Генеральская чистка

В Турции поменялось политическое устройство страны

Многолетнее противостояние между военными и гражданскими властями самой влиятельной страны Ближнего Востока закончилось победой последних. Армия, которая на протяжении десятилетий играла роль гаранта светского развития Турецкой Республики, потерпела сокрушительное поражение в конфликте с правительством умеренного исламиста Реджепа Эрдогана.

В конце июля впервые в истории государства в отставку подало практически все военное руководство страны, чья армия является второй по численности и по уровню боеспособности в НАТО (510 тысяч человек). Со своих постов ушли начальник генштаба генерал Ишик Кошанер, командующий сухопутными войсками генерал Эрдал Чейланоглу, командующий ВВС генерал Хасан Аксай и главком ВМС адмирал Эшреф Угур Йигит.

По словам генералов, этот шаг был сделан в знак протеста против политики главы кабинета министров, который в последние годы развернул широкую кампанию по дискредитации армии. В настоящее время под стражей находятся 250 военных, из них 173 действующих, среди которых – генералы, адмиралы, офицеры и унтер-офицеры. Власти подозревают их в подготовке государственного переворота, который якобы планировали осуществить как действующие, так и отставные военные, выступающие против курса политики Эрдогана.

Первые аресты по этому делу начались еще три года назад, однако никаких конкретных обвинений никому предъявлено так и не было. Тем не менее из общественной жизни был убран ряд высокопоставленных военнослужащих, с которыми в турецком обществе всегда было принято считаться.

Это обстоятельство дает повод армии и ряду оппозиционных партий утверждать, что дело носит явно заказной характер. Рас-правившись с верхушкой вооруженных сил, Эрдогану без труда удастся повести Турцию по пути исламизации. Тем самым будет нарушен принцип светского развития государства, заложенный 90 лет назад основателем современной Турецкой Республики Мустафой Кемалем. С тех пор военные являлись гарантом светского характера государства и уже четыре раза вмешивались в политическую ситуацию в стране, когда она, по их мнению, выходила из-под контроля.

Эрдоган, в свою очередь, уверяет, что речь идет вовсе не о политике, а о борьбе с экстремизмом. Хотя справедливости ради стоит заметить, что если бы местные военные и хотели бы арестовать премьера и совершить переворот, то сделали бы это открыто и легально. Тем более что по действующей конституции они на это имеют право. Эту практику ныне и пытается сломать премьер. Он действует под предлогом демократических перемен, которые якобы необходимы стране для вступления в Евросоюз, куда Анкара безнадежно стучится уже почти полвека. В то же время в последние годы Эрдоган активно отстаивает идею «нового османизма», согласно которой страна в ближайшие годы должна войти в число десяти самых развитых стран мира и превратиться в лидера всего исламского Востока. Без победы над светскими военными этого сделать невозможно.

Чаша терпения военных, последние 5–7 лет с сожалением наблюдавших сползание страны к исламу, переполнилась после того, как власти арестовали по подозрению в подготовке переворота командующего 4-й («Эгейской») полевой армией генерала Хусейна Нусрета Ташделера. Глава турецкого генштаба Ышык Кошанер, назначенный на эту должность всего год назад, пытался отговорить политическое руководство от скандального шага. Однако к его мнению никто не прислушался. И это при том, что, по сложившейся традиции, начальник генштаба вооруженных сил в системе местных политических координат является политиком номер три, а в ряде случаев – и номер один.

В итоге генерал и его подчиненные предприняли отчаянный шаг, чтобы переломить ситуацию. Поскольку вывод армии на улицу означал бы начало гражданской войны (на последних выборах в Турции в июне за премьерскую Партию справедливости и развития проголосовала почти половина населения), генералы решили поступить иначе. На ежегодном заседании Высшего военного совета страны они в знак протеста подали в отставку. Кошанер и его коллеги надеялись, что правительство пойдет им на уступки и прекратит преследование военных, признав их уникальную роль в жизни Турции. Однако этого не произошло.

Премьер спокойно принял их отставку и через несколько дней провел новые назначения. Причем сделал он это не формально, как это происходило ранее, а лично отобрав кандидатов на ответственные должности. Тем самым он дал понять, что отныне роль армии в турецком обществе заметно снижается. Начальником генерального штаба стал считающийся человеком Эрдогана бывший командующий жандармерией страны Недждет Эзель, который за несколько дней без главы генштаба успел также побывать в должности командующего сухопутными войсками. Это было необходимо, поскольку по армейской традиции, которую премьер нарушать все же побоялся, возглавить генеральный штаб может только главком сухопутных войск. При этом занимать пост начгенштаба он может только два срока по два года. После проведенных перестановок командование сухопутными войсками перешло к генералу Хайри Кыврыкоглу, ВМС – адмиралу Эмину Мурату Бильгелю, а ВВС – генералу Мехмету Эртену. Жандармерию вместо Эзеля было поручено возглавлять генералу Бекиру Кальонджу.

В итоге премьеру удалось провести на ключевые армейские посты своих ставленников и свести роль вооруженных сил в политике к минимуму. Теперь все преграды для реформ, которые наметил Эрдоган, сняты.

По мнению экспертного сообщества, в скором времени страна может из парламентской превратиться в президентскую республику с Эрдоганом в качестве главы государства.
Правда, пока законы об особой роли военных в политической жизни страны продолжают действовать. Однако с их отменой, которая, очевидно, случится в ближайшее время, можно будет говорить об окончании целой эры в истории Турции.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что нынешние события вовсе не случайны. Помимо того, что в последние десятилетия все больше военных режимов по всему миру трансформируются в гражданские, применительно к Турции существует и еще одно немаловажное обстоятельство. Дело в том, что идея европеизации, которую в первой половине ХХ века отчаянно отстаивал Мустафа Кемаль, потерпела крах. В ЕС Анкару, судя по всему, никогда не примут, а создание единой турецкой нации обернулось кровавой войной с курдами, конца которой также не видно.

В обмен на прежние установки Эрдоган, чья партия находится у власти в стране с 2002 года, предлагает гражданам новые ценности, среди которых – национальная культура, история и, естественно, ислам. Именно на базе этих ценностей турецкому обществу предлагается сегодня объединиться. Пока премьеру поставленные задачи удается реализовывать. Демократия вполне успешно сочетается с исламом, а экономика продолжает стремительно расти. Неслучайно, что «арабская весна народов» Турцию не захватила. Власти пользуются доверием населения, поэтому для закрепления успеха поставить армию на место и отправить ее в казармы руководству государства было необходимо.

Михаил ВОВК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter