Генератор идей

Его работа — это играть словами, сочинять тексты, сценарии, ролики На этот раз в нашей рубрике мы расскажем об одной из самых модных и востребованных современных профессий — о копирайтере. Слово это иностранное и пришло к нам лет восемь назад, когда в стране очень активно развивался рекламный бизнес. До недавнего времени (а реклама в жизнь белорусов ворвалась в начале 90-х годов прошлого столетия) этих людей у нас называли генераторами идей. С одним из таких генераторов с 12-летним стажем, ныне арт-директором одного из крупнейших рекламных агентств Беларуси, руководителем целой группы копирайтеров мы и встретились. Его зовут Евгений, он призер международных рекламных фестивалей в Лондоне, Портороже (Словения), Риге, Москве, Киеве, Тбилиси. В свое время этот человек стал победителем конкурса молодых креаторов Каннского фестиваля рекламы (1998 год). Специально для читателей “Народной газеты” он рассказал, что такое копирайтинг и кого берут на работу копирайтера.

Кто же это — копирайтер?
Несмотря на то что эти люди порой создают всемирно известные брэнды (короткие названия для компаний, их продуктов) и помогают прославляться и зарабатывать кому-то миллионы долларов, они часто находятся в тени и вряд ли смогут сами по-настоящему прославиться. Но те, кто знает, как устроен мир современной рекламы и маркетинга, понимают, насколько важны копирайтеры и как без них было бы сложно.
Как правило, копирайтер работает в творческом отделе рекламного агентства. Но сегодня в нашей стране появились и фрилансеры — самостоятельные копирайтеры-одиночки, которые работают сами по себе, не устраиваясь на работу в офисы. И копирайтеры и фрилансеры  придумывают рекламу. В любом ее проявлении. Будь это слоган, состоящий из одного слова, небольшое рекламное обращение в листовке, титры в рекламных видеороликах, даже сами сценарии этих самых роликов. Это копирайтер, играя словами, под заказ и за деньги выдает интересные идеи, словосочетания, тексты, сценарии. А это обеспечивает успешную продажу самых разных товаров, услуг и даже образа жизни. Слоганы копирайтеров порой гремят на весь мир. Вспомним: “Ваша киска купила бы Вискас”, “Баунти — райское наслаждение”, “Марс — все будет в шоколаде”, “Кнорр — вкусен и скор”, “Ментос — свежее решение”...
Где этому научат
В Беларуси школы копирайтинга нет. Сегодня, по словам Евгения, такие школы созданы далеко не в каждой стране бывшего Союза. Но, как считается, собственно образование не играет большой роли.
— А главную роль играет способность человека нестандартно, свежо мыслить, — уверен наш собеседник. — Можно поучиться на каком-нибудь гуманитарном отделении любого вуза, походить на лекции по рекламе, наконец, самому начитаться разного рода книжек на эту тему.
Кого не берут на работу
Сегодня копирайтер — очень востребованная на рынке профессия. В том числе и в нашей стране. И самое интересное то, что прийти на работу можно абсолютно без всякого опыта. Рекламные агентства растут как грибы, и они заинтересованы в молодых и талантливых кадрах,  несмотря на то что у молодых есть один большой минус — неопытность. Зато сколько плюсов: богатая фантазия, юношеский максимализм, драйв, оптимистичность и огромное желание творить. Прибавим к этому профессионального наставника и немного практики, и довольно скоро получится перспективный молодой сотрудник.
Итак, судя по рассказу нашего собеседника, копирайтеры — это обычно молодые, но, главное, очень творческие люди. Приходить они могут из разных вузов, но, как правило, с гуманитарных специальностей. Самое главное здесь — способность к творчеству. Копирайтер должен обладать талантом литератора, способным оригинально подходить к тексту и отменно владеть языком. Важно и знакомство с современным миром, новыми тенденциями. Но и это не все.
— Склонность к творчеству — очень редкое качество. А в копирайтинге важно еще и уметь подчинять это творчество жестким срокам и конкретным задачам клиента, — замечает Евгений. — То есть хороший копирайтер должен уметь творить под заказ и под сроки. Мы, например, не берем на работу тех, у кого это не получается.
Трудиться “нон-стоп”
На первый взгляд, профессия эта может показаться очень простой и веселой. Копирайтер — человек творческий, поэтому он не ограничен рамками рабочего места: может писать как за столом, так и на диване. Как креативному сотруднику, ему разрешают стоять, лежать, прыгать в рабочее время. Ходить на работу не в строгих деловых костюмах, а в любимой одежде. Казалось бы, идеальные условия для работы...
Но Евгений уверяет: это очень тяжелый труд. Копирайтер в отличие от представителей других профессий работает практически все 24 часа в сутки. Дело в том, что идея может прийти и по пути домой, и за завтраком, и в ванной, и даже во сне. Но к определенному сроку копирайтер должен “выдать результат”.
Дорого?
Конечно, работают копирайтеры не бесплатно. В мире, например, эта профессия стоит в ряду одних из самых высокооплачиваемых. Но, по словам Евгения, в Беларуси вознаграждение у копирайтеров очень среднее, начинается где-то от
250—300 долларов в месяц. Тогда как в Москве, например, их зарплаты в среднем около двух тысяч долларов и выше...

  Будь в курсе

Название профессии “копирайтер” не имеет никакого отношения к авторскому праву — “copyright”. Copy — это “текст для статьи, ролика, объявления”, write — писать, поэтому copywriter — это “пишущий рекламные тексты”.
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter