Х, У, Z: как смена поколений влияет на экономику

Генерация инноваций

Теорию поколений, которая делит общество на бейби-бумеров, “иксов”, “игреков” и “зетов”, сегодня активно используют маркетологи и специалисты по кадрам. Несколько лет назад внимание исследователей было приковано к миллениалам, которые выходили на рынок труда. Сейчас та же участь подобралась к рожденным после 2000 года “зетам”.  Прогнозы звучат не радужные: что “игреки”, что “зеты” ориентированы иметь все и сразу, но работать при этом не хотят, а значит, мир стоит на пороге очередного кризиса. Но стоит ли доверять таким прогнозам? И можно ли предсказать будущее, исходя из ценностей молодого поколения? Об этом — беседа с доктором экономических наук, профессором, проректором по научной работе Белорусского государственного экономического университета Алексеем Быковым.

Фото Рейтер

— Конфликт отцов и детей — явление не новое. Но сегодня он рассматривается едва ли не как движущая сила прогресса. Откуда взялась идея поделить общество на поколения?

— Теория поколений — это некая социологическая концепция, ее строгого доказательства никто никогда не видел. С точки зрения науки, это лишь гипотеза. Ее разработали американские социологи Уильям Штраусс и Нил Хоув. Они исследовали смену поколений в США, начиная еще с английской истории: в литературе есть данные с 1450-х годов. По их мнению, поколение — это совокупность всех людей, рожденных в промежуток времени, составляющий примерно 20 лет, а полный цикл смены поколений длится 80—100 лет и включает четыре поколения. Если брать нынешнюю градацию, бейби-бумеры родились в 1940—1960-е годы, Х — в 1960—1980-е, Y — с 1980-го по 2000-й, Z — после 2000-го. Предполагается, что представители одного поколения сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями, разделяют определенные общие убеждения и модели поведения.

— Но ведь, даже несмотря на глобализацию, в каждой стране — свои исторические события.

— Естественно, что в каждой стране люди переживали эти времена по-разному, и для каждой свойственен свой поколенческий цикл. В постсоветских странах, к примеру, поколение родившихся в 1965—1983 годах пережило кризис, связанный с распадом СССР, и становление рыночной экономики, и есть гипотеза, что они в большей степени, нежели предыдущее и последующее поколения, надеются на собственные силы.

Тем не менее были исследования компании Deloitte, что в странах Центральной и Восточной Европы тоже существует поколенческий цикл, принципы которого схожи с теми, что и в других странах. Определенная логика здесь есть. Считается, что те люди, у которых активный период жизни, молодость, совпадает с кризисными временами, иначе относятся к риску, владению собственностью и так далее. Те, у кого этот период пришелся на хорошие времена, когда, предположим, наблюдался экономический рост и не было потрясений, привыкли ко всему хорошему, для них все несколько иначе.

— Бейби-бумеров исследователи описывают как трудоголиков, которые ценят опыт и профессионализм. “Иксы” — индивидуалисты и одиночки, склонные рассчитывать только на себя. Миллениалы хотят заниматься лишь тем, что им нравится, и не терпят строгого контроля. Сейчас на рынок труда выходят “зеты”. Они пока мало изучены, но считается, что еще меньше ценят авторитеты и более ориентированы на свободу.

— По общепринятому мнению, поколение “зет” — цифровое, они не могут представить свою жизнь без гаджетов, и это их ключевая особенность. Более глубокие социологические исследования показывают, что именно на поколение “зет” направлен весь современный маркетинг. В соцсетях, да и в целом в интернете, все делается для того, чтобы побудить молодых людей к определенным действиям. Это вызывает обратный эффект — на них вся эта реклама работает хуже. Они экономят свои силы, не растрачивают себя на то, чтобы верить каждому призыву.

По факту гаджеты, брендовые вещи покупают люди всех возрастов. Неверно вешать ярлыки, рассуждать, что, допустим, “зеты” — передовые, а “иксы” — отсталые. В конце концов, среди поколения Х — основатели Google, Tesla, Amazon. Так что как среди одних, так и среди других встречаются нетипичные представители.

— И все же в целом мы уже наблюдаем определенные изменения, к примеру, трудовых отношений: популярен фриланс, удаленные рабочие места. Это соответствует ценностям, приписываемым молодым поколениям.

— Это можно объяснить объективными факторами. Во-первых, появились технические возможности — как с точки зрения организации работы, так и благодаря развитию платежных систем: можно быстро получать оплату за работу из любой точки мира. Кроме того, растет потребность в работах, которые можно выполнять удаленно — это касается программирования, написания текстов и так далее.

Почему у нас набирает популярность самозанятость? Точно так же можно спросить — почему раньше все работали на крупных заводах? Меняются бизнес-модели, растет число небольших компаний и микроогранизаций. Но вряд ли это можно связать с теорией поколений.

— Набирает обороты экономика совместного потребления, по принципам которой работают Uber, Airbnb и другие сервисы “аренды”. Миллениалы пользуются этим достаточно активно. И есть мнение, что с приходом поколения Z мода на коллективное потребление будет расти.

— Любое новшество очень медленно реализуется на практике, и разница во взглядах поколений здесь может играть свою роль. К примеру, я отношусь к поколению Х, и у меня есть эффект собственника. Если я владею вещью, то могу ее кому-то одолжить, подарить или продать, но все же это моя вещь, и я ею распоряжаюсь. Для молодежи варианты купить или арендовать работают наравне, по крайней мере применительно к определенным видам имущества. И если коллективное пользование в той или иной ситуации выгоднее, они делают рациональный выбор в его пользу.

В целом не исключена взаимосвязь смены поколений с инновационным развитием. Молодые люди быстрее воспринимают новые технологии, но полномочиями по принятию решений чаще обладают старшие поколения. Не исключено, что здесь могли бы помочь программы, способствующие карьерному продвижению одаренной молодежи — и у нас в стране этому уделяется достаточно внимания.

— Согласно одному из американских исследований, сейчас миллениалы зарабатывают меньше, чем “иксы” в их возрасте. Считается, что и поколение “цифры”, выросшее в благополучии, вопрос благосостояния будет заботить не так сильно, как старшее поколение, чья юность пришлась на период турбулентностей и кризисов. Не приведет ли это к спаду в экономике?

— Мы проводили исследование на тему того, как между собой связаны смена технологий, смена поколений и экономические подъемы и спады. Определенная взаимосвязь между поколенческими и экономическими циклами есть. Но какая именно, а также что здесь первично, а что вторично — еще предстоит выяснить. Это очень сложный вопрос, и в целом, если говорить о построении экономических прогнозов, здесь существует большое количество взглядов и подходов.

К примеру, у нас сейчас много пишут про технологические уклады. Суть концепции состоит во взаимосвязи интенсивности внедрения новых технологий с экономическим циклом: на одних стадиях цикла технологии внедряются более интенсивно, на других — менее. Примечательно, но в англоязычной научной литературе термин “технологические уклады” встречается реже. Сейчас зарубежные ученые больше внимания обращают на связь технологий и людей. Формируется новое направление исследований — Science & Technology Studies, что можно перевести как “изучение закономерностей развития науки и технологий”. Этим занимаются, в частности, социологи: они изучают, как воспринимаются технологии в обществе и как они отражаются на деятельности людей. Это важный вопрос.

— На что в таком случае опираться, чтобы строить прогнозы?

— Применительно к вопросам смены поколений важные выводы позволяет сделать демография. Если сравнивать разные страны в разрезе демографической структуры населения, у нас ситуация похожа на другие европейские государства: бум рождаемости прошел, сейчас преобладает старшее поколение. Для сравнения, в возрастной структуре населения Индии преобладает молодежь. Ясное дело, что в будущем мы будем иметь разные проблемы, выгоды и перспективы в экономике.

Например, для нас приоритетны технологии, которые позволяют увеличивать во всех сферах производительность труда, заменять ручной труд автоматизированным, и не только на производстве, но и в домашних делах. При этом не менее важно создавать условия для роста рождаемости и выхода на устойчивый естественный прирост населения.

В ТЕМУ

На днях был опубликован доклад “Мифы о поколении Z”, подготовленный российским Центром исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ. Ученые пришли к выводу, что некоторые из представлений об общих ценностях и чертах этого поколения опровергаются, некоторые в принципе невозможно проверить. Тем временем распространение стереотипов может только навредить молодым людям — в частности, сказаться на отношении к ним работодателей и коллег. Вот некоторые разоблаченные мифы:

1 “Зеты” испытывают проблему с вниманием. Это, к слову, приписывали и миллениалам. Данный миф основан на неподтвержденных данных: оригинальное исследование, откуда были взяты цифры и растиражированы в СМИ, так и не удалось найти.

2 Поколение Z — поколение прагматиков. Ценят материальные блага и простые удовольствия. Что касается второго, это характерно для определенных социальных групп, а не поколения в целом. Статистика же говорит о снижении со стороны подростков интереса к алкоголю и раннему сексу.

3 Подростки не могут жить без гаджетов и оставаться наедине с собой. Когда у студентов колледжа забрали девайсы и письменные принадлежности и попросили их провести от 6 до 15 минут в тишине, они испытывали негативные эмоции. Но те же результаты в эксперименте показали и люди старшего возраста.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter