Генетический код

Парламентарии готовят к рассмотрению на текущей сессии проект закона, устанавливающий ответственность за нарушения законодательства о безопасности генно–инженерной деятельности...
Американские ученые Эндрю Файр и Крэйг Мелло стали лауреатами Нобелевской премии по физиологии и медицине за открытие механизма РНК–интерференции, или, иначе говоря, «генной цензуры». Вместе с тем наши депутаты не меньше заокеанских специалистов озабочены этой проблемой. Только ракурс у нее несколько иной — правовой. Парламентарии готовят к рассмотрению на текущей сессии проект закона, устанавливающий ответственность за нарушения законодательства о безопасности генно–инженерной деятельности. И надеются на то, что принимаемые ими меры послужат надежным заслоном на пути опасных генетически модифицированных продуктов, которые попадают на наш рынок из–за рубежа.

Конечно, сегодня количество трансгенных продуктов на белорусском рынке пока не так велико, чтобы это дало повод бить тревогу и рассуждать об угрозе настоящей биоинтервенции. По некоторым данным, их доля едва превышает одну сотую процента. Но так ли это на самом деле — судить сложно. Ведь, по мнению экспертов, многие товары завозятся к нам из–за границы без соответствующей маркировки. При этом содержание генетически модифицированных источников (ГМИ) в продуктах питания, которые попадают к нам, практически никто не контролирует. Эта серьезная проблема достаточно подробно уже обсуждалась на страницах «СБ». Поэтому сейчас лишь коротко констатируем факт: импортируемые к нам продукты питания, которые потенциально могут содержать ГМ–сою или ГМ–кукурузу, свободно лежат на наших прилавках. Несколько проверок, которые были проведены Минским обществом потребителей по просьбе парламентариев, это лишний раз только подтвердили. Причем, как правило, это продукты, которые пользуются повышенным потребительским спросом и активно рекламируются на рынке, — всевозможные поп–корны, вафли, чай, растворимый кофе и так далее.

Нельзя сказать, что у нас напрочь отсутствует система контроля за продуктами, содержащими ГМИ. Она существует, но пока назвать ее эффективной можно с большой натяжкой.

Недавно депутатами был принят и закон о безопасности генно–инженерной деятельности. Но вместе с тем наше административное и уголовное законодательство никакой меры ответственности за нарушения в этой области не предусматривает. Иными словами, механизм привлечения к ответственности, скажем, за ввоз запрещенных генетически модифицированных продуктов в Беларусь просто отсутствует. Вопрос о том, как этот правовой пробел сказывается на потребительском рынке, наверняка можно отнести к разряду риторических. Но месяц назад Правительство внесло на рассмотрение в Парламент поправки в административное и уголовное законодательство, которые призваны устранить этот недостаток. «Генная инженерия — это совершенно новая для нас область науки. Предусмотреть, какие нарушения возможны в этой области, достаточно сложно, — говорит Владимир Зданович, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу, которая готовит этот документ к рассмотрению на сессии. — Тем не менее работа по совершенствованию законодательства в этой сфере ведется. Поправки, которые поступили к нам на рассмотрение, определяют, что в отношении тех лиц, которые допустили нарушения в области безопасности генно–инженерной деятельности, будут применяться штрафные санкции. О каких правонарушениях идет речь? В Беларуси опыты в этом направлении ведутся в основном с растениями. Поэтому некоторые из норм, которые содержатся в проекте, касаются несанкционированного засева культур, которые были получены в результате генно–инженерных исследований. Безусловно, ученые просчитывают всевозможные риски, проводя такие исследования, но ведь всего предусмотреть невозможно. Эти опыты проводятся в лабораторных условиях на специальных полигонах, и если кто–то позволит себе использовать полученную таким путем культуру в каких–то промышленных целях, не получив на то разрешения, на него будет наложен штраф».

Санкции, по словам депутата, будут зависеть от нанесенного ущерба. Шкала, как говорят в таких случаях, предусматривается достаточно широкая и будет варьироваться от 2 до 50 минималок — для граждан и до 100 — для должностных лиц. Предусмотрена и уголовная ответственность и даже арест на срок до 6 месяцев. «Но более актуальной для нашей страны является проблема, связанная с транзитом и ввозом на нашу территорию генно–инженерных продуктов и продуктов, полученных с применением ГМ–материалов, — рассказывает Владимир Зданович. — Во–первых, согласно уже принятому закону о безопасности генно–инженерной деятельности, если кто–то без разрешения ввозит на территорию нашей страны такие продукты, он обязан за счет своих средств вывезти их обратно. Ну и вдобавок к этому в соответствии с проектом, который сейчас мы рассматриваем, к нему будут применены еще и штрафные санкции».

Что ж, нам остается надеяться, что разработанные меры будут эффективными. А термин «генная цензура» можно будет применять уже без кавычек.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter