозможно.

 Сильнее “Фауста” Гете

По словам Ирмы Моссэ, частые клиенты центра — мужчины в возрасте около сорока лет, которые начинают всерьез задумываться о своем здоровье. Причем во многих случаях именно генетикам удается убедить человека избавиться от вредных привычек.

— Несомненно, все мы знаем, что курить вредно, а неумеренно употреблять алкоголь — вреднее в разы, — говорит Ирма Борисовна. — Но, как правило, люди не склонны серьезно относиться к этим постулатам. До тех пор, пока компетентный специалист, тот же генетик, не скажет: “У вас, дорогой мой, наследственная предрасположенность к инфаркту!” Конечно, можно возразить: Уинстон Черчилль курил и пил, тем не менее благополучно дожил до девяноста лет. Однако это всего лишь означает, что у него не было генов риска тромбозов.

Профессор Моссэ констатирует: узнав неблагоприятный прогноз, многие мужчины тут же бросают курить, нормализуют свой вес и начинают бегать по утрам. Выходит, что генетика, перефразируя слова товарища Сталина, — штука посильнее “Фауста” Гете.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter